Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития розничной торговли в России
1.2 Классификация и характеристика розничных торговых предприятий
Глава 2. Анализ развития розничной торговли на примере “ООО Виктория”
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия розничной торговли
2.2 Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия “ООО Виктория”
2.3. Оценка розничной торговли ООО «Виктория» и основные предложения по ее совершенствованию
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в особой важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только быстро реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
Цель курсовой работы – изучение теоретических основ розничной торговли на примере предприятия розничной торговли и разработка предложений по ее совершенствованию.
В курсовой работе необходимо изучить следующие задачи:
- Сущность и функции розничной торговли;
- Классификация и характеристика розничных торговых предприятий;
- Тенденции развития розничной торговли в России;
- Анализ развития розничной торговли на примере “ООО Виктория”.
В процессе развития российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Развитие розничной торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, края, области, района при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров.
Розничная торговля не стоит на месте и меняется вместе с изменением человеческого общества. Непостоянство потребительского поведения является самым сильным генератором изменений в розничной торговли.
Глава 1. Теоретические аспекты развития розничной торговли в России
Сущность и функции розничной торговли
Торговля – одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, посредством которой осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. На сегодняшний день торговля занимает одно из главных мест в экономике государства. Она осуществляет равновесие товарного предложения и потребительского спроса, что помогает избежать дефицита товаров или избытка предложения. Также торговля является одним из главных источников поступления денежных средств в бюджет страны.
Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.
Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции. Благосостояние населения и регионов оценивается, в первую очередь, по уровню торгового обслуживания.
Функции, которые должна выполнять розничная торговля для обеспечения успешной реализации товаров конечным покупателям, определяются ее сущностью и заключаются:
в изучении спроса на товары и их рыночного предложения, поддержании баланса между предложением и спросом;
в формировании торгового ассортимента, удовлетворении потребностей населения в товарах;
в организации товародвижения, доведении товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
в формировании товарных запасов и поддержании их на необходимом уровне;
в рекламно-информационной работе розничных торговых предприятий;
в осуществлении торгово-технологических операций с товаром — таких как хранение, производственная доработка (фасовка, упаковка и т.п.); размещение и выкладка в торговом зале, совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;
в формировании спроса и стимулировании сбыта на реализуемые товары;
в выборе наиболее эффективных методов продажи товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций);
в оказании покупателям комплекса услуг, облегчающих процесс не только покупки, но и использования товара (прием предварительных заказов, продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных товаров покупателю, сборка и установка купленных товаров на дому у покупателя, обучение покупателя правилам эксплуатации технически сложных товаров, подарочная упаковка приобретенных товаров и т.д.);
в удовлетворении потребностей населения в товарах;
в доведении товаров до конечных покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам непосредственной продажи;
в поддержании баланса между предложением и спросом;
в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема производимых товаров;
в совершенствовании технологии торговли и улучшении обслуживания покупателей.
Розничная торговля – это последний этап в канале распределения, который включает все предприятия (фирмы) и всех людей, участвующих в процессе физического перемещения товаров и услуг, а также в передаче права собственности на эти товары и услуги от производителя потребителю. Схема типичного канала распределения показана на рис. 1.
Рис. 1 – Схема типичного канала распределения
В канале распределения розничные торговцы играют важную роль связующего звена между производителями, оптовыми торговцами и другими поставщиками, с одной стороны, и конечным потребителем – с другой. Многие производители предпочитают выпускать какой-то один основной тип продукта и продавать весь его запас как можно меньшему количеству закупщиков. А конечные потребители предпочитают выбирать из достаточно широкого ассортимента товаров и услуг и покупать их лишь в весьма ограниченных объемах. Именно поэтому розничные торговцы выбирают для себя определенный ассортимент товаров и услуг из различных источников, закупают их в больших количествах, а затем продают их небольшими количествами конечным потребителям. Это называется процессом сортировки потребителей, появляется возможность широкого выбора товаров и услуг. Наличие широкого ассортимента товаров позволяет потребителю совершать все необходимые ему покупки в одном магазине. При этом потребитель может выбрать и купить именно тот вариант продукта, который ему необходим.
