Файл: Генри форд и массовое производство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Наша идея была разделить прибыль. Прибыль принадлежала трём группам: во-первых, предприятию, чтобы поддерживать его в состоянии устойчивости, развития и здоровья; во-вторых, рабочим, при помощи которых создаётся прибыль; в-третьих, до известной степени также и обществу. Рабочих мы разделили на 3 группы, и доля каждого была разной. Эти категории состояли из:

1) женатых людей, которые жили со своей семьёй и хорошо содержать её.

2) холостых, старше 22 лет, с явно выраженными хозяйственными привычками.

3) молодых мужчин, моложе 22 лет, и женщин, которые служили единственной опорой для каких-нибудь родственников.

"Пять долларов за рабочий день" - сердцевина фордовской социальной программы. Во всех заявлениях компании этот главный пункт назывался "разделом прибылей", но фактически устанавливалась новая минимальная ставка, состоявшая из двух частей - основной ставки и надбавки (доли в прибылях). Получавшие ранее от 23 до 38 центов в час при 9-часовом рабочем дне получали ту же основную ставку за 8 часов и надбавку, доводившую расчетную сумму до 5 дол. в день. Это и был новый заработок для большинства рабочих. Высокооплачиваемым рабочим, получавшим от 38 до 48 центов в час, теперь платили, вместе с надбавкой, до 6 дол. в день, а получавшим более 48 центов - до 7 дол. Это уже "потолок", дальше начинались ставки служащих. В начале апреля 1914 г. около 200 рабочих зарабатывало 7 дол. в день, примерно тысяча - 6 дол., и 15 тыс. работников получали или готовились получать по 5 дол.

В начале 1914 г. в компании был создан социологический отдел, изучавший поведение и материальное положение рабочих (отсюда его название) и дававший рекомендации о выплате надбавок. Вначале им руководил инженер Джон Р. Ли - тот, что в конце 1913 г. объяснил Форду причину драки рабочих в цеху, а с 1917 г. - отставной священник местной епископальной церкви Сэмюел С. Маркуис. Оба доброжелательно относились к рабочим и стремились не просто собирать о них необходимые сведения, но и проводить настоящую социальную работу.

На каждого рабочего заводили личное дело. Это подробная анкета, в которой содержались биографические сведения, в том числе о том, работал ли он раньше в компании Форда (в этом случае надо было установить, по какой причине он уволился или был уволен); личные данные: вероисповедание, знание английского языка, национальность, семейное положение, гражданство, продолжительность проживания в Детройте и в США, количество иждивенцев и отдельно - сведения о них; информация о материальном положении рабочего и его семьи; наконец, оценка его привычек и образа жизни.


Главным в деятельности социологического отдела оставался контроль за тем, чтобы рабочие рационально использовали свою долю в прибылях. Иметь дополнительные источники дохода не запрещалось, но тогда рабочим отказывали в надбавке. Если они "сдавали угол" квартирантам, то ухудшали свои жилищные условия и нарушали семейное уединение. Когда их жены работали, то дети росли без присмотра, а домашнее хозяйство разваливалось. Внебрачное сожительство считалось не только аморальным поступком: оно ухудшало быт рабочего и снижало его доход, а выдавать "подружек" за родственниц считалось дачей ложных сведений. Порицалась и отправка большей части заработка на родину, поскольку это лишало рабочего возможности пользоваться надбавкой.

Подведём итоги. Организовав своё дело, Форд совершил новаторский прорыв в искусстве ведения бизнеса. Во-первых, на его предприятии существовала чёткая иерархия управленческого аппарата. Каждый сотрудник занимался своим делом - директор управлял, а рабочий выполнял. Во-вторых, Форд добился стандартизации производства, что позволило ускорить, а впоследствии удешевить процесс производства. В-третьих, Форд добился максимальной рационализации производства, благодаря конвейеру, чёткой разбивке операций между рабочими и обеспечение своего производства необходимой инфраструктурой позволило Форду ежегодно снижать цены и повышать заработную плату рабочим, т.к.снижались издержки производства. В-четвёртых, Форд был первым бизнесменом, который активно использовал рекламу, которая принесла ему немалую известность. В-пятых, Форд выработал свою методику работы с клиентом, которая позволяла делать продажи более высокими.

Как оказалось позднее, не все методы организации производства, разработанные Генри Фордом, имели созидательные последствия. Стандартизация или массовость с одной стороны имеют положительную сторону - автомобиль массовый, каждый может его купить, с другой стороны, при данном типе производства отсутствует индивидуальный подход к покупателю. Г. Форд забыл о богатых людях, он думал только о среднем слое населения. Зажиточные категории населения не устраивала в его автомобилях однотипность, им хотелось отличаться от простых людей, имея в салоне роскошную отделку, более высокие технические характеристики, другой цвет, а не стандартный чёрный. Проигнорировав эти желания, Г. Форд впоследствии потеряет свою популярность.

Своей социальной программой Генри Форд продемонстрировал, что он не является жестоким тираном-монополистом. В отличие от своих конкурентов Г. Форд желал улучшить положение своих рабочих. В дальнейшем он сократил рабочий день до восьми часов, стал платить стабильную заработную плату 5 долл. в день, обеспечил максимально комфортные условия на своей фабрике.


