Файл: Организация хозяйственных связей в торговле (Сущность хозяйственных связей и порядок их регулирования в торговле).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1841
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I Теоретические аспекты хозяйственных связей в торговле
1.1 Сущность хозяйственных связей и порядок их регулирования в торговле
1.2 Значение поставщиков в организации хозяйственных связей
1.3. Виды хозяйственных договоров и условия поставки товаров
Глава II Организация хозяйственных связей в розничном торговом предприятии ПАО (Магнит)
2.1Система управления и основные операционные показатели (Магнит)
2.Договор комиссии - это договор, согласно которому одна сторона (комиссионер) по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение обязуется совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.[3]
3.Договор консигнации - договор, по которому одна сторона (консигнант) передает свой товар другой стороне (консигнатору) и поручает ей от своего имени осуществлять за вознаграждение дальнейшую реализацию поставленного по договору товара.[1]
4.Договор поставки товаров для государственных нужд - договор, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию другому лицу, а государственный заказчик - обеспечить оплату поставленных товаров.[10]
5.Договор поставки - договор, согласно которому поставщик (продавец) обязуется передать в обусловленный срок производимый товар или закупаемый им товар покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием, а покупатель обязуется принять и оплатить его.[11]
К основным документам, регулирующим взаимоотношения по поставкам товаров между предприятиями и организациями в Российской Федерации, относятся Гражданский Кодекс Российской Федерации и Закон о поставках товаров для государственных нужд.
((часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020))
Существуют и некоторые подзаконные нормативные акты, к которым относятся:
1.Положение о поставках товаров в РФ.
( Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для
нужд обороны страны и безопасности государства)
2.Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает порядок заключения, изменения, исполнения, прекращения действия договоров поставки. Также в данном документе закреплено право утверждать Положение о поставках товаров.
3.Указом Президента Российской Федерации (О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров)установлено, что торговая посредническая деятельность, которая может осуществляться только при наличии полученного в установленном порядке специального разрешения (лицензии) на осуществление оптовой и/или розничной торговли (или на торговлю отдельными видами товаров), осуществляется путем заключения договоров купли-продажи.[18]
Указом установлены:
1.Существенные условия договора.
2.Перечень документов, которые должны прилагаться к договору.
3.Кому может продавать товар производитель и посредник.
4.Экономическая ответственность за нарушение порядка осуществления посреднической деятельности
Законодательное регулирование:
п. 5 ст. 454 ГК РФ гласит, что правила, регулирующие правоотношения, связанные с куплей-продажей, могут быть применены также для урегулирования правоотношений, связанных с поставкой товаров.
Предмет договора:
В соответствии с ст. 504 ГК РФ по договору поставки одна сторона – поставщик должен передать второй стороне - заказчику свою продукцию в соответствии с обговорёнными сроками, а заказчик должен принять поставленный в соответствии с условиями договора товар и оплатить его.
Порядок поставки по договору:
п. 1 ст. 508 ГК РФ гласит, что если стороны не предусмотрели сроки поставки партий, то в этом случае товары должны быть поставлены ежемесячно ровными партиями.
Товар должен быть поставлен в упаковке, которая соответствует законодательным требованиям и стандартам, а также может обеспечить сохранность поставляемого товара.
Законодательство даёт сторонам возможность выбора вида транспорта, которым будет осуществлена поставка. Ст. 510 ГК РФ гласит, что если стороны не предусмотрели в договоре вид транспорта, которым будет осуществлена доставка, то его может выбрать поставщик.
Оплата по договору:
ст. 516 ГК РФ гласит, что если стороны не предусмотрели порядок осуществления расчётов, то они осуществляются на основании платёжных поручений.
Глава II Организация хозяйственных связей в розничном торговом предприятии ПАО (Магнит)
2.1Система управления и основные операционные показатели (Магнит)
Логистическая сеть Магнита является одной из крупнейших в Европе. Для оптимизации перевозок и поддержания качества хранения товаров Магнит создал 37 распределительных центров, первый был открыт в Кропоткине в 2003 году. Распределительные центры представляют собой логистические комплексы со складами с разными условиями хранения, административно-бытовыми корпусами, зданиями автотранспортных предприятий, ремонтными мастерскими, заправками и мойками. В 2018 году общая складская площадь РЦ составила 1,6 млн кв.[19]
Магазины сети обслуживают 35 автотранспортных предприятий. Собственный автопарк компании насчитывает свыше 6000 автомобилей.
Основателем компании является предприниматель Сергей Галицкий. В июле 1995 года вместе с партнером Алексеем
Богачевым он создал фирму Тандер (ныне - акционерное общество, Тандер) и стал ее генеральным директором.
Первоначально компания занималась оптовыми поставками парфюмерии в южных регионах России. В 1998 году фирма открыла первый розничный супермаркет Магнит в Краснодаре.
Название магнит было образовано от слов Магазины низких тарифов.
Миссией компании является реализация товаров повседневного спроса по более низким ценам, тем самым улучшая благосостояние покупателей, снижая их расходы на покупку.
Таблица 1. Показывается вся информация по динамике экономической деятельности ПАО Магнит с 2016 по 2019 год. Можно сделать вывод что все показатели набирают положительные обороты.
