Файл: Александра Александровна Моисеева москва 2022 Практическое занятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Основы журналистской деятельности
Группа 21Ж113
Студент
Александра Александровна Моисеева
МОСКВА 2022
Практическое занятие 1 по теме 1
«Творческая и авторская деятельность журналиста»
Ответьте на вопросы:
-
Раскройте понятие «творчество».
Ответ:
Творчество – довольно широкое понятие, которое сложно в полной мере уместить в одно определение. Более того, разные сферы знаний предлагают «творчество» к рассмотрению с разных сторон. Например, в рамках философии творчество определяется как любая человеческая деятельность, которая преобразует природу и действительность социума. Психология рассматривает творчество в двух смыслах – широком и узком. Определение творчества в широком смысле близко к определению, которое даётся в философии. Разница в том, что философия смотрит на творчество как на преобразование, а психология – как на создание нового. Творчество в узком смысле определяется в психологии как создание чего-то качественно нового, что представляет некую общественную и историческую ценность. Также творчество определяют как процесс создания субъективных ценностей. В культурологии творчество определяется как «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью». [1]
Существует даже целая отдельная отрасль знания, которая изучает творчество – эвристика.
Е.В. Черникова отмечает, что журналистика, как вид творчества, принципиально отличается от других видов творчества. Поскольку является специализированным, особым, ориентированным. Журналист неизменно сталкивается с ограничениями в выборе информации, поскольку должен ориентироваться не только на свои предпочтения, но и на её востребованность у аудитории, поскольку продукт журналистской деятельности – информация, – является, в известном смысле, товаром. Кроме того, формы журналистской деятельности гораздо многообразнее, чем в других видах творчества. [2]
-
Назовите основные формы организации творческой деятельности.
Ответ:
Существуют две основные формы организации творческой деятельности: любительское творчество и творчество профессиональное. Первый этап любого творчества – любительское. На этом этапе творческая деятельность существует вне серьезной ответственности за качество продукта (результата), вне обязанностей и без специальной подготовки автора. Область творчества человек выбирает исходя из своих интересов, увлечений, склонностей.
Профессиональное творчество формируется на основе любительского. Но оно уже требует навыков и компетенций, уровня профессионального мастерства, подготовки, необходимого объема знаний, которые человек получает в ходе длительного специального обучения, а также связано с общими профессиональными целями, с исполнением каких-либо должностных или иных обязанностей, с ответственностью за качество продукта творчества.
Иными словами, наши первые «литературные» опыты для стенгазеты, школьного сайта или блога на Дзен, – это любительство. А после окончания университета мы должны выйти готовыми к профессиональной работе в СМИ.
-
Какие особенности присущи творческой деятельности журналиста?
Ответ:
С.Г. Корконосенко в своей книге «Основы творческой деятельности журналиста» пишет: «Особенность журналистики состоит в том, что она, а следовательно, и те, кто работает в СМИ, активно участвуют в социокультурном творчестве. Сверхзадача журналиста — изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, «культурное оснащение» социальных процессов». [3]
Поле функционирования журналистики – осуществление массовой коммуникации. Специфика творчества журналиста в том, что (в отличие от художника) журналист участвуют не в художественном, а в социально-культурном творчестве. Модель выглядит следующим образом: социальная действительность – коммуникатор – редакция (журналист) – текст (в широком смысле) – преображенная действительность. Т.е., социальная реальность отражается в тексте через призму понимания и мировоззрения журналиста, попадает к аудитории, пройдя через этот «фильтр». Это, особенно в условиях медиаконвергенции (интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс), предъявляет к профессии особые требования.
Особенность творческой деятельности журналиста – активное взаимодействие с социальной действительностью, особое требование здесь к объективности материала. Журналист также должен обладать коммуникативными, интеллектуальными и литературными способностями, развитым мировоззрением, быть социально ориентированным.
Специфика журналистики требует сочетания специализации и универсализации. Сегодня журналист работает в системе глобальных коммуникаций, у него больше нет монополии на распространение информации, и ему необходимо адаптироваться к новым информационным технологиям, уметь их использовать.
