Файл: Организация хозяйственных связей в торговле (Сущность хозяйственных связей и порядок их регулирования в торговле).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1843
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I Теоретические аспекты хозяйственных связей в торговле
1.1 Сущность хозяйственных связей и порядок их регулирования в торговле
1.2 Значение поставщиков в организации хозяйственных связей
1.3. Виды хозяйственных договоров и условия поставки товаров
Глава II Организация хозяйственных связей в розничном торговом предприятии ПАО (Магнит)
2.1Система управления и основные операционные показатели (Магнит)
1. Через систему единых государственных заказов.
2. Путем прямых горизонтальных связей между предприятиями промышленности и организациями торговли и общественного питания.
3. С помощью посреднических фирм, обеспечивающих поставку продукции и оказывающих услуги по установлению хозяйственных связей между изготовителями и покупателями на договорной основе.
4.Через систему организованных товарных рынков: товарные ярмарки, аукционы, товарные биржи и другие рыночные образования.
Хозяйственные связи оформляются путем заключения договоров (контрактов, сделок), подписанных всеми участниками хозяйственной связи.[11]
Хозяйственный договор соглашение, заключаемое между предприятиями и организациями с целью обеспечения их хозяйственной деятельности и выполнения взаимных обязательств.
Хозяйственные связи на поставку товаров различаются по структуре и числу участников, срокам действия, ведомственному и территориальному признакам.
По структуре хозяйственные связи могут быть:
1.Простые (прямые), 2.Сложные (опосредованные).
К простым (прямым) хозяйственным связям относятся такие, при которых экономические и правовые взаимоотношения по поставкам товаров устанавливаются непосредственно между предприятием - изготовителем товаров и розничным торговым предприятием. В этих случаях изготовители выступают одновременно в роли непосредственных поставщиков продукции, что влияет не только на характер оформления хозяйственных связей, но и на сам процесс их организации и формы воздействия сторон по взаимному выполнению обязательств.[7]
Розничная торговля при установлении прямых договорных связей с изготовителями товаров получает более высокие доходы, чем при поставке товаров через оптовое звено, за счет закупки по более низким ценам в результате сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а следовательно, и уменьшение величины торговых надбавок, устанавливаемых
каждым посредником.
Организация прямых договорных связей розничных торговых предприятий с производственными предприятиями представляет собой наиболее рациональную и экономически целесообразную форму организации хозяйственных связей при поставке товаров простого ассортимента: хлебобулочных изделий, пива, безалкогольных продуктов, муки, крупы, вино - водочных изделий, молочных продуктов, овощей, фруктов.
Организация же таких связей по поставкам товаров сложного ассортимента (тканей, швейных товаров, трикотажа, чулочно - носочных изделий, обуви, галантереи, культтоваров другие) чрезвычайно затруднена в силу действия многих организационно - экономических, торговых, транспортных и других факторов: необходимость подсортировки изделий на оптовых складах, поставка товаров большими партиями, сужение ассортимента, величина розничного товарооборота, удаленность поставщиков от розничной сети. [8]
Товары сложного ассортимента (кондитерские изделия, консервы, макаронные изделия и т.п.) завозятся, как правило, со складов оптовых баз. В зависимости от источников поступления товаров и от порядка завоза товаров применяются как транзитная, так и складская формы товароснабжения.
По товаром сложного ассортимента важной задачей оптовых предприятий является установление прямых договорных связей с предприятиями - изготовителями, поскольку в отличие от розничных предприятий оптовые предприятия, имеющие более значительные объемы товарооборота, чем розничные, и располагающие необходимыми складскими площадями, могут получать товары от поставщиков и изготовителей в размерах транзитных отгрузок с необходимой частотой для комплектования широкого торгового ассортимента и регулярного снабжения товарами розничной торговой сети.
Основными достоинствами прямых хозяйственных связей являются:
1.Увеличение источников закупки товаров и возможность их выбора.
2.Сокращение сроков доставки товаров.
3.Возможность оперативно воздействовать на производителя в целях обновления ассортимента и повышения качества товаров.
4.Отсутствие посредников.
5.Снижение степени коммерческого риска.
Эффективность прямых хозяйственных связей выражается в закупках товаров у производителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а следовательно, уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником.[16]
К сложным (опосредствованным) относятся такие хозяйственные связи, в которых во взаимоотношениях между производителями и потребителями продукции и в осуществлении ее поставок выступают в качестве посредника оптово-торговые организации. Число посредников может быть различно. Они согласовывают между предприятиями количество и ассортимент поставляемой продукции, ее технические характеристики, частные сроки поставок, организуют поставки продукции, участвуют в расчетах с поставщиками и потребителями, а также в договорных обязательствах.[11]
По продолжительности действия хозяйственные связи подразделяются на:
1. Разовые, 2. Краткосрочные, 3. Длительные.
