Файл: Системный подход к менеджменту (Содержание и специфика системного подхода к менеджменту).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Содержание и специфика системного подхода к менеджменту
1.1 Возникновение и история развития системного подхода к менеджменту
1.2. Основные характеристики системного подхода к менеджменту
Глава 2. Системный подход к менеджменту в современных условиях
2.1. Особенности системного подхода к менеджменту в ХХI веке
2.2. Анализ функционирования системного подхода в современных условиях
Таким образом, в отечественной науке управления отечественными организациями нет четкого и единого понимания сущности понятия «менеджмент». Вследствие этого, например, В. А. Абчук справедливо отмечает, что, во-первых, большинство опубликованных у нас книг по менеджменту, в том числе и учебники – иностранного происхождения. Российскому же читателю сегодня необходимо получать информацию, привязанную, прежде всего, к отечественным законам, другим нормативным актам и основанную на реалиях нашей жизни. Всего этого, естественно, в книгах-переводах (или представляющих перепевы зарубежных) нет и быть не может. Во-вторых, материал многих учебников носит сугубо теоретический, порой абстрактный характер, в то время как читатель ищет в литературе ответы на злободневные запросы жизни, практической помощи, необходимой для повседневной деятельности[14].
В тоже время понятие управление часто рассматривается отечественными исследователями в различных новых словосочетаниях. Так, например, сегодня в отечественной науке и практике управления организациями много говорят об управлении проектами, управлении качеством, управлении рисками, управлении изменениями, управлении финансами, управлении запасами, давая совершенно разные трактовки понятия «управление». При этом чаще всего речь идет об экономических аспектах реализации проектов, обеспечения качества продукции, снижения негативных последствий возможных рисков, принятия сотрудниками организаций организационных изменений, рационального использования финансов, а не об управлении ими в классическом понимании сущности научного понятия «управление». Как отмечает. Т. Ю. Иванова, в настоящее время в отечественной науке управления организациями «вопрос терминологии пока можно считать открытым»[15]. Вследствие этого, можно полагать, что некоторыми отечественными исследователями идет манипулирование понятием «управление», в результате чего подвергаются «ревизии» базовые основы отечественной науки управления организациями. При этом Б. Г. Литвак отмечает, что подобное возможно в силу того, что «в многочисленной литературе по управлению нет единого понятийного аппарата»[16].
Так что же надо понимать под «менеджментом» в отечественной науке управления? Например, в «Международном справочнике по менеджменту», изданном в Англии, приводится такое определение менеджмента: «Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью»[17]. И ведь в данном определении, по нашему мнению, четко прописано, что сущность менеджмента связывается с эффективным использованием и координацией использования всех ресурсов организации. В данном случае объектом менеджмента четко прописываются ресурсы организации. И мы действительно можем взять данное определение за основу понимания сущности понятия «менеджмент». Но такими ресурсами, как материальные, финансовые, технологические, нельзя руководить, ими можно только распоряжаться, обеспечивая их сохранность, оптимальное с позиций интересов деятельности организации распределение и эффективное использование для достижения профессиональных (производственных) целей. В этом принципиальное различие понятий «управление» и «менеджмент»[18].
Однако, когда сотрудники организации с позиций концепций управления персоналом и управления человеческими ресурсами становятся конкурентным ресурсом организации, проявляется общность понятий «управление» и «менеджмент». Все это необходимо учитывать при решении управленческих проблем, как в науке управления, так и в практике управления отечественными организациями. Но в данном случае меняется задача руководителей: не заставлять подчиненных работать, а создавать им наилучшие условия для использования их возможностей в интересах организаций. Это можно сравнить с ситуацией управления в спорте, когда тренер обеспечивает спортсмену все возможные условия жизни и тренировок, которые позволят достичь наилучшего результата.
1.2. Основные характеристики системного подхода к менеджменту
Изучение подсистем организации как объекта управления необходимо начать с выяснения сущности организации как системы. Мнения некоторых ученых представлены в таблице 1.
Таблица 1
Определение понятия «организация» с точки зрения
системного подхода
Содержание понятия «организация» |
Автор(ы) |
1 |
2 |
Организация представляет собой систему, в которой люди иерархически соединены в общность для достижения цели[19] |
О. Н. Демчук, Т. А. Ефремова |
Организация представляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций[20] |
Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л. Е. |
Под организацией понимается официальное объединение или общественная структура (предприятие, орган власти, компания, институт), то есть «это реально существующая целенаправленно функционирующая социальная система»[21] |
А. Ю. Смирнова |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
Организация - разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил[22] |
В. Н. Парахина, Т. М. Федоренко, Е. Ю. Шацкая |
Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность[23] |
Е. В. Либкина, Н. Е. Рябикова, В. А. Чепурин |
Проанализировав понятия, приведенные в табл.1, отметим, что есть много сходств во мнениях ученых, однако есть и моменты, встречающиеся лишь в единичных случаях. Поэтому обобщив представленные варианты, по мнению автора, получим более полный и точный результат. Итак, организация – это иерархическая социально-экономическая система взаимосвязанных элементов, которая на основе определенных принципов и правил достигает своих поставленных целей путем решения проблем и осуществления операций. Как видим из полученного определения, организация состоит из элементов (подсистем) и достигает целей с помощью решения проблем (управления).
