Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития розничной торговли в России
1.2 Классификация и характеристика розничных торговых предприятий
Глава 2. Анализ развития розничной торговли на примере “ООО Виктория”
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия розничной торговли
2.2 Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия “ООО Виктория”
2.3. Оценка розничной торговли ООО «Виктория» и основные предложения по ее совершенствованию
контролирующие и регулирующие деятельность предприятий государственные органы;
предоставление услуг.
Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного.
ООО «Виктория» отвечает технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
С учетом технологических требований определяются состав помещений магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения товарных и покупательских потоков.
Архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, строительство индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина.
Архитектура здания гармонично сочетается с окружающей застройкой.
Экономические требования предусматривают оптимизацию материальных и трудовых затрат не только в процессе строительства, но и при эксплуатации магазина.
Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации.
Функциональная сторона генерального плана предусматривает зону для посетителей и хозяйственную зону.
Зона для посетителей предусматривает наличие нескольких под зон:
подхода и ознакомления с витринами;
отдыха;
парковки индивидуального транспорта.
Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования, а также для построек хозяйственного назначения создается хозяйственная зона.
Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку.
Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними.
Планировка торговых помещений, а также зон для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных административно-бытовых помещений отвечают следующим основным требованиям:
торговый зал связан с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, для того, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;
торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;
помещения для хранения товаров являются непроходными, с максимально приближенными к ним помещениями для приемки и подготовки товаров к продаже;
помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря располагаются непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;
административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.
Размещение помещений и их планировка направлена на:
обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров;
рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования.
Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников.
Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.
Интерьер торгового зала ООО «Виктория» оформлен просто и лаконично и подчиняется своему основному назначению – выделить товар и подчеркнуть его потребительские свойства для удобства покупателей.
2.2 Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия “ООО Виктория”
Основу коммерческой деятельности ООО «Виктория» на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворение спроса покупателей.
Продажа товаров является завершающей стадией торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.
Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в магазине должны быть определенные товарные запасы, т.к. они предназначены для обеспечения повседневной, бесперебойной торговли. Поэтому запасы товаров в магазине постоянно и равномерно пополняются.
При подготовке товаров к продаже также производятся следующие операции:
проверка соответствия цен, сортности, указанных в сопроводительных документах и на маркировке;
облагораживание товаров (очистка от пыли, удаление смазки, устранение мелких неисправностей, протирка верхнего слоя некоторых продовольственных товаров);
фасовка, предварительная нарезка товаров, укладка их в специальную тару для подачи в торговый зал;
оформление и прикрепление ярлыков цен. Предварительная фасовка и подготовка товаров способствуют повышению производительности труда продавца, более быстрому обслуживанию покупателей, снижению товарных потерь.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от методов их продажи.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.
В ООО «Виктория» применяют следующие методы продажи товаров: через прилавок; по предварительным заказам.
Приходя в магазин, каждый покупатель определяет для себя диапазон цен на товары, которые ему необходимы. Если цены в магазине соответствуют представлениям покупателей, то он остается удовлетворенным и приобретает товар. В обратном, случае у покупателей могут возникнуть отрицательные эмоции, и спрос покупателей на товары останется неудовлетворенным. Поэтому, магазин ООО «Виктория» при формировании цен учитывает данный фактор и использует минимально возможную торговую надбавку, для того, чтобы покупателей устраивала цена, и он получал удовлетворение при покупке товара.
Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок.
В ООО «Виктория» расчет с покупателями ведется также безналичным способом оплаты (с помощью пластиковых кредитных карт), это обеспечивает удобство и скорость обслуживания покупателей.
Прием предварительных заказов на товары, имеющиеся или временно отсутствующие в продаже, осуществляется по телефону, либо в письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина, а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Заказы выполняется в течение 4-8 ч.
Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса.
Основным торговым помещением является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары.
В торговом зале организованы рабочие места администратора торгового зала, продавцов, контролеров-кассиров. Поэтому устройство и планировка торгового зала отвечают требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.
Форма торгового зала ООО «Виктория» имеет прямоугольную конфигурацию с соотношением сторон 1:2. Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товаров в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков.
По своему назначению площадь торгового зала ООО «Виктория» подразделяется на такие основные зоны:
площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров;
площадь, занимаемая узлами расчетов;
площадь проходов для покупателей.
В зависимости от типа здания, размеров и конфигурации торгового зала в магазинах применяются следующие системы размещения оборудования:
линейная с продольным размещением оборудования;
линейная с поперечным размещением оборудования; боксовая и смешанная.
