Файл: Электронная коммерция как прогрессивная форма развития торговли (Сущность электронной коммерции).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 345
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Роль электронной коммерции
1.1. Сущность электронной коммерции
1.2. Система управления электронной коммерцией
1.3 Перспективы развития электронной коммерции
Глава 2 Обзор статистики: влияние коронавируса на электронную коммерцию
2.1. влияние коронавируса на электронную коммерцию
Введение
Актуальность работы .В современных условиях одним из важнейших направлений в развитии экономики является электронная коммерция. Электронная коммерция стремительно набирает темпы развития в сфере экономики, которая очень быстро проникает во все области человеческой деятельности. В настоящее время электронная коммерция находится в стадии интенсивного роста, который будет сохраняться в течение нескольких лет. К ней относятся электронный обмен данными, электронный перевод денежных средств, электронная торговля, электронные платежные системы, электронный маркетинг, электронные банковские услуги и электронные страховые услуги. Экономика, на сегодняшний день, ориентирована на использование новейших продуктивных технологий и освоение достижений научных мыслей. Новые веяния способствуют возникновению информационной среды, приходящей на смену традиционной экономике. В рамках таких реалий, экономическая сторона жизнь общества подвергается не только изменению своего содержания, потребность в модернизации реализуется, в том числе и в виртуальной реальности. Одним из первых авторов, уделивших должное внимание теоретической стороне вопроса, и создавшим первое определение электронной коммерции, считается американский экономист Дэвид Козье.
Он является исследователем, рассматривающим электронную коммерцию на примере электронной торговли. Основой электронной коммерции Д. Козье считает структуру традиционной торговли, уточняя, что использование электронных сетей придает ей гибкость. Он считает, что электронная коммерция и электронная торговля имеют одинаковое значение.
Целью курсовой работы является определение прогрессивности электронной коммерции в торговле. Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:
1)Раскрыть сущность понятия «электронная коммерция».
2)Определить влияние электронной торговли на национальную экономику, рассмотреть ее преимущества и недостатки по отношению к традиционной торговле.
3)Проанализировать зарубежный опыт в развитии Интернет-торговли.
Объектом исследования является система электронной торговли как важная составляющая рынка торговых услуг на современном этапе развития российской экономики.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между субъектами электронной коммерции.
Из-за того, что экономические отношения в сети Интернет, как и сама сеть, развиваются очень быстро, актуальных научных работ по данной теме крайне мало. Исследования 5-7 летней давности на данный момент уже неактуальны.
В связи с тем, что по данной теме отсутствуют официальные статистические источники, в работе используются данные исследований рынка консалтинговых компаний, маркетинговых агентств и отчеты крупнейших игроков рынка, а также экспертные оценки.
Инструменты исследования: комплексный подход; методы сравнительного, эмпирического, функционального и статистического анализа, индуктивного и дедуктивного исследования; методы количественной и качественной оценки экономических объектов и явлений, табличные и графические приемы.
Курсовая робота состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы
Глава 1 Роль электронной коммерции
1.1. Сущность электронной коммерции
Электронная коммерция как совокупность экономических отношений между субъектами различных национальных хозяйств по поводу обмена, ̣ распределения и перерас- пределения благ посредством использования в первую очередь компьютерных технологий как инструмента информационного обмена, становится закономерным следствием научно-технического прогресса, а также глубоких изменений в структуре глобального потребления. Ключевое влияние на развитие электронной коммерции оказали два фактора. Во-первых, использование глобальных электронных сетей для передачи и обмена данными при проведении деловых операций. Оно стало нормой уже в конце 60-х гг. XX в. По явление и распространение Интернета коренным образом повлияло на бизнес в целом, позволив расширить диапазон коммерческих отношений через Интернет. С этого момента электронная коммерция стала частью повседневных отношений между физическими и юридическими лицами различных национальных юрисдикций. Применительно к сфере международной коммерции, в частности, глобальные информационные технологии и формирующиеся на их основе электронные сети высокоскоростной передачи данных, образуют новые формы общественных отношений между производителями, посредниками и потребителями товаров и услуг на международной арене. Так, электронная коммерция позволяет компаниям более эффективно и гибко осуществлять трансграничные операции, плотнее взаимодействовать с глобальными поставщиками и быстрее реагировать на запросы и ожидания заказчиков. Компании получают возможность выбора поставщиков независимо от их географических и политических границ, а также возможность выхода со своими товарами и услугами на глобальный рынок. Современная стадия развития международного разделения труда, характеризуется формированием единого геоэкономического пространства, в котором «отдельные части национальных экономик становятся звеньями разных мировых производственных циклов. Границы таких глобальных циклов (цепочек) перекрывают и пересекают национальные границы, существуя в геоэкономическом пространстве».1 Развитие Интернета коренным образом модернизировало методы работы миллионов компаний во всем мире – заметнее всего тех, которые функционируют в области высоких технологий. Интернет дал возможность ТНК значительно снизить расходы путем построения цепочек, «сочленяющих» корпоративное регулирование спроса и предложения, обслуживать глобальных заказчиков на более высоком, чем это было раньше, уровне, внедриться на ранее недоступные по географическим причинам товарные рынки, создавать новые рынки труда и капитала, порождать новые потоки доходов и, наконец, пересматривать сам характер своей международной деятельности. Во-вторых, у потребительской массы в условиях единого глобального экономического пространства сформировались новые, повышенные ожидания относительно предлагаемых им товаров в форме как материального продукта (вещественных товаров), так и услуг, т.н. индивидуализированные потребности. Каждый отдельный потребитель в растущей мере предъявляет спрос только на такую продукцию, которая: адаптирована и сконфигурирована таким образом, чтобы удовлетворятьρ определенные потребности данного потребителя (индивидуализация потребности); поставляется способом, наиболее подходящим для потребителя (индивидуализация сервиса);ρ поставляется только тогда, когда потребитель хочет ее получить (индивидуализация времени удовлетворения потребности).ρ Таким образом, отношения между потребителями и производителями на международной арене претерпели существенное изменение в сторону индивидуализации запросов. Если раньше важнейшими критериями «реализуемости» товара и спроса на него были главным образом, если не исключительно, цена и качество, то сейчас все большее значение приобретают выделенные выше факторы. Речь идет об усложнении отношений на глобальном уровне, с одной стороны, и, с другой, – об индивидуализации как одной из форм усиления разнообразия внешней рыночной среды, в которой функционирует ТНК. Электронная коммерция как раз и представляет собой средство осуществления и поддержки таких изменений в глобальном масштабе. Она позволяет ТНК эффективно и гибко осуществлять как внутренние, так и внешние операции, плотнее взаимодействовать с глобальными поставщиками и быстрее реагировать на запросы и ожидания потребителей. ТНК получают возможность выбора лучших поставщиков независимо от географического расположения, а также возможность выхода на глобальный рынок со своими товарами и услугами. Для понимания сущности электронной коммерции обратимся к анализу существующих дефиниций. В настоящее время среди ученых и практикующих специалистов нет единого мнения о том, какие области человеческой деятельности следует включать в понятие «электронная торговля». Так, О.Кобелев под электронной коммерцией понимает «технологии совершенствования коммерческих операций и управления производственными процессами с применением электронных средств обмена данными».2 Таким образом, данный автор фокусирует исследование на информационно-технологической стороне электронной коммерции, в то время как сам признает, что в словосочетании «электронная коммерция» ключевым является второе слово. Сущность «электронной торговли» следует непосредственно связывать с конечной целью этого процесса, то есть с продажей товара или услуги с целью извлечения прибыли, иными словами, с общественно (социально)- экономической стороной электронной торговли. Информационно-технологическая же сторона выступает лишь как средство (инструмент) реализации данной цели, нередко облегчая ее достижение, что особенно отчетливо выражается в более высокой норме прибыли (рентабельности) по сравнению с теми случаями, когда применяются традиционные коммерческие технологии. Иную позицию занимает, к примеру, И.Т. Балабанов, предложивший следующее определение: «Электронная торговля, именуемая за рубежом «e-commerce», – это торговля через сеть Интернет при помощи компьютеров покупателя и продавца товара»3 . Его мнение разделяет, в частности, и А.А.Залогин, отмечающий, что электронная коммерция – «это такой вид бизнеса, при котором взаимодействие между участниками коммерческих (торговых) сделок происходит посредством Интернета».4 Таким образом, оба автора отождествляют электронную коммерцию с торговлей через Интернет. Такая точка зрения представляется правомерной. Ее можно квалифицировать как толкование понятия «электронная торговля» («электронная коммерция») в узком смысле. Более широкое определение данной категории дает Д.В.Разуваев, подчеркивая, что «электронная торговля и интернет-торговля – это разные вещи. Электронная торговля - это любая сделка, совершенна посредством сети связанных между собой компьютеров (хотя бы и не подключенных к Интернету), по завершении которой происходит передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой».5 Точка зрения Д.В.Разуваева также представляется правомерной. Ее можно квалифицировать как толкование понятия «электронная торговля» («электронная коммерция») в широком смысле. Вместе с тем она нуждается в некотором уточнении. Дело в том, что к электронной коммерции относится еще несколько аспектов (каналов или средств ее реализации). Если рассматривать электронную коммерцию во всем ее многогранном содержании, то можно выделить пять основных каналов (инструментов) ее реализации: Интернет (включая электронную почту);ρ Телефон и факс (при этом в последнее время используетсяρ технология IР-телефонии); Интерактивное телевидение;ρ Системы электронных платежей и переводов денежных средств;ρ Электронный обмен данными (EDI, Electronic Data Interchange).ρ Стоит отметить, что в научной литературе при употреблении термина «электронная торговля» («электронная коммерция») чаще всего имеется в виду лишь использование Интернета и прочих сетевых технологий. Именно так трактовали электронную торговлю авторы доклада ЮНКТАД об электронной торговле и развитии совместно с коллегами из ОЭСР в обзоре информационных технологий 2004 г. С их позиций электронная коммерция – это “автоматизированные бизнес-процессы (внутри- и межфирменные) на базе подключенных к достижимым сетям компьютеров”.6 Тем не менее, такие инструменты, как телефон, факс и телевидение, давно и с успехом используются для коммерческих транзакций, особенно в промышленно развитых странах. Однако именно появление Интернета открывает принципиально новые возможности. Необходимо также подчеркнуть, что термины «электронная коммерция» и «электронная торговля» следует считать синонимами, поскольку семантически это одно и то же, хотя некоторые авторы по-разному трактуют указанные термины. Отметим также, что электронную торговлю называют и «безбумажной торговлей», что также следует рассматривать как синоним, который, однако, в отличие от электронной торговли и электронной коммерции не является научной категорией.
1.2. Система управления электронной коммерцией
В последние годы в развитых странах отмечен существенный рост объемов продаж, осуществляемых средствами электронной коммерции (ЭК). Рост количества сайтов и посетителей сети приводит к повышению объема электронной коммерции в целом. Основой функционирования всей области электронной коммерции можно считать информационные системы электронной коммерции (ИС ЭК). В дальнейшем под ИС ЭК будем понимать совокупность комплекса программных систем и аппаратных (технических) средств, принимающих участие в обеспечении присутствия компании в сетевой среде, технологий функционирования комплекса, циркулирующей в нем информации, а также пользователей данных программных систем и технического оборудования. Для гарантированного роста компании в рамках сектора ЭК основной задачей является эффективное управление не только самой компанией, но и ее центральным звеном — информационной системой. Чтобы эффективно управлять системой, необходимо четко понимать, из каких элементов она состоит и как они взаимосвязаны. В современных ИС ЭК уровня предприятия можно выделить десятки таких элементов, обеспечивающих выполнение тех или иных функций. Началом развития ИС ЭК можно считать 1990 г., когда к использованию сети были допущены частные пользователи. До этого запрет был связан с наличием регламента использования, который определялся Национальным научным фондом США (National Science Foundation, NSF). Снятие формальных ограничений не дало мгновенных результатов из-за отсутствия соответствующей сетевой инфраструктуры в рамках территории страны и в международных масштабах. Вторым ограничением быстрого распространения сети являлось то, что используемые технологии были не очень удобны для восприятия и применения неподготовленными пользователями. Третьим ограничением был недостаточный уровень распространения вычислительной техники в частном секторе. Эти и другие факторы сдерживали развитие электронной коммерции и, следовательно, прикладных информационных систем, работающих в рамках ЭК прошли 4 стадии развития: налаживание коммуникаций. Эта стадия соответствовала начальному этапу распространения сетевых тех- • М. Г. Лужецкий Управление информационными системами электронной коммерции 66 IT-менеджмент E-commerce № 1 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА Управление информационными системами электронной коммерции нологий в частный сектор. Она характеризовалась отсутствием какого-либо прикладного программного обеспечения, функционирующего в сети, и в основном содержала сервисы, являющиеся логическим развитием этапа закрытого применения Интернета в научных и исследовательских учреждениях (файловый обмен, новостные системы, система gopher — вложенные меню, электронная почта); односторонняя связь — появление системы Mosaic, которая была прообразом будущей Всемирной паутины; Всемирная паутина — этап распространения стандарта HTML и формирования в сети множества веб-сайтов. Сам стандарт на начальном этапе был малофункционален, образованный позднее консорциум W3C продолжил его развитие; электронные бизнес-процессы — современный этап эволюции ИС ЭК, происходит трансформация существовавших бизнес-процессов, их оптимизация и все большая автоматизация. В настоящее время развитие ИС ЭК находится на четвертой стадии. Однако на современных предприятиях существует множество бизнес-процессов, появляются новые бизнес-процессы и формы ведения деятельности, происходит специализация компаний по узким предметным областям, поэтому информационные системы ЭК не успевают покрывать все их потребности. Это приводит к тому, что развитие ИС в большей мере идет в различные предметные области, нежели в направлении перехода на качественно другой уровень. Остановимся более подробно на архитектуре ИС ЭК. При рассмотрении современных информационных систем принято выделять несколько логических уровней. Так, Г. Разумовский, Р. Арчибальд, А. Уринцов, А. Гринберг, А. Лебедев, Ю. Тельнов, А. Костров и др. выделяют различные уровни декомпозиции архитектуры информационных систем. Если же попытаться объединить их, то можно выделить следующие уровни: организационный (участники бизнес-процесса); функциональный (функции ИС); программный (программные компоненты ИС); технический (аппаратные средства ИС). Современные информационные системы электронной коммерции можно представить в виде структуры, приведенной на рисунке. 1. Однако следует учесть, что здесь представлены лишь типовые элементы выделенных логических уровней ИС ЭК, т. к. в рамках конкретной реализации могут приниматься уникальные конструкторские решения. Первым уровнем, связывающим традиционные элементы компании и информационную систему, является организационный. Он является показателем того, насколько ИС интегрирована в организацию и организационную структуру компании. Все пользователи обычно разделяются на два больших класса: бизнес-пользователи и прочие пользователи. К первой группе относятся те внешние субъекты, которые участвуют в основных бизнес-процессах, связанных в нашем случае с коммерческой деятельностью компании, т. е. те, кто является участниками какого-либо из этапов коммерческого цикла. К ним можно отнести клиентов (субъекты, являющиеся потребителями продаваемого товара или услуги), поставщиков (чаще всего компании, которые занимаются поставкой либо ресурсов, либо готовых изделий для перепродажи), прочих партнеров (надзорные органы, маркетинговые компании, представители платежных итернет-систем и др., т. е. все, кто не пользуется услугами компании и не поставляет ей ресурсы для осуществления ее основной деятельности)
1.3 Перспективы развития электронной коммерции
В современных условиях одним из важнейших направлений в развитии экономики является электронная коммерция. Электронная коммерция стремительно набирает темпы развития в сфере экономики, которая очень быстро проникает во все области человеческой деятельности. В настоящее время электронная коммерция находится в стадии интенсивного роста, который будет сохраняться в течение нескольких лет. Экономика, на сегодняшний день, ориентирована на использование новейших продуктивных технологий и освоение достижений научных мыслей. Новые веяния способствуют возникновению информационной среды, приходящей на смену традиционной экономике. В рамках таких реалий, экономическая сторона жизнь общества подвергается не только изменению своего содержания, потребность в модернизации реализуется, в том числе и в виртуальной реальности. Одним из первых авторов, уделивших должное внимание теоретической стороне вопроса, и создавшим первое определение электронной коммерции, считается американский экономист Дэвид Козье. Он является исследователем, рассматривающим электронную коммерцию на примере электронной торговли. Основой электронной коммерции Д. Козье считает структуру традиционной торговли, уточняя, что использование электронных сетей придает ей гибкость. Он считает, что электронная коммерция и электронная торговля имеют одинаковое значение. В то же время ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №7 (33), Том 1., 2018 87 Л.С. Климченя дает определение электронной коммерции как составной части электронного бизнеса, а электронную торговлю описывает, как составляющую часть электронной коммерции