С точки зрения менеджмента, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. По сути, это наиболее крупные подсистемы, образующие систему управления организацией (Рисунок 1).
Показанная на рисунке 1 схема, представляет собой наиболее распространенный подход к делению организации на подсистемы, рассмотрим другие варианты. Так Л. С. Ружанская выделяет четыре специфические подсистемы организации: технологическую, формальную, внеформальную, неформальную[24].
Рисунок 1. Схема взаимодействия подсистем организаций, составляющих систему управления
В 1983 г. Джеймс Клоусон представил системную модель организации, состоящую из шести обязательных подсистем: подсистема управления является органом, формулирующим цели, планы и средства контроля; подсистема адаптации отслеживает экономическую обстановку; подсистема контроля поступлений; подсистема производства; подсистема контроля оттоков; подсистема поддержки.
Так же модель организации из шести подсистем в 1999 г. представили С. Адамс и Б. Адамс: система коммуникаций обеспечивает организацию открытым свободным обменом информацией; система лидерства (стратегического управления) создает и поддерживает условия процветания организации; система норм позволяет организации оценивать собственные достижения; система производства регулирует средства и методы производства товаров и услуг, востребованных потребителями; система ответственности формирует такую среду, в которой люди чувствуют себя ответственными за эффективность деятельности организации; система производительности труда отбирает, поддерживает и развивает сотрудников, соответствующих целям организации.
О. Н. Демчук делит организацию на такие подсистемы:
- технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях;
- организация (как процесс) – это организационная структура, организационные регламенты работы, организационная культура;
- экономика организации;
- персонал организации[25].
Достаточно распространенным является следующий вариант видов подсистем организации, представленный в учебном пособии «Теория организации» Л.С. Ружанской, А.А. Яшина и Ю. В. Солдатовой:
- техническая подсистема включает технические устройства (машины, приборы) или технологические процессы, основанные на применении технических средств;
- биологическая подсистема включает флору и фауну, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы. Это организмы людей, животных. Эволюционные процессы происходят медленнее, чем в технических подсистемах, что и является причиной ограниченности набора решений;
- социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. Эта подсистема объединяет людей и обладает наибольшим разнообразием функционирования. Набор решений также в значительной части отличается, что обусловливается быстротой изменения сознания человека. В социальной подсистеме нет выдающихся общепризнанных лидеров. Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая – техническую. Социальные, биологические и технические системы могут быть искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми (детерминированные и стохастические системы), жесткими и мягкими[26].
Как видим, вариантов разделения организации на подсистемы существует множество. Отличаются они как количеством подсистем, так и их содержанием, ведь рассматривают их под разными ракурсами. Хотелось бы отметить, что наиболее подходящей под определение «объект управления» является производственная подсистема, выделенная Джеймсом Клоусоном. В свою очередь она подразделяется на: социальную – комплекс отношений между людьми как организационное проявление системы; производственно-техническую – материальные средства: комплекс машин и оборудования, материалов, инструментов, энергии; подсистему информации – информационные элементы и их взаимосвязи. Производственная подсистема представляет собой ядро деятельности организации, вокруг которого сформированы другие подсистемы.
Управление именно этой подсистемой является приоритетной задачей руководства любой организации.
Выводы по главе 1
Управление - это структурированная деятельность субъектов, направленная на достижение осознанного, общественно значимого результата, посредством системы деятельности субъектов, которая осуществляется через их кооперацию на основе полного общения.
Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность. Системный подход — направление в менеджменте, в основе которого лежит рассмотрение организации как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений.
Глава 2. Системный подход к менеджменту в современных условиях
2.1. Особенности системного подхода к менеджменту в ХХI веке
Развитие системного подхода в менеджменте приводит к тому, что в настоящее время интегрированные корпоративные системы сформировались во всех отраслях народного хозяйства: группы Газпром, Роснефть, Лукойл (нефтегазовая отрасль), СИБУР-Холдинг (нефтехимическая), Северсталь, Новолипецкий металлургический комбинат (металлургическая), Ростелеком (телекоммуникационная), АВТОВАЗ, КАМАЗ (автомобилестроение), Уралкалий (химическая).
Основным способом формирования таких систем являются процессы интеграции.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Винкор Никсдорф», которое является дочерней компанией немецкого концерна Wincor Nixdorf. В России концерн представлен дочерней компанией ООО «Винкор Никсдорф», которая была учреждена 1 октября 2007 г. и переняла эстафету у представительства компании действовавшего на территории Российской Федерации с 2004г. Wincor Nixdorf в России является членом Ассоциации Российских Банков и Союза немецкой экономики в России.
Профиль деятельности: Информационные технологии, сопровождение и продажа оборудования и ПО.
Адрес: 127473, Россия, Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16, строение 2, подъезд 5.