Если потребность в товарах систематическая, то предпочтение отдают прямым длительным связям, так как они гарантируют большую стабильность. Длительный характер хозяйственных связей позволяет поставщикам и потребителям согласовывать сроки производства, поставок и потребления продукции, ее качество и ассортимент и на этой основе повышать эффективность производства, снижать себестоимость и повышать качество производимой продукции. [19]
Применительно к отраслевой структуре экономики все, возникающие между поставщиками и потребителями хозяйственные связи можно подразделить на Два основных типа:
1. Межотраслевые (межсистемные), 2. Внутриотраслевые (внутрисистемные)
При межотраслевых (межсистемных) связях взаимоотношения по поставкам устанавливаются между предприятиями различных систем, министерств, ведомств (промышленное предприятие - оптовая или розничная торговля). Внутрисистемными хозяйственными связями называют договорные отношения между предприятиями и организациями одной системы (оптовая торговля - розничная торговля).
1.2 Значение поставщиков в организации хозяйственных связей
Поставщик— это любое юридическое (организация, предприятие, учреждение) или физическое лицо, поставляющие товары или услуги заказчикам.
Поставщик осуществляет предпринимательскую деятельность в соответствии с условиями заключённого договора поставки, который является одним из видов договора купли-продажи. В соответствии с договором поставки поставщик обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые либо закупаемые им товары (и или услуги) покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием.[1]
Ответственность поставщика
Покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьёй 475 Гражданского Кодекса РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
(Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ) ЧАСТЬ ВТОРАЯ»РАЗДЕЛ 4 Глава 30 Статья 475. Последствия передачи товара ненадлежащего качества
Покупатель (получатель), которому поставлены товары с нарушением условий договора поставки, требований закона, иных правовых актов либо обычно предъявляемых требований к комплектности, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 480 Гражданского Кодекса России, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о некомплектности поставленных товаров, без промедления доукомплектует товары либо заменит их комплектными товарами.
(Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ) ЧАСТЬ ВТОРАЯ РАЗДЕЛ 4 Глава 30 Статья 480. Последствия передачи некомплектного товара
Если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров либо не выполнил требования покупателя о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в установленный срок, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение.[5]
Ответственность по договору поставки может заключаться в уплате неустойки и выполнении взятых обязательств в натуре. В некоторых случаях, предусмотренных договором или законом, возможно расторжение договора
Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. События в среде поставщиков могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность фирмы (цены на товары поставщиков, забастовки у поставщиков и др. факторы).
К поставщикам товаров относят конкретные предприятия различных источников поступления, т.е. тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно-экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги.
1. Поставщики-изготовители - производственные предприятия, фирмы, частные предприниматели и т.д., выпускающие товары потребительского назначения различного ассортимента для удовлетворения спроса потребителей.
2. Поставщики - оптовые предприятия закупают товары у поставщиков-изготовителей, а также у оптовых посредников и реализуют их оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным торговцам и т.д.). Поставщиками - оптовыми предприятиями могут быть оптовые предприятия общенационального (федерального) и регионального уровней различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу оптовой структуры на потребительском рынке, оптовые посредники (предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры) а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т.п.).[1]
К поставщикам товаров относятся конкретные предприятия различных источников поступления, т.е. тех или иных отраслей народного хозяйства, различной производственно-экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги. В связи с большим многообразием поставщиков товаров применяется их классификация по различным признакам.
Выбор поставщика может проводиться на конкурсной основе. Критериями отбора претендентов могут выступать показатели: ценностной значимости поставок в сопоставлении с их стоимостью; регулярности поставок и их качество. Использование в качестве независимого критерия "цены поставки" не рекомендуется, поскольку низкая цена - это, как правило, низкое качество.[17]
На этом этапе члены закупочного центра изучают предложения и переходят к выбору поставщика. Они оценивают не только техническую компетентность различных кандидатов, по и их способность обеспечить своевременную поставку товара и предоставление необходимых услуг. Нередко члены закупочного центра составляют перечень желательных характеристик поставщика с ранжированием их по степени относительной значимости.
Перед тем как сделать окончательный выбор, агент по закупкам может попытаться провести переговоры с предпочтительными поставщиками в расчете на получение более благоприятных цен и условий поставок.
Организация коммерческих связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности торгового предприятия, так как эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров.
Торговые предприятия устанавливают связи в основном с местными поставщиками и снабженческо-сбытовыми посредниками. Поставщиками импортных товаров чаще всего являются перекупщики товаров - или посредники, или частные фирмы. При таких связях снижаются издержки предприятий розничной торговли, так как товар ввозится поставщиком в магазин, и предприятие не несет транспортных расходов, а оплата производится по мере реализации товара.[3]
1.3. Виды хозяйственных договоров и условия поставки товаров
В практической деятельности торговых организаций и предприятий автозапчастей используются следующие основные виды хозяйственных договоров:
1.Договор купли-продажи - это договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель - принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).[11]