Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 2 – Схема классификации форм розничной торговли.

Внемагазинная торговля включает в себя заказы по интернету и через каталоги продукции. Внемагазинная торговля делится на следующие типы.

Личные продажи – решение о покупке товара принимается непосредственно при личном общении клиента с продавцом. Данный метод наиболее эффективен для продвижения товаров малоизвестных брендов. Личные продажи – данный метод реализации товара является одним из наиболее дорогих, так как посредник забирает до 60% комиссионных от стоимости самого товара. При этом стоит отметить, что применение данного типа торговли позволяет эффективно управлять фондом оплаты труда продавцов, так как они получают процент от продаж и оклад в данном случае отсутствует.

Продажи с заказом. Одним из подкатегорий продаж с заказом является «директ-мейл», согласно данной концепции продавцы доносят информацию о своем продукте с помощью распространения писем, журналов, каталогов среди потенциальных покупателей, список которых приобретают у справочных служб и специальных компаний Телефонные продажи рассматривают как один из элементов личных продаж, но при этом имеет ряд отличий: - низкий уровень доверия покупателей, из-за отсутствия зрительного контакта; - продажа осуществляется по заранее сформированному алгоритму, который составляется для каждой категории товаров.

Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины.

Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания:

- универсальные магазины - Гипермаркет, Универмаг, Универсам (Супермаркет), Гастроном, Товары повседневного спроса и т. п.;

- специализированные продовольственные магазины - Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т. п.;

- специализированные непродовольственные магазины - Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т. п.;

- магазины прочей товарной специализации - Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т. п.;

- неспециализированные продовольственные магазины - Продукты (Минимаркет) и т. п.;

- неспециализированные непродовольственные магазины - Дом торговли, Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т. п.


Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом на типы не подразделяют.

Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли определенного вида, приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Предприятие розничной торговли

Торговая площадь, м2, не менее

Ассортимент товаров

Формы торгового обслуживания

Вид

Тип

Универсальный магазин

Гипермаркет

5000

Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров

Преимущественно самообслуживание

Универмаг

3500-городская торговля

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

650 - сельская торговля

Универмаг "Детский мир"

2500

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Магазин-склад

650

Универсальный ассортимент продовольственных и(или) непродовольственных товаров

Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары

Универсам (Супермаркет)

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частного спроса

Преимущественно самообслуживание

Гастроном

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Товары повседневного спроса

100

Продовольственные и непродовольственные товары частного спроса

Преимущественно самообслуживание

Специализированный продовольственный магазин

Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т. п.

18

В соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок

Специализированный непродовольственный магазин

Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т. п.

18

В соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Магазины прочей товарной специализации

Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т. п.

18

В соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

Неспециализированный продовольственный магазин

Продукты (Минимаркет) и т. п.

18

Узкий ассортимент продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Неспециализированный непродовольственный магазин

Дом торговли

1000

Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия)

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и другие магазины с комбинированным ассортиментом товаров

650

Товарные комплексы соответствующей специализации

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Промтовары

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Комиссионный магазин

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок

Магазины со смешанным ассортиментом товаров

18

Узкий ассортимент продовольственных товаров, не связанных общностью спроса

Индивидуальное обслуживание через прилавок


Таблица 1. Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли.

Под рациональным размещением розничной торговой сети под­разумеваются равномерность и ступенчатость расположения мага­зинов. Основными факторами, влияющими на размещение магази­нов, являются:

- градостроительные (величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, ориентация на перспек­тиву поселения);

- транспортные (направления и интенсивность потоков движе­ния общественного и индивидуального транспорта);

- экономические (эффективность и окупаемость капитальных вложений в строительство магазинов);

- социальные (обеспечение должного уровня торгового обслуживания, создание комфорта и снижение затрат времени покупателей на приобретение товаров).

Розничные торговые предприятия - основа материально-технической базы торговли, завершающая процесс обращения товаров, доводя их до непосредственных потребителей.

Деятельность розничного торгового предприятия связана с реа­лизацией продукции конечному потребителю, что является завер­шающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предме­том розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг по­купателям. Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами вре­мени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровожда­ются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервис­ным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.

Актуальность рынка розничной торговли неоспорима. С изменением экономической ситуации рынок розничной торговли растет и развивается. Подстраиваясь под вкусы потребителей, создаются все новые формы розничной торговли (магазин у дома, дискаунтеры – федеральные торговые сети, онлайн ритейл). С каждым днем влияние федеральных торговых сетей, укрепившихся на своих позициях, возрастает и вход новых предприятий на рынок розничной торговли страны становится труднее.

