Файл: Отчет по стажировке Слушателя группы П(ПП)221 программы профессиональной переподготовки практическая психология.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
попросить у руководства возможность временно ввести для Вас график свободного начала и окончания рабочего дня; -
проводить на работе не более положенного времени, желательно даже сократить его на 1-2 часа; -
помимо обеденного перерыва ввести два дополнительных перерыва для отдыха по 20-30 минут каждый, используя их для выполнения релаксационных упражнений и активизирующей двигательной гимнастики.
-
Пройти под руководством специалиста специальный тренинг по преодолению критических ситуаций и овладению навыками саморегуляции состояний (аутогенная тренировка, техники эмоционального отреагирования негативных воздействий и т.д.). -
В дополнение к этому следует проконсультироваться с врачом по поводу имеющихся у Вас жалоб и недомоганий, особенно если возникают проблемы со сном и/или наблюдается обострение хронических заболеваний. -
Не стараться постоянно «держать себя в узде» и давать выход накопившимся эмоциям, но совсем не обязательно проявлять это в бурных аффективных разрядах. Чувство юмора и смех, интерес и участие в делах близких всегда дают возможность позитивного эмоционального отреагирования ситуации -
Реорганизовать режим жизни в целом:
-
ежедневно выделять не менее 8 часов для сна; -
освободить вечерние и тем более ночные часы от выполнения того, что не удалось сделать днем; -
не менее 2-х часов ежедневно посвящать себе (гимнастика, легкие виды спорта, прогулки на свежем отдыхе и пр.); -
нормализовать режим питания; -
1-2 дня в неделю полностью освобождать от работы и заниматься преимущественно активными формами отдыха – не забывать при этом о социальной жизни и встречах с друзьями; -
ускорить получение ежегодного отпуска на работе и провести его новой обстановке, -
используя время только для отдыха.
-
Вспомнить о давно забытом увлечении (музыка, спорт, коллекционирование, рукоделие и др.) и попробовать себя в этом деле снова. Если это не интересно – попытайтесь заняться чем-нибудь иным. Жизнь приобретет новые краски!
2. Тест на определение типа личности по Айзенку (на основе теории о типах личности Айзенка Г. Ю.)
Обработка результатов по методике Айзенка:
-
Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом» (см. приложение №10). За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу — 0 баллов. Полученные баллы суммируются. -
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. -
Основной задачей нашего эксперимента являлась попытка выявить взаимосвязь между типами ВНД и свойствами темперамента. -
Эксперимент был проведен в лицее №23 города Ставрополя. Участвовали учащиеся 10 класса. -
Возрастной состав испытуемых 15-16 лет. Общее количество 20 человек, из них 10 девушек и 10 юношей. -
Форма проведения эксперимента – групповая. -
Общее время тестирования 45мин. – 1 час. -
Испытуемым были выданы: -
бланки ответов к методикам, используемым в эксперименте; -
анкеты к методикам: «Сила нервной системы» -
«Уравновешенность нервной системы» -
«Подвижность нервной системы»; -
текст опросника к методике Айзенка.
Обработка полученных данных проводилась в 2 этапа:
1 этап - первичная обработка протоколов (бланков ответов), т.е. подсчет и сопоставление результатов анкетирования с табличными данными, что позволило нам в соответствии с этими результатами выявить степень выраженности исследуемых качеств; все показатели, полученные на этом этапе, были занесены в таблицу № 3, для дальнейшей обработки.
2 этап – вычисление коэффициента корреляции по Спирмену (коэффициент ранговой корреляции), данные необходимые для вычисления коэффициента корреляции представлены в таблице №4.
Анализ и интерпретация результатов исследования
Произведя первичную обработку бланков ответов по методикам: «Сила нервной системы», «Уравновешенность нервной системы», «Подвижность нервной системы», мы получили данные, позволяющие на основе особенностей нервных процессов определить тип ВНД испытуемых (см. таблица №1). Результаты исследования были занесены в таблицу №3.
Произведя первичную обработку бланков ответов по методике Айзенка, мы смогли определить вид темперамента испытуемых.
Методика Айзенка – интерпретация результатов:
Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии — интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.
Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из трех факторов.
1. Экстраверсия — интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интровертивный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
2. Нейротизм. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией,
отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
3. Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.
Высокие оценки по шкале экстраверсии—интроверсии соответствуют экстравертированному типу, низкие — интровертированному.
Средние показатели по шкале экстра-, интроверсии: 7—15 баллов.
Средние показатели по шкале нейротизма: 8— 16.
Средние значения по шкале психотизма: 5—12.
Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.
Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). На графике (рис.1) можно увидеть, как соотносятся типы темперамента со шкалами опросника. Там же приведена краткая характеристика каждого типа темперамента. Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.
Рис. 1
Сангвиник - быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерик - отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Флегматик - характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т.д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолик - у него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств, при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Для удобства в работе с опросником был использован бланк ответов для испытуемых (приложение №9) и ключ для подсчета результатов (приложение №10).
Данные результатов исследования по методике Айзенка были занесены в таблицу №1.
Далее мы приступаем ко второму этапу обработки полученных данных т.е. вычислению коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. В таблице №4 представлены данные необходимые для расчета коэффициента ранговой корреляции. Для начала производится раздельное ранжирование ряда X и ряда Y, где ряд X – тип ВНД;
ряд Y – вид темперамента.
Далее вычисляется разность рангов d попарно. Знак разности не существенен, так как по формуле нужно возвести d в квадрат. Затем действия определяются формулой ранговой корреляции:
ρ=1- ,
формула №1
где d – разность рангов ряда X и ряда Y т.е. (Rx –Ry );
n – количество испытуемых;
∑d2 – сумма квадратов рангов.
На основании числовых данных, представленных в таблице №1, рассчитаем сумму квадратов рангов, которая будет равна: ∑d2=543. Далее подставляем числовые значения в формулу №1:
ρ=1-
Итак, мы получили коэффициент ранговой корреляции ρ= 0,6, если сравнивать его с табличными данными, в которых указано, что значимый коэффициент корреляции для 20 испытуемых равен 0,44 и более, следует, что полученный нами коэффициент является значимым. Можно сделать вывод, что между типами ВНД и свойствами темперамента связь существует, т.е. гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования - подтверждается.
ВЫВОД: В данной главе мы постарались экспериментально доказать выдвинутую гипотезу. Для этого сначала определили тип ВНД, при помощи следующих методик: «Сила нервной системы», «Уравновешенность нервной системы» и «Подвижность нервной системы», далее при помощи методики Айзенка мы определили тип темперамента, затем сопоставили полученные данные, т.е. рассчитали коэффициента ранговой корреляции Спирмена. На основании полученного результата сделали вывод о существовании корреляционной связи между типами ВНД и свойствами темперамента.