Торговое предприятие, выходя на потребительский рынок, где в конкурентной борьбе осуществляется продажа товаров, должно соблюдать определенные правила, основное из которых гласит: чем лучше будут учитываться возможности и пожелания покупателей, тем больше можно продать товаров и ускорить их оборачиваемость.
Реализовав товар и получив заданную прибыль, торговое предприятие достигает своей цели. По своему экономическому содержанию затраченный капитал, который привлекается в качестве оборотных средств, должен компенсироваться продажей товаров. В условиях рынка необходимо реально оценивать динамику и адекватность отдачи денежных активов, вкладываемых в товарно-материальные средства розничным торговым предприятием.
Задачами розничного торгового предприятия в новых условиях хозяйствования являются:
изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность;
определение ассортиментной политики;
формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия;
обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.
При этом особое внимание уделяется взаимодействию розничного торгового предприятия с производителями товаров и оптовыми предприятиями. Все эти составляющие в совокупности образуют технологическую цепочку в процессе доведения продукции до конечного покупателя.
Исходя из задач розничной торговли коммерческая работа осуществляется в следующих направлениях:
- формирование необходимого ассортимента товаров в рамках покупательского спроса;
- развитие закупочной деятельности;
- организация хозяйственных связей с поставщиками;
- осуществление процесса купли-продажи товаров, сопровождаемого коммерческими сделками, товарно-денежным обменом;
- обеспечение устойчивых конкурентных позиций при решении коммерческих задач.
Коммерческая деятельность в розничной торговле должна развиваться с учетом происходящих изменений в экономике переходного периода. Для достижения этой цели может служить целевая программа стратегического планирования коммерческой деятельности розничного торгового предприятия. Она является экономическим обоснованием развития предприятия на коммерческой основе, позволяет оценить собственные потенциальные возможности, содержит контрольные показатели в решении коммерческих задач, обеспечивает формирование финансовых ресурсов.
Итак, основные цели коммерческой работы заключаются в обеспечении доведения товаров до покупателей и торговом обслуживании с учетом требований рынка. Этому способствуют новые условия хозяйствования предприятий розничной торговли. Коммерческие работники имеют большие возможности для проявления самостоятельности, коммерческой инициативы и предприимчивости. Коммерческой деятельности должен быть присущ высокий динамизм, обусловленный изменениями во внутренней и внешней среде, ресурсном потенциале, технологии торговли, финансовом состоянии, что составляет основу функционирования розничного торгового предприятия.
Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требуют рационального размещения магазинов.
Сущность торговли заключается в том, чтобы сделать товар или услугу более доступными для потребителя. В настоящее время отношения между продавцом и покупателем стали более свободными, но все равно это не позволяет сказать с полной уверенностью, что доступность стала 100 %-ой и потребитель может легко и быстро удовлетворить свои потребности.
Существует колоссальная разница между стоимостью товара и его качеством, что реально отражается на удовлетворении потребностей. Очень часто при низкой цене можно получить низкое качество товара или услуги, и наоборот. И получается, что потребитель с невысокими доходами не сможет удовлетворить свою потребность именно в нужном ему качественном товаре, а будет довольствоваться лишь купленным по возможной для него цене товаром.
1.2 Классификация и характеристика розничных торговых предприятий
Продажа товаров конечному потребителю носит название розничная торговля. В борьбе за покупателей, продавцам приходится участвовать в «жесткой» конкуренции, ведь главенствующее положение на рынке занимает – покупатель. Классификацию форм розничной торговли можно представить с помощью рисунка 2.
Розничная торговля через стационарные объекты является наиболее популярной, в Российской Федерации около 85-90% розничного товарооборота приходится именно на стационарные торговые объекты.
Популярность данного вида розничной торговли обусловлено рядом факторов: - расширенный ассортимент товаров; - комфорт условия для покупки и высокий уровень сервиса со стороны сотрудников магазина.