Расширение границ профессии требует не просто владения определенным минимумом технических навыков, но и выполнения разных ролей и видов работ одновременно, параллельно. Например, помимо написания текстов. управлять сообществами в соцсетях, продвигать контент, использовать сотворчество аудитории и т.д.
Других подходов требует и работа с основой журналистики – текстом. Сегодня создаваемый журналистом продукт – не только вербальный текст. Необходимы навыки и знания контентного дизайна – аранжировки сообщения разными смысловыми средствами: текстом, картинками, звуком, видео. Требуются навыки написания короткого текста, броских заголовков (приемы кликбейта) …
Неизменной особенностью журналистики остается ограничения творческой деятельности, творческого самовыражения, что может быть связано с редакционной политикой издания, отсутствие возможности писать лишь на интересующие темы, отсутствие условий для полной творческой самореализации (например, редкая периодичность издания, ограниченный гонорарный фонд), не сложившиеся отношения с руководством СМИ и т.п.
Резюмируя, можно отметить, что творческой деятельности журналиста присущи такие особенности, как комплексный, индивидуально-коллективный характер, производственно-творческая направленность, оперативность, непрерывность, сочетание универсальности и специализации, сочетание стереотипности и креативности.
-
Назовите и охарактеризуйте основные способы и методы творческой деятельности журналиста.
Ответ:
Творческий процесс в журналистике можно разделить на две стадии: получение информации (изучение ситуации) и подготовка текста (изложение этой ситуации для аудитории).
К системе получения журналистом
информации можно отнести такие формы и источники, как пресс-конференции, брифинги, презентации, пресс-релизы органов власти, организаций, общественных объединений и т.п., специальные информационные бюллетени, экстренные сообщения пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров органов власти, различных ведомств и общественных объединений, сообщения в социальных сетях, слухи. Кроме того, следует отметить и эксклюзивные источники информации (личное знакомство с водителем или секретарем персоны, которая является важным, ценным ньюсмейкером и т.п.). Каждый источник требует своего подхода. Например, слухи или информация, появившаяся в соцсетях, требует тщательного фактчекинга – проверки достоверности факта, его источника, корректности изложения. Ценность пресс-релизов и информационных бюллетеней снижается тем, что в них, как правило, факты интерпретируются так, как это выгодно распространителю.
Основные способы и методы творческой деятельности журналиста детально описаны в работах С.Г. Корконосенко, Г.В. Лазутиной и ряда других исследователей. Корконосенко пишет: «В группе методов получения сведений ясно различаются две подгруппы: традиционные журналистские методы и методы, заимствованные из конкретных социальных исследований. К традиционным журналистским методам получения сведений относятся проработка документов, наблюдение и беседа». [4] Он также отмечает и социологические способы получения информации: «В практике СМИ иногда применяется методика, заимствованная из социологии. В частности, анкетирование». [5] Точно такой же классификации методов и их описания, добавляя к способам получения информации еще и метод эксперимента, придерживается Г.В. Лазутина (часть III учебного пособия «Основы творческой деятельности журналиста» ее авторства).
Отметим, что ни один из методов не является исчерпывающим, их необходимо сочетать, комбинировать. Например, чтобы правильно понять суть, смысл и последствия попавшего в руки журналиста документа, необходима беседа (интервью, комментарий специалиста, эксперта и т.п.), а для того, чтобы выводы из наблюдения были верными, их потребуется подтвердить тем или иным документом, комментарием эксперта.
Используя метод проработки документов, журналист получает разные сведения: законы, решения властей, описание событий, инцидентов, научных открытий и т.п. С.Г. Корконосенко отмечает, что освоение документа складывается из трех процедур: извлечения данных, их интерпретации и фиксации. Метод наблюдения, как отмечает Г.В. Лазутина, «снабжает» журналиста материалами непосредственно из текущей реальности».[6] Этот метод позволяет журналисту получать информацию непосредственно из текущей реальности. При
этом журналист должен быть именно наблюдателем, а не активным участником событий, соблюдать профессиональную этику и правила. Ценность метода в том, что при его помощи у аудитория создается эффект присутствия, что придает материалу бóльшую достоверность. Метод беседы позволяет получить, фактические данные, объяснения, мнение о событии, прогнозы и предложения. Кроме того, беседа (интервью) через те или иные речