Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
Массовое производство — представляет собой форму организации производства, характеризующуюся постоянным выпуском строго ограниченной номенклатуры изделий, однородных по назначению, конструкции, технологическому типу, изготовляемых одновременно и параллельно.
Особенностью массового производства является изготовление однотипной продукции в больших объемах в течение длительного времени. Важнейшей особенностью массового производства является ограничение номенклатуры выпускаемых изделий. Завод или цех выпускают одно-два наименования изделий. Это создает экономическую целесообразность широкого применения в конструкциях изделий унифицированных и взаимозаменяемых элементов. Для изделий характерна высокая стандартизация и унификация их узлов и деталей. Массовое производство характеризуется высокой степенью комплексной механизации и автоматизации технологических процессов. Массовый тип производства типичен для автомобильных заводов, заводов сельскохозяйственных машин, предприятий обувной промышленности и др. Дифференцированный технологический процесс позволяет узко специализировать рабочие места посредством закрепления за каждым из них ограниченного числа деталеопераций. Для массового производства характерна линейная или поточная планировка, где каждое выпускаемое изделие фактически проходит одни и те же операции обработки.
Фактор |
Серийный тип |
Номенклатура |
Одно или несколько изделий |
Повторяемость выпуска |
Постоянно повторяется |
Применяемое оборудование |
В основном специальное |
Расположение оборудования |
Цепное |
Разработка технологического процесса |
Подетально-пооперация |
Применяемый инструмент |
Преимущественно специальный |
Закрепление деталей и операций за станками |
На каждом станке выполняется одна и та же операция над одной детали |
Квалификация рабочих |
В основном невысокая, но имеются рабочие высокой квалификац. (наладчики) |
Взаимозаменяемость |
полная |
Себестоимость единицы изделия |
Низкая |
Массовый тип производства характеризуется постоянным и непрерывным выпуском строго ограниченной номенклатуры продукции, поэтому массовому и крупносерийному производству соответствует поточный метод организации производства.
Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции при больших объемах выпуска создает экономическую целесообразность широкого применения в конструкциях изделий унифицированных и взаимозаменяемых элементов, тщательной разработки технологических процессов, операции которых дифференцируются до отдельных переходов, трудовых действий, приемов и выполняются на специальном оборудовании. В массовом производстве значительно повышается удельный вес специального оборудования и высокопроизводительной оснастки, механизированных и автоматизированных процессов.
Дифференцированный технологический процесс позволяет узко специализировать рабочие места путем закрепления за каждым из них ограниченного количества деталеопераций (1-3), поэтому здесь используется труд узкоспециализированных рабочих-операторов. Вместе с тем применяется труд высококвалифицированных рабочихналадчиков.
Резко сокращается объем всякого рода ручных работ, исключаются доводочные работы. Все организационные условия деятельности предприятия стандартизируются, все функции управления централизируются. Массовый тип производства обеспечивает наиболее полное использование материалов и оборудования, наиболее высокий уровень производительности труда и самую низкую себестоимость продукции.
2. Вклад Генри Форда в развитие массового производства
2.1. Принципы управления по Г. Форду
Для Форда характерно мудрое общечеловеческое содержание суждений, стремление к справедливости. В свое время наблюдая алчную погоню американцев за деньгами, Г. Форд с огорчением отмечал, что акции и облигации для них важны, а не работа. Позиции Форда были иными. На первое место он ставил труд и принципы служения обществу. Он говорил: делай прилично работу и она даст доход. Деньги ничего не стоят, так как сами не могут создавать ценности. Капитал должен стать средством производства. Он стоит столько, сколько производит. Прибыль всегда должна идти за производством, а не предшествовать ему. Перевес финансовых интересов губит принцип служения[6].
Кратчайшая дорога к деньгам, подчеркивал Форд, лежит через труд. Кто обладает мыслительной силой и работоспособностью, неминуемо будет иметь успех. Праздность и труд дают различные результаты. Кто стремится к покою и создает себе досуг, не имеет основания жаловаться. Он не может одновременно и предаваться праздности и пожинать плоды работы.
Актуально для нашего времени поисков нового пути в развитии общества следующее высказывание Форда: "Дела - это ничто иное как работа. Наоборот, спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами - она означает не больше и не меньше, как более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства… Работа и тоолько работа в состоянии созидать ценности."
Принцип трудового служения должен излечить и излечит болезнь так называемых "плохих дел", тем самым мы пришли к практическому осуществлению принципа служения.
Производство, для Форда, - предпосылка и условие прогрессивного развития всех сфер жизни человечества.
Г. Форд привлек внимание и к паразитическому характеру бюрократии, плодящей бумаги и отчеты с целью приобретения титулов и синекур.
В производстве для Форда главной является та же цель, что и в жизни в целом - простота. Он говорил: следует взять что-либо, доказавшее свою пригодность, и устранить в нем все лишнее. Устраняя излишние части и упрощая необходимые, мы одновременно устраняем и излишние расходы по производству. Мы должны исходить из фабриката: действительно ли он так хорош, как должен быть - выполняет ли он в максимальной степени свое назначение. Затем - применен ли материал лучший из возможных. И, наконец, - допускает ли он упрощение в конструкции и уменьшение веса. Универсальная машина должна отличаться, по Форду, следующими качествами[7]:
1. Первоклассный материал для наиболее длительного и частого употребления.