О.А. Кобелев считает электронную торговлю основной и очень важной частью электронной коммерции, описывая ее как «предпринимательскую деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными». Электронную коммерцию как интернет торговлю, рассматривают западные экономисты, такие как Д. Эймори И. Голдовский: «Под электронной коммерцией подразумевается продажа товаров, при которой как минимум организация спроса на товары осуществляется через Интернет». С.В. Пирогов говорит о электронной коммерции как о «технологии совершения коммерческих операций и управления производственными процессами с применением электронных средств обмена данными». В научных кругах, на сегодняшний день, отсутствует единая точка зрения на то, какие сферы человеческой деятельности следует включать в понятие «электронная коммерция». Как правило, она прочно ассоциируется с торговыми операциями, совершаемыми посредством сети интернет. Более широкий подход предполагает, что под понятием «электронная коммерция» понимается любая сделка по передаче прав собственности или права пользования товарами и услугами, совершенная посредством использования электронных средств коммуникации. Особенностью сделок, совершенных посредством сети интернет является тождественность электронной подписи и аналогичных учетных документов на бумажном носителе. Электронная коммерция – это неотъемлемая частью современной экономики. Сеть Интернет предлагает покупателям все большие возможности для приобретения товаров и услуг, а коммерческие организации наращивают свое присутствие в данной сети при осуществлении предпринимательской деятельности. Электронная коммерция как вид деятельности, предоставляет компаниям преимущество перед конкурентами за счет минимизации времени и затрат на совершение сделок. Выделим основные критерии электронной коммерции: использование современных электронных платежных систем, как− аналогов реальных денег; сделки осуществляются посредством использования современных− информационных технологий; однотипность операций, производимых пользователем и возможность замеров и проведения аудита провайдером или сторонней организацией;− права собственности и активы находятся как в традиционной, так и− цифровой электронной формах. В настоящее время наибольшую популярность приобрели такие виды электронной коммерции как торговля всевозможным аудио-медиа- контентом, предоставление информационных, справочных услуг, интернет магазины и предоставление банковских услуг. Учитывая российскую действительность, можно выявить основные препятствия на пути развития электронной коммерции: ограниченный круг пользователей Интернета в России, многие из− них предпочитают делать покупки в обычных магазинах; перенасыщенность интернет-сайтов способствуют потери потенциальных клиентов;− безопасность финансовых сделок;− конфиденциальность информации;− Система управления предприятием, осуществляющим деятельность в сфере электронной коммерции предполагает широкое применение современных ИКТ технологий. Их использование позволяет существенно снизить транзакционные издержки и стандартизировать процесс управления. Дополнительным стимулом для внедрения в практику управления современных информационных систем, является возможность повысить инвестиционную привлекательность компании. Несмотря на то, что отрасль электронной коммерции предполагает активное использование инноваций, внедрение современных систем управления во многих российских компаниях осуществляется медленными темпами. Причинами, определяющими медленное внедрение инноваций, являются неотработанная организационная структура предприятия.
Вывод: Таким образом, значение электронной коммерции состоит в том, что она является одной из важнейших технологий современности, обеспечивающих высокие темпы роста экономики страны. Для современного бизнеса электронная коммерция решает очень важную задачу по повышению конкурентоспособности компаний, т.к. позволяет использовать достижения научно-технического прогресса в области информационно-коммуникационных технологий, тем самым обеспечивает возможность хозяйствующим субъектам быстро и без посредников находить коммерческого партнера с минимальными транзакционными издержками.
Глава 2 Обзор статистики: влияние коронавируса на электронную коммерцию
2.1. влияние коронавируса на электронную коммерцию
Продолжающаяся пандемия коронавируса влияет на каждую сферу нашей жизни и особенно на то, как мы тратим наши деньги.
Розничная торговля и товары первой необходимости
Рост e-commerce
В исследовании, проведенном с 12 по 14 марта, респонденты из пострадавших регионов рассказали о том, как из-за пандемии изменились их образ жизни, мнения и реакции.
Пока розничные магазины закрываются, электронная коммерция процветает. По данным исследования, 50% китайских и 31% итальянских потребителей «чаще покупают в интернете» вместо того, чтобы покупать в обычном магазине. В других странах, также заметили рост использования электронной коммерции: Вьетнам (57%), Индия (55%) и Россия ( 27%).
В Великобритании только 18% респондентов заявили, что стали чаще пользоваться интернет-магазинами, причем почти половина из них сообщила, что привычка покупать в интернете была и раньше.
Покупки про запас
Многие потребители покупают товары про запас — онлайн или в супермаркетах. В нехватке продовольствия и других предметов первой необходимости в Великобритании обвиняют «запасливых» (89%), как и во Франции (87%) и Австралии (86%). В то же время Китай (46%) и Индия (40%) ссылаются на проблемы с логистикой поставок — это при том, что азиаты активнее покупают про запас, чем в Европе и США.