Файл: Отчет по стажировке Слушателя группы П(ПП)221 программы профессиональной переподготовки практическая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

    • попросить у руководства возможность временно ввести для Вас график свободного начала и окончания рабочего дня;

    • проводить на работе не более положенного времени, желательно даже сократить его на 1-2 часа;

    • помимо обеденного перерыва ввести два дополнительных перерыва для отдыха по 20-30 минут каждый, используя их для выполнения релаксационных упражнений и активизирующей двигательной гимнастики.

  • Пройти под руководством специалиста специальный тренинг по преодолению критических ситуаций и овладению навыками саморегуляции состояний (аутогенная тренировка, техники эмоционального отреагирования негативных воздействий и т.д.).

  • В дополнение к этому следует проконсультироваться с врачом по поводу имеющихся у Вас жалоб и недомоганий, особенно если возникают проблемы со сном и/или наблюдается обострение хронических заболеваний.

  • Не стараться постоянно «держать себя в узде» и давать выход накопившимся эмоциям, но совсем не обязательно проявлять это в бурных аффективных разрядах. Чувство юмора и смех, интерес и участие в делах близких всегда дают возможность позитивного эмоционального отреагирования ситуации

  • Реорганизовать режим жизни в целом:

    • ежедневно выделять не менее 8 часов для сна;

    • освободить вечерние и тем более ночные часы от выполнения того, что не удалось сделать днем;

    • не менее 2-х часов ежедневно посвящать себе (гимнастика, легкие виды спорта, прогулки на свежем отдыхе и пр.);

    • нормализовать режим питания;

    • 1-2 дня в неделю полностью освобождать от работы и заниматься преимущественно активными формами отдыха – не забывать при этом о социальной жизни и встречах с друзьями;

    • ускорить получение ежегодного отпуска на работе и провести его новой обстановке,

    • используя время только для отдыха.

  • Вспомнить о давно забытом увлечении (музыка, спорт, коллекционирование, рукоделие и др.) и попробовать себя в этом деле снова. Если это не интересно – попытайтесь заняться чем-нибудь иным. Жизнь приобретет новые краски!


2. Тест на определение типа личности по Айзенку (на основе теории о типах личности Айзенка Г. Ю.)
Обработка результатов по методике Айзенка:

  • Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом» (см. приложение №10). За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за не­соответствующий ключу — 0 баллов. Полученные баллы сум­мируются.

  • ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

  • Основной задачей нашего эксперимента являлась попытка выявить взаимосвязь между типами ВНД и свойствами темперамента.

  • Эксперимент был проведен в лицее №23 города Ставрополя. Участвовали учащиеся 10 класса.

  • Возрастной состав испытуемых 15-16 лет. Общее количество 20 человек, из них 10 девушек и 10 юношей.

  • Форма проведения эксперимента – групповая.

  • Общее время тестирования 45мин. – 1 час.

  • Испытуемым были выданы:

  • бланки ответов к методикам, используемым в эксперименте;

  • анкеты к методикам: «Сила нервной системы»

  • «Уравновешенность нервной системы»

  • «Подвижность нервной системы»;

  • текст опросника к методике Айзенка.


Обработка полученных данных проводилась в 2 этапа:

1 этап - первичная обработка протоколов (бланков ответов), т.е. подсчет и сопоставление результатов анкетирования с табличными данными, что позволило нам в соответствии с этими результатами выявить степень выраженности исследуемых качеств; все показатели, полученные на этом этапе, были занесены в таблицу № 3, для дальнейшей обработки.

2 этап – вычисление коэффициента корреляции по Спирмену (коэффициент ранговой корреляции), данные необходимые для вычисления коэффициента корреляции представлены в таблице №4.

Анализ и интерпретация результатов исследования

Произведя первичную обработку бланков ответов по методикам: «Сила нервной системы», «Уравновешенность нервной системы», «Подвижность нервной системы», мы получили данные, позволяющие на основе особенностей нервных процессов определить тип ВНД испытуемых (см. таблица №1). Результаты исследования были занесены в таблицу №3.

Произведя первичную обработку бланков ответов по методике Айзенка, мы смогли определить вид темперамента испытуемых.

Методика Айзенка – интерпретация результатов:

Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии — интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназна­ченную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.

Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из трех факторов.

1. Экстраверсия — интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращен­ность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходи­мость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, доброду­шен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенден­цию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не все­гда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интровертивный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отда­лен от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем по­рядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из се­бя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравствен­ные нормы.

2. Нейротизм. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или неста­бильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с пока­зателями лабильности нервной системы. Эмоциональная ус­тойчивость — черта, выражающая сохранение организованно­го поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией,

отсутствием большой напряженности, беспокой­ства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустой­чивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене на­строений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внима­ния, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму со­ответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отно­шению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими пока­зателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

3. Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциально­му поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу ис­терии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показа­телей понимаются в качестве «предрасположенности» к соот­ветствующим видам патологии.

Высокие оценки по шкале экстраверсии—интроверсии соответ­ствуют экстравертированному типу, низкие — интровертированному.

Средние показатели по шкале экстра-, интроверсии: 7—15 баллов.

Средние показатели по шкале нейротизма: 8— 16.

Средние значения по шкале психотизма: 5—12.

Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными и ис­пытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельнос­ти, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах цен­тральной нервной системы, которые обеспечивают уравнове­шенность процессов возбуждения и торможения. Таким обра­зом, используя данные обследования по шкалам экстра-, ин­троверсии и нейротизма, можно вывести показатели темпера­мента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, урав­новешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешен­ный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). На графике (рис.1) можно увидеть, как соотносятся типы темперамента со шкалами опросника. Там же приведена крат­кая характеристика каждого типа темперамента. Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.




Рис. 1

Сангвиник - быстро приспосабливается к новым усло­виям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, вырази­тельная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатле­ниях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет стро­го придерживаться выработанного распорядка жизни, систе­мы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять де­ло, требующее равной затраты сил, длительного и методично­го напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпе­ния. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, твор­ческой деятельности вырабатываются поверхностность и не­постоянство.

Холерик - отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмо­циональных переживаний. Вследствие неуравновешеннос­ти, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, ис­тощаться больше, чем следует. Имея общественные инте­ресы, темперамент проявляет в инициативности, энергич­ности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражи­тельности, аффективности, несдержанности, вспыльчивос­ти, неспособности к самоконтролю при эмоциональных об­стоятельствах.

Флегматик - характеризуется сравнительно низким уровнем ак­тивности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, по­стоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит по­пусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависи­мости от условий в одних случаях флегматик может харак­теризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глу­биной мыслей, постоянством, основательностью и т.д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик - у него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств, при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосре­доточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхо­лика продолжительную тормозную реакцию (опускаются ру­ки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содер­жательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тре­вожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутрен­ним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.


Для удобства в работе с опросником был использован бланк ответов для испытуемых (приложение №9) и ключ для подсчета результатов (приложение №10).

Данные результатов исследования по методике Айзенка были занесены в таблицу №1.

Далее мы приступаем ко второму этапу обработки полученных данных т.е. вычислению коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. В таблице №4 представлены данные необходимые для расчета коэффициента ранговой корреляции. Для начала производится раздельное ранжирование ряда X и ряда Y, где ряд X – тип ВНД;

ряд Y – вид темперамента.

Далее вычисляется разность рангов d попарно. Знак разности не существенен, так как по формуле нужно возвести d в квадрат. Затем действия определяются формулой ранговой корреляции:



ρ=1- ,

формула №1

где d – разность рангов ряда X и ряда Y т.е. (R–R);

n – количество испытуемых;

d2 – сумма квадратов рангов.

На основании числовых данных, представленных в таблице №1, рассчитаем сумму квадратов рангов, которая будет равна: ∑d2=543. Далее подставляем числовые значения в формулу №1:



ρ=1-

Итак, мы получили коэффициент ранговой корреляции ρ= 0,6, если сравнивать его с табличными данными, в которых указано, что значимый коэффициент корреляции для 20 испытуемых равен 0,44 и более, следует, что полученный нами коэффициент является значимым. Можно сделать вывод, что между типами ВНД и свойствами темперамента связь существует, т.е. гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования - подтверждается.

ВЫВОД: В данной главе мы постарались экспериментально доказать выдвинутую гипотезу. Для этого сначала определили тип ВНД, при помощи следующих методик: «Сила нервной системы», «Уравновешенность нервной системы» и «Подвижность нервной системы», далее при помощи методики Айзенка мы определили тип темперамента, затем сопоставили полученные данные, т.е. рассчитали коэффициента ранговой корреляции Спирмена. На основании полученного результата сделали вывод о существовании корреляционной связи между типами ВНД и свойствами темперамента.