Файл: Электронная коммерция как прогрессивная форма развития торговли (Сущность электронной коммерции).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 341
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Роль электронной коммерции
1.1. Сущность электронной коммерции
1.2. Система управления электронной коммерцией
1.3 Перспективы развития электронной коммерции
Глава 2 Обзор статистики: влияние коронавируса на электронную коммерцию
2.1. влияние коронавируса на электронную коммерцию
Исследования таких специалистов, как Крис Андерсон, Антон Полищук, Галина Приходько, Сергей Богарада, заключались в разработке сущностной характеристики маркетплейса, раскрытии его практического значения.
Целями статьи является исследование понятия “маркетплейс”, освещение его основных преимуществ, и особенностей применения в глобальном экономическом пространстве.
Для этого целесообразно оценить современное состояние развития интернет-платформ на отечественном рынке и определить их возможности в перспективе.
Основные задачи статьи:
- определить понятия, значения и общие признаки маркетплейса;
- оценить современное состояние развития рынка маркетплейса в России.
Объектом исследования является рынок маркетплейса в мире и России.
Предметом исследования является формирование и развитие современных маркетплейсов в мире и России.
Методологическая основа исследования: в рамках системного подхода при проведенном исследовании применялись методы синтеза и анализа, сравнения и группировки.
Комплексный характер темы исследования обусловил необходимость использование при написании работы не только трудов национальных и зарубежных ученых, которые изучали те или другие аспекты проблемы.
Научная новизна заключается в том, что российскому бизнесу требуется развитие маркетплейсов для повышения результативности торгово-технологических процессов, логистики и маркетинговых коммуникаций.
Теоретическая значимость заключается в дальнейшем исследовании этого направления, рассматриваемого учеными как стержневой аспект развития электронной торговли.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что выводы, сделанные в процессе исследования, могут быть использованы для дальнейшего развития современных маркетплейсов. Они могли бы стать методологической основой и теоретической базой для дальнейших научных поисков по этой тематике.
Основная часть
Современные покупатели уже научились защищаться от навязчивой рекламы, они записывают интересные шоу и блокируют ненужную информацию. То есть покупатели стремятся принимать решения самостоятельно. Согласно статистики, 80 % людей хотя бы один раз совершали покупки онлайн, а 50 % делали это больше одного раза. Около 71 % населения убеждены, что заказать и купить товары или услуги выгоднее через Интернет, чем в магазине. Безусловно, рынок электронной коммерции сегодня является одним из наиболее стремительно растущих. Поэтому очень быстро приобрели популярность различные интернет-магазины, торговые платформы, где можно ознакомиться с информацией о товаре и с отзывами предыдущих покупателей. Итак, торговым организациям, чтобы быть в русле времени, надо идти на компромиссы, менять собственные правила, перестраивать принципы ведения бизнеса и осваивать новые пути реализации товаров и услуг.
Современные продавцы, развивая свой бизнес, пытаются создать ресурс в сети Интернет, с помощью которого было бы возможно наладить эффективную коммуникацию с широким кругом клиентов, осуществлять он-лайн платежи, получать оперативную рыночную информацию. Современным методом такого взаимодействия с клиентами является маркетплейс.
Маркетплейс (от англ. Marketplace - “рыночная площадь”) - это торговая площадка в Интернете, который помогает продавцам и потенциальным покупателям находить друг друга онлайн и взаимодействовать между собой.
Сегодня все чаще бизнес начинает выходить на маркетплейсы, потому что это новые возможности для повышения продаж. Эта тенденция касается даже крупных и уже популярных интернет-магазинов со сложившимся имиджем.
Маркетплейсы для бизнеса - это прежде всего лояльная аудитория. Не каждый интернет-магазин может похвастаться таким количеством посетителей. Когда мы пишем в Google запрос “купить”, нам чаще всего показывают маркетплейсы. Если вы заходите на эти площадки с товаром, вы можете привлечь внимание их аудитории. Кроме того, маркетплейсы способствуют видимости бренда в интернет-пространстве. На первых позициях поисковиков-Avito, Rozetka и другие крупные маркетплейсы. Поэтому, разместив там товар, вы имеете шанс повысить собственную видимость.
Поскольку на отечественном рынке электронная коммерция является относительно новым явлением, как для потребителя, так и для производителя важно оценивать с одной стороны выгоды, которые может принести участие в электронном бизнесе, а с другой - потенциальные проблемы, которые могут возникнуть в процессе деятельности. Поэтому так важна систематизация преимуществ маркетплейса для всех субъектов деятельности:
1) для потребителей:
- более низкие цены по сравнению с традиционными магазинами;
- доступность информации о товарах, услугах в Интернет-магазинах в режиме реального времени;
- использование торговых платформ, интернет-магазинов, сайтов-агрегаторов интернет-магазинов с целью изучение рынка товаров и услуг, сравнение их характеристик, цен;
- возможность конфиденциального совершения покупок;
- возможность получить быстро просто бесплатные образцы и воспользоваться фирменной доставкой товаров от производителя;
2) для производителей:
- снижение объема первоначальных вложений в бизнес, непроизводственных расходов;
- уменьшение численности персонала и фонда оплаты труда;
- сокращение цикла производства и продажи, поддержка бизнес-процессов в режиме on-line;
- предоставление новых видов услуг и освоение новых сегментов рынка, глобальный доступ к мировым рынкам;
- равенство условий доступа к рынку как для крупных корпораций, так и для небольших предприятий;
- целенаправленное адресное влияние на потребительский сегмент с помощью индивидуальных электронных средств связи;
- возможность работы в режиме круглосуточного доступа и интерактивного общения с потребителем;
- повышение уровня приверженности потребителей к торговой марке.
Развитие электронной коммерции в мире происходит достаточно быстрыми темпами, что свидетельствует о высокой эффективности данной формы ведения бизнеса. Объем десяти крупнейших рынков маркетплейса в электронной коммерции в 2018 году представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Объем крупнейших рынков маркетплейса в мире в 2018 г. [13]
Международный рейтинг не меняется в течение многих лет, и лидером в электронной коммерции остается Китай с оборотом в 562,7 млрд. долларов, на втором месте США с оборотом 341,1 млрд. долларов.
В России существует достаточно большой потенциал прироста, поскольку средняя доля онлайн-продаж в мире показывает тенденцию к росту. Маркетплейсы стали одним из лидеров роста российского рынка электронной коммерции.
Популярность такого решения наглядно демонстрирует рейтинг пятнадцати крупнейших Интернет-магазинов России, 60 % из которых в той или иной степени уже примерили на себя роль маркетплейса (рисунок 2).
Рис. 2. Пятнадцать наикрупнейших Интернет-магазинов России [14]
В основе каждого маркетплейса лежит одна из трех базовых моделей (таблица 1):
- C2C (customer-to-customer);
- B2C (business-to-customer);
- B2B (business-to-business).
Таблица 1.
Базовые модели маркетплейса
Тип |
Описание |
Пример |
C2C (customer-to- customer) |
Физические лица, которые взаимодействуют друг с другом на равных. Их объединяют общие интересы, они сотрудничают на взаимовыгодных условиях и могут легко меняться ролями. |
BlaBlaCar |
B2C (busines-to- customer) |
Клиенты маркетплейса - физические лица, но в роли поставщиков выступают предприниматели. |
AliExpress |
Смешанная модель B2C и C2C |
Маркетплейсы в которых представлены предложения как от физических лиц так и от предпринимателей. |
Airbnb |
B2B (busines-to-busines) |
Связывает предпринимателей и позволяет им находить удачные решения для своего бизнеса. На таких площадках встречаются клиенты, которые ищут оптовых поставщиков или крупных подрядчиков, и продавцы, которым необходимы новые рынки сбыта. |
AliBaBa |
В модели C2C обе стороны - физические лица, которые взаимодействуют друг с другом на равных.
Например, популярный проект BlaBlaCar позволяет водителям находить попутчиков и наоборот. У одного человека есть свободное место в авто, у другого - деньги на бензин. Очевидно, что оба оказываются в выигрыше.
В модели с B2C - маркетплейсами клиентами остаются физические лица, но в роли поставщиков выступают предприниматели.
Ярчайший пример - AliExpress, где на одном сайте можно найти тысячи товаров от футболок до мотоциклов. Их производят и выставляют на продажу множество разных компаний.
Иногда B2C и C2C-модели смешиваются на одной площадке - к примеру, на Airbnb представлены предложения по аренде жилья не только от частных лиц, но и от агентств.
Модель B2B связывает предпринимателей и позволяет им находить удачные решения для своего бизнеса. На таких площадках встречаются клиенты, которые ищут оптовых поставщиков или крупных подрядчиков, и продавцы, которым необходимы новые рынки сбыта.
На российском рынке функционируют площадки, работающие по принципу маркетплейса - Ozon, Goods, Wildberries. Каждая из них зарабатывает разными способами:
- продажа товара с собственных складов;
- получение процента с других продавцов;
- организация смешанных .
Кроме того, есть площадки, которые просто являются витриной для сравнения цен на товары из онлайн-магазинов («Яндекс.Маркет»).
Маркетплейс Ozon использует две модели работы: продажа товаров с логистического центра ритейлера и со склада продавца. Обе схемы подразумевают самостоятельное управление продажами – продавцы сами проходят регистрацию на площадке, создают контент, управляют ассортиментом и ценами, решают, как продвигать свои товары со своего склада - они собирают товары в заказ сами и передают их в службу доставки Ozon.
Размер комиссионного вознаграждения, получаемого Ozon, зависит от категории товаров и операционной схемы работы, которые продавец выбирае самостоятельно. В комиссии уже учтен основной набор фулфилмент-услуг, оказываемых площадкой продавцу.
Lamoda развивается в двух направлениях: продает товары собственных поставщиков и сторонних ритейлеров. В первом случае компания сама является представителем продукции и зарабатывает на его прямой продаже, второй вариант предполагает одну из двух схем:
- продавцы размещают свои товары на складе маркетплейса, а всем остальным занимается Lamoda: готовит контент, обрабатывает заказ, организует логистику;
- продавцы размещают свои товары на складе маркетплейса, а Lamoda оказывает им дополнительные услуги фулфилмента (исполнения заказа).
Lamoda не берет деньги с продавцов за размещение, а зарабатывает на проценте с продаж, в который включены расходы на хранение, упаковку, приемку, отгрузку, доставку товаров.
Каждый маркетплейс устанавливает свой процент, который меняется в зависимости от индивидуального случая: по дданным Forbes разброс варьируется от 3% до 38% от цены товара (без учета скидки).
Выводы
В современном мире, в том числе в России, интернет-среда объективно приобретает все большую значимость для достижения целей маркетинга. Модель маркетплейса актуальна для большого количества отраслей, поскольку это простой путь к расширению бизнеса без значительного увеличения затрат. Мировая практика показывает, что большинство компаний, которые становятся маркетплейсами, - это игроки e-commerce, крупные ритейлеры, почтовые и логистические операторы, финансовые организации, а также IT-компании.
Рынок насыщается новыми игроками. Google отдает предпочтение сайтам с широким выбором возможностей для пользователя, поэтому стоит обратить внимание на быстрорастущих игроков и факторы их роста. Подумать о переходе к маркетплейсу сегодня может любая компания, у которой есть ресурсы: торговые точки, логистические возможности, большая клиентская база. В целом можно сказать, что за этой бизнес-моделью будущее.
Направлениями дальнейших исследований может быть вопрос недостаточного использования потенциала интернет-маркетинга отечественными предприятиями, анализа результативности маркетинговой деятельности в социальных сетях, оценки социально-экономической эффективности e - commerce для различных хозяйственных сфер.
Маркетплейс - это не только способ привлечения покупателей при помощи интернета, но и совокупность современных цифровых технологий и сервисов продвижения товаров.
Продажа товаров через маркетплейсы дает производителям и торговым посредникам следующие преимущества:
- получение новых каналов сбыта;
- увеличение гибкости потребительского сервиса;
- уменьшение времени на адаптацию к изменениям к изменениям рынка;
- повышение конкурентоспособности;
- выход на новые рынки.
Маркетплейсы помогают решать единую задачу для продавцов и покупателей - информирование о продуктах и услугах, создание долгосрочных партнерских отношений, который обеспечат наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей и получению прибыли компании.
Изучив проблему формирования и развития маркетплейсов, автор делает вывод о том, что данное направление при определенном теоретическом и практическом внедрении безусловно послужит коренному улучшению товародвижения, использования ресурсов торговли и, самое главное, повышению эффективности работы цепи «поставщик-покупатель».