Таблица 1
Динамика экономических показателей деятельности ПАО Магнит
Ед. измерения |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
1. Розничный товарооборот в действующих ценах |
млн. руб |
4909,2 |
8133,7 |
10893,7 |
12893,4 |
2. Товарные запасы в сумме |
млн. руб. |
609,8 |
701,1 |
840,5 |
964,9 |
3. Товар оборачиваемость |
дни |
33,8 |
36,6 |
48,2 |
51,8 |
4. Валовой доход в сумме |
млн. руб. |
787,3 |
1380,7 |
1896,2 |
1954,3 |
5. Издержки обращения в сумме |
млн. руб. |
888,7 |
1657,6 |
2299,4 |
3486,52 |
6. Прибыль от реализации в сумме |
млн. руб. |
114,2 |
323,01 |
413,7 |
782,85 |
7. Балансовая прибыль в сумме |
млн. руб. |
315,6 |
422,8 |
531,3 |
646,9 |
8. товарообороту |
% |
2,33 |
3,97 |
4,99 |
6,65 |
9. Число работников торговли |
чел. |
500 |
781 |
856 |
989 |
10. Производительность труда в сопоставимых ценах |
млн./ чел |
9,82 |
10,44 |
12,76 |
15,31 |
1. Индекс цен |
% |
1,32 |
1,32 |
1,37 |
1,35 |
Таблица 2. Изображены данные ПАО Магнит количество торговых точек в федеральных округах. Так же в точности рассчитаны количество распределительных центров.
Таблица 2
Магазины Магнит представлены в 7 федеральных округах
Федеральный округ |
Кол-во торговых точек |
Кол-во распределительных центров |
Центральный |
4858 |
9 |
Приволжский |
5295 |
10 |
Южный |
2762 |
8 |
Уральский |
1615 |
3 |
Северо-Кавказский |
532 |
1 |
Северо-Западный |
1087 |
3 |
Сибирский |
811 |
3 |
В 2019 году, исходя из опубликованных результатов и прогнозов менеджмента Магнита (рост выручки на 9-13% г/г), ситуация кардинально не изменится, и продолжит занимать долю рынка, еще и – как видно по опубликованным результатам.[16]
Отрасль продуктового ритейла находится в затруднительном положении в связи с экономической ситуацией и падением реальных доходов населения, это оказывает серьёзное давление на всех участников рынка.[19]
Рисунок 1. Обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании ПАО Магнит посредством поддержания систем жизнеобеспечения и росту лидирует.
Рисунок 1. Количество магазинов Магнит и магазины основных конкурентов (по состоянию на 31.12.2019года)
Рисунок 2.Общая торговая площадь магазинов Магнит и Х5 примерно равна. Это связано с тем, что «Магнит» делает упор на магазинчики. У дома. Именно в этом заключается преимущество как видно на графике.
Рисунок 2. Торговая площадь магазинов Магнит и основных конкурентов, тыс. кв. м (по состоянию на 31.12.2019 года)
Рисунок 3.Рынок продуктового ритейла в России, % (по состоянию на 31.12.2019 года)
Рисунок 3. Несмотря на то, что по количеству магазинов и торговых площадей «Магнит» обгоняет своих конкурентов, по общему объёму продаж сеть уступает лидерство группе Х5.
При этом отрасль остаётся конкурентной и фрагментированной, потому что нет участника, который бы завладел более чем 10% рынка. Более 70% продуктового ритейла суммарно занимают игроки с долей менее 1%.
Как видно на графике ПАО Магнит имеет слабою сторону и над которой работает.
Рисунок 4.Структура акционерного капитала Магнит, %.
Рисунок 4.В феврале 2019 года объявлено о сделке по покупке 29,1% акций Магнит группой ВТБ у основателя сети Галицкого Сергея.
Компания Магнит также является активным участником облигационного рынка на протяжении многих лет.
Акции именные бездокументарные обыкновенные. Данные ценные бумаги входят в индекс «голубых фишек», то есть котируются по листу 1-ого уровня.
Система управления компании магнит. (Приложение 1)
При Совете директоров действуют четыре комитета:
1.Комитет по аудиту
2.Комитет по кадрам и вознаграждениям
3.Комитет по стратегии
4.Комитет по финансовым рынкам.
5.Департамент внутреннего аудита проводит анализ и оценку системы управления рисками и внутреннего контроля, а также корпоративного управления.[17]
6.Департамент корпоративного управления выполняет функции Корпоративного секретаря, обеспечивает эффективную работу остальных органов корпоративного управления и отвечает за обязательное раскрытие информации.[17]
Структурой управления предприятием разделение на подразделения в целях упорядочения взаимодействия звеньев, установления подчиненности и полномочий.
Организационная структура управления персоналом ПАО Магнит имеет вид сетевой структуры.
Магнит имеет эффективную систему корпоративного управления и внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности, соответствующую российскому законодательству, правилам Московской биржи и Лондонской фондовой биржи, а также лучшим международным практикам. [18]
Компания постоянно совершенствует корпоративное управление, соблюдая при этом права акционеров и других заинтересованных сторон.
Высшим органом управления Компании является Общее собрание акционеров. Совет директоров избирается акционерами и подотчетен им.
Он обеспечивает стратегическое управление и контроль деятельности исполнительных органов — Генерального директора.
(Председателя Правления), Президента и Правления. Должность президента впервые введена в 2019 г.
Исполнительные органы осуществляют текущее руководство Компанией и выполняют задачи, поставленные акционерами и Советом директоров.
Рисунок 5. Количество действующих магазинов Магнит.