2. Простота, так как публика не состоит из механиков.
3. Достаточная сила мотора.
4. Полная благонадежность.
5. Легкость.
6. Безопасность в езде. Следует быть всегда хозяином скорости езды, чтобы предупредить всякий сомнительный случай.
7. Незначительный вес автомобиля. Чем тяжелее двигатель, тем больше требуется бензина, масла. Чем легче вес, тем меньше расходы по движению.
Форд сумел убедить человечество, что автомобиль не забава и не роскошь, а средство передвижения и высвобождения времени. В 1922г. концерн "Форд" выпускал каждый второй автомобиль в мире и три из пяти в США.
2.2. Управление организацией по Г. Форду
Генри Форд продолжил дело Тейлора в области организации производства. Не имея серьезного образования, являясь изобретателем, практиком и просто энергичным человеком, Генри Форд все эти качества перенес и на свою деятельность как инженера и менеджера. Не доверяя специалистам с образованием, он соответствующим образом построил и управление в своей компании, подчеркивая отсутствие на своих предприятиях организации, должностей и административной.
Среди основных идей наибольшей известностью пользуется применение им сборочных линий и налаживание высокоэффективного массового производства. Причем наряду с широким использованием механизации, которая в скором времени стала одной из типичных черт промышленного производства, Г. Форд осуществил глубокую вертикальную интеграцию.
Заслуживает внимания и такое нововведение промышленника, как непрерывно перемещающиеся запасы, что практически явилось прообразом системы «точно вовремя»[8].
Особого внимания заслуживает специфическое отношение Г. Форда к социально-трудовым отношениям. В соответствии со своими представлениями о структуре и методах управления Г. Форд считал, например, что задача высшей администрации состоит в отслеживании того, чтобы все отделения работали в направлении общей цели, когда одному из них нет необходимости знать о деятельности другого. Возможность личного общения рабочих на производстве совершенно отвергалась, ибо «фабрика…не клуб».
«Важная роль» человека, о которой он говорил, отнюдь не понималась им как честное закручивание гаек на сборочном конвейере. Ему была не безразлична судьба тысяч рабочих. Он создавал условия для их духовного развития. Такие условия в тогдашней Америке были только в компании Форда.
Солидная зарплата, позволявшая снимать нормальное жилье для семейных. Добротные общежития для холостых. Нормированный рабочий день. Практически стопроцентные гарантии трудоустройства. На всех предприятиях Форда тяжелые работы выполняли машины; жестким требованием организации производства является оперативное внедрение лучших научно-технических новшеств; обязательным параметрам производственной среды — чистота, гигиеничность, уют, строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении для выполнения различных операций — монотонных и требующих творческого подхода[9].
Достаточно широко известен факт установки Г. Фордом заработной платы 5 долларов в день (что приблизительно в 2 раза превышало среднюю зарплату в автомобилестроении США). Причем через некоторое время зарплата выросла до 6 долларов, однако вряд ли этот факт свидетельствует о стремлении предпринимателя к благотворительности как таковой. Более вероятной представляется версия, что при росте зарплаты и снижении цен на автомобили (которые относились к предметам роскоши) вырастет их потребление, а в вопросе прибыли, по утверждению самого Форда, он полагался на «размеры сбыта». Соответственно, это обеспечило бы наряду с ростом прибыли и реализацию идеи о доступности автомобиля.
Таким образом, Г. Форд был одним из основоположников современного представления о рабочем как потребителе и, соответственно, развитии рынка через массовое производство и высокие зарплаты.
Следует однако отметить, что объявленные 6 долларов платили далеко не всем работникам. Часть из этой суммы составляла премию, для получения которой рабочий должен был удовлетворять ряду требований. Так, женатый человек должен был жить со своей семьей и заботиться о ней, холостой — вести здоровый образ жизни, молодой — содержать родителей.
Для социальной работы в компании был создан институт «социальных инженеров», имевших в своем распоряжении «сестер милосердия», которые ходили по домам рабочих, выясняли круг их интересов и настроений[10].
Проводя такую стратегию, Форд стал еще и «кризисным менеджером» громадного мегаполиса. С 1910 по 1920 год в связи с бурным развитием промышленности население Дейтройта удвоилось благодаря притоку не только разорившихся фермеров, но и эмигрантов-гастарбайтеров. В городе назревали социальные катаклизмы — криминализированные землячества не желали ассимилироваться. Многие новоиспеченные детройтцы не знали и знать не желали не только местного культурного уклада, но и английского языка.
Форд боролся с этими опасными демографическими явлениями на своих заводах. Он открыл бесплатную школу, где иммигранты учили язык, проходя заодно социальную адаптацию. Создал так называемый «социальный отдел», сотрудники которого посещали жилища рабочих, выявляя проблемные семьи. Выпивохам, посетителям притонов, поколачивающих домочадцев и тяготеющим к прочей асоциальности делалось предупреждение. Через три месяца можно было нарваться на второе и последнее предупреждение.
В результате Детройту удалось избежать превращения в криминальный Клондайк — столица мирового автопрома развивалась цивилизованно, что тоже задало социальные стандарты на весь XX век.