Тенденции развития розничной торговли в России

Цель стратегии — создать комфортную потребительскую среду. Для этого, государство должно «сохранять баланс между торговыми сетями и малым торговым бизнесом, устраняя административные барьеры и бюрократические препятствия».
Состояние торговой отрасли в России:
- В торговле работают порядка 18% всего занятого населения России.
- Доля торговли в налоговых платежах составляет более 11%.
-В 2017–2018 годах оборот розничной торговли начал расти после снижения в 2015–2016 годах. Рост составил 1,3% в 2017 году и 2,8% — в 2018-м.
-Продажа непродовольственных товаров в 2018 году выросла на 3,5%, продовольственных — только на 2,2%.
- Доля рынков снизилась за последние 10 лет более чем в два раза.
-Доля торговых сетей в общем обороте составила по итогам 2018 года 32,6%, в продовольственном сегменте — 38,6%.
Обеспеченность населения торговыми площадями примерно вдвое ниже, чем в ведущих странах Европы. Создавать «комфортную потребительскую среду», по замыслу Минпромторга, следует через развитие торговых сетей и их взаимодействие с производителями и малым бизнесом, развитие несетевых магазинов (например, семейных и фермерских), распространение вендинговых автоматов, следует из проекта стратегии.
Уровень консолидации российского продуктового сетевого ретейла существенно отстает от показателей иных развитых стран, признает Минпромторг. Поэтому, полагают в министерстве, сети продолжат увеличивать свой товарооборот и будут дальше консолидироваться. Государство, указывают авторы стратегии, не должно искусственно вмешиваться в естественные рыночные процессы, подавляя развитие сетевых форматов, так как сами по себе сети не являются препятствием для развития малого торгового бизнеса. Одной из своих задач министерство называет возрождение уличной торговли, или стрит-ретейла. Под этим форматом подразумевается торговля вдоль пешеходных улиц — небольшие магазины и кафе, расположенные на первых этажах зданий.
Этот формат почти отсутствует в российских городах из-за особенностей советской и постсоветской застройки, отмечают в Минпромторге. Требованиям частично соответствует лишь застройка периода до 1940–1950-х годов, но в целом дома, построенные в 1950–2000-х годах, не подходят для создания оживленной торговой улицы. Также в городах ощущается дефицит небольших качественных торговых помещений площадью10–30кв.м.
Дефицит стрит-ретейла ощущается во всех российских городах, признают авторы стратегии. В качестве решения проблемы предлагается возведение капитальных торговых галерей — объектов недвижимости с переустройством тротуаров, что потребует значительных частных инвестиций. В то же время это позволит увеличить поступление налогов и сборов. Другой возможный вариант — это возведение некапитальных торговых галерей по правилам нестационарных объектов. Но временный характер сооружений и отсутствие капитальных инвестиций не всегда гарантируют твердые права предпринимателям, отмечают авторы стратегии.


Развитие розничной торговли имеет большое значение, как для отдельных регионов, так и для экономики страны в целом. Несмотря на кризисную ситуацию, эта сфера экономики активно развивается, что видно по общему уровню товарооборота. Постоянные положительные изменения в этой сфере все больше привлекают иностранных инвесторов, что, несомненно, носит положительный характер для развития экономики страны.

Глава 2. Анализ развития розничной торговли на примере “ООО Виктория”

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия розничной торговли

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Виктория».

ООО «Виктория» специализируется на розничной продаже продовольственных товаров (кондитерские и хлебобулочные изделия, колбасные изделия (вареные, сырокопченые, полу копчёные колбасы, сосиски и т.д.), молоко и молочные товары (молоко, йогурты, сметана, молочные коктейли и т.д.), полуфабрикаты (котлеты, пельмени и т.д.).

Общая площадь магазина составляет 92 квадратных метра, из них 50 – это площадь торгового зала, остальное пространство занимают складские и подсобные помещения.

Магазин имеет зону для парковки индивидуального транспорта. Все зоны хорошо благоустроены и создают благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей.

Основными целями деятельности ООО «Виктория» является получения прибыли путем реализации продуктов питания.

На рис. 3 изображена организационная структура ООО «Виктория».

Общее руководство магазином осуществляет директор, он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

Директор

Заместитель директора

Торгово- оперативный персонал: -администратор торгового зала


-продавцы

- кассир

Вспомогательный персонал:

- кладовщик

- фасовщик

-грузчик

-уборщик

- водитель

-водитель

Рис 3 – Организационная структура ООО «Виктория».

Заместитель директора магазином руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

Основной (торгово-оперативный) персонал – это администратор торгового зала, продавцы, контролеры-кассиры, т. е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале.

Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей и т. д.

В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.

Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций (проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету и т. д.), выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.

Вспомогательный персонала поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (уборщицы), фасовщики, электромонтеры, техники и т. д.

Организация труда ООО «Виктория» регламентируется Уставом, правилами внутреннего распорядка, Положением о службе персонала, контрактами сотрудников, Договором о материальной ответственности.

Бухгалтерский учет в ООО «Виктория» осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением и возглавляемой главным бухгалтером.

В своей работе ООО «Виктория» взаимодействует с предприятиями и организациями из различных сфер деятельности, такими как:

организации по снабжению предприятия материальными запасами;

предприятия материально-технического обеспечения производства;

торгово-техническое обслуживание;