В ООО «Виктория» рабочие места продавцов расположены ближе к подсобным помещениям. Оборудование в торговом зале расположено вдоль стен, по линейной системе расстановки оборудования, которая считается наиболее рациональной, т.к. позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров.
Наряду с выбором эффективных методов продажи товаров важную роль в повышении уровня розничной продажи товаров играет предоставление покупателям различных дополнительных услуг.
С точки зрения взаимосвязи с процессом розничной продажи товаров все дополнительные услуги, оказываемые покупателям в магазине ООО «Виктория», могут быть подразделены на три основных группы:
Услуги, оказываемые покупателям в процессе осуществления ими покупок товаров.
Эти услуги направлены на создание покупателям возможности более эффективно осуществлять процесс выбора, отбора и расчета за товары.
К таким услугам, оказываемым в магазине ООО «Виктория», относятся прием предварительных заказов. Это очень удобно для покупателей, т.к. приобретается всегда свежий, качественный товар, причем, в нужном ассортименте и количестве. Эта услуга была введена для того, чтобы максимально приблизить покупателя к товару и магазину, а также, чтобы покупательский спрос был всегда удовлетворен.
Так же к таким услугам относятся проведение дегустаций товара в магазине. Обычно, когда предприятие-изготовитель, обновляя ассортимент, производит новый товар, то покупателю, пришедшему в магазин, предоставляется возможность продегустировать его и при необходимости сравнить с другими видами товара, для того, чтобы выбрать для себя понравившийся и купить его.
С помощью этой услуги работники торговли ненавязчиво выявляют потребность покупателей в новом виде товара и определяют объем поставок, для того, чтобы покупательский спрос был удовлетворен.
Для удобства потребителей в комплекс дополнительных услуг включается упаковка товаров не только в мешки, но и в фирменные пакеты, которые покупателю вручаются бесплатно вместе с покупкой.
Услуги, оказываемые покупателям в процессе послепродажного их обслуживания.
При комплексной покупке в магазине ООО «Виктория» по желанию покупателей производится доставка товаров к автомашине покупателей и их погрузка, что производит хорошее впечатление у покупателей, а, следовательно, он остается удовлетворен в торговом обслуживании магазина.
Для покупателей, приобретающих большое количество товаров, по необходимости, купленные товары доставляются на дом. Этой услугой часто пользуются оптовые покупатели, что в конечном итоге положительно влияет на финансовые показатели хозяйственной деятельности магазина.
Услуги, не связанные непосредственно с продажей конкретных товаров.
Одной из основных оказываемых услуг в магазине ООО «Виктория» является предоставление необходимой информации о товаре покупателю по телефону, эта услуга очень полюбилась покупателям, так как они могут узнать, есть ли данный товар в продаже, и прийти, чтобы купить его, сократив при этом время для поиска данного товара и приобретения, что повышает уровень торгового обслуживания в магазине.
Возле магазина организована автостоянка для создания максимальных удобств покупателям.
Таким образом, ООО «Виктория» использует не только эффективный метод продажи товаров, но и предоставляет широкий комплекс дополнительных услуг, которые постоянно расширяются и обновляются, т.к. в конечном итоге это приводит к совершенствованию торгового обслуживания.
В процессе розничной продажи товаров конкурентная борьба на российском рынке розничной торговли становится все более острой. Поэтому ООО «Виктория» приходится идти на снижение цен для сохранения своих позиций на рынке.
Цели мероприятий ООО «Виктория» по стимулированию продаж:
-увеличение объема продаж по магазину в целом;
-увеличение объема продаж товара (категории);
-оптимизация запасов;
-оптимизация потоков покупателей;
-привлечение дополнительных покупателей;
-повышение лояльности покупателей.
Основная цель мероприятий по стимулированию продаж заключается в увеличение продаж.
Большинство акций ООО «Виктория» направленно на акцентирование внимание покупателя на определенном товаре – дегустации, лотереи и т.п.
Другая возможная мотивация для проведения мероприятий по стимулированию продаж – оптимизация запасов. Для ООО «Виктория» главная цель проведения подобных акций – продажа товара с истекающим сроком реализации. Часто бывает так, что по каким-то причинам (неточный прогноз потребления, ошибки при определении цены, агрессивное поведение конкурентов) товар заказывается в избыточном количестве, и поэтому оптимизация запасов является наилучшим способом выхода из таких ситуаций.