Благодаря, социальной политике Форд добился огромных успехов в бизнесе. Как он писал, что "сытый" рабочий работает лучше. Действительно, программа 5 долл. в день стала огромным стимулом для рабочих. Рабочие стали работать гораздо старательнее, быстрее, что принесло в будущем огромные прибыли, сделав Форда миллиардером.

Социальная политика Форда имела и другую сторону медали. С одной стороны Форд заботился о рабочих, но с другой стороны эта забота была ориентирована, прежде всего, на само производство. Как он говорил, что "сытый" рабочий работает лучше, а это было самым главным для Форда. Форду нужна была более высокая отдача рабочих в производстве, а чтобы отдача была полной необходимо позаботиться о своих сотрудниках.

Можно сказать, что Форд мыслил как истинный и талантливый бизнесмен, которого интересовала, прежде всего, прибыль.

Заключение

Далеко не все знают, что Генри Форд, который известен, прежде всего, как основатель американской автомобильной промышленности, является также крупной фигурой в истории научного менеджмента. Успех, которого он достиг в бизнесе, во многом зависел от его теории, получившей название «фордизм».

По его мнению, задачу промышленности нельзя видеть только в удовлетворении надобностей рынка (хотя без этого никакая промышленность существовать не может), а необходимо так организовывать производственный процесс, чтобы, во-первых, можно было снизить цены на продукцию, а во-вторых, повысить оплату труда работников.

Генри Форд полагал, что правильная организация производства предполагает: замену ручного труда машинным, заботу о рабочих, заключающуюся в создании благоприятных условий труда (чистота в цехах, уют), а также повышение качества продукции и развитие сети сервисного обслуживания.

Он стремился расчленить процесс производства на мельчайшие операции, в результате которого движение изделий от одного работника к другому зависело бы лишь от скорости, с которой выполняется операция, собственно это и позволило ему снизить себестоимость продукции.

С точки зрения специалистов по менеджменту конца XX в., Генри Форд не был выдающимся инженером или предпринимателем, а скорее должен рассматриваться как незаурядный координатор и стремящийся к саморекламе «импресарио», умело воспользовавшийся многими существовавшими в то время тенденциями. Бессистемность многих его действий, предубеждения и нередко ревнивое и своевольное поведение признаются многими, в том числе и восхищающимися им людьми.


Однако при этом нельзя не упомянуть и о многих его инновациях, его гибкости в серьезных ситуациях, об отношениях с профсоюзами в последние годы жизни, а также и о том, что он был специалистом в своей области и сумел достичь в ней выдающихся результатов.

Список литературы

1.Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 504с. (стр. 44-51)

2.Под редакцией проф. Д.Д. Вачугова. Основы менеджмента: Учеб. для вузов/Д.Д.Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 376с.: ил. (стр. 27-28)

3.Грейсон Дж. Американский менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ. - М.: Экономика, 2001. 319с. (стр. 10-22, 46-54)

4.Грибов В. Д. Менеджмент. – М.: КноРус, 2007. – 280с. (стр. 11-13).

5.Грачёва К.А., Захарова М.К., Одинцова Л.А. и др.Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент): Учеб. для студ. машиностроительных вузов; Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова.– М.: Высшая школа, 2003, - 470с. (стр. 203-213)

6.Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. – М.:Дело, 1996. – 272с. (стр. 52-56, 61-66).

7.Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 560с. (стр. 80-84)

8.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие/Н.И. Кабушкин. – 10-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2007. – 336с. (стр. 54-67, 114-123)

9.Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов/Г.Б. Казначевская, И.Н. Чуев, О.В. Матросова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 378 (1) с. – (Высшее образование), (стр. 168-175, 182-184).

10.Ладенко И.С., Поляков В.Г. Интеллект управления и консультирование. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 2002. 176с. (стр. 33-37).

  1. Ладенко И.С., Поляков В.Г. Интеллект управления и консультирование. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 2002. 176с. (стр. 33-37).

  2. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов/Г.Б. Казначевская, И.Н. Чуев, О.В. Матросова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 378 (1) с. – (Высшее образование), (стр. 168-175, 182-184).

  3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие/Н.И. Кабушкин. – 10-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2007. – 336с. (стр. 54-67, 114-123)

  4. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 560с. (стр. 80-84)

  5. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. – М.:Дело, 1996. – 272с. (стр. 52-56, 61-66).

  6. Грачёва К.А., Захарова М.К., Одинцова Л.А. и др.Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент): Учеб. для студ. машиностроительных вузов; Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова.– М.: Высшая школа, 2003, - 470с. (стр. 203-213)

  7. Грибов В. Д. Менеджмент. – М.: КноРус, 2007. – 280с. (стр. 11-13).

  8. Грейсон Дж. Американский менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ. - М.: Экономика, 2001. 319с. (стр. 10-22, 46-54)

  9. Под редакцией проф. Д.Д. Вачугова. Основы менеджмента: Учеб. для вузов/Д.Д.Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 376с.: ил. (стр. 27-28)

  10. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 504с. (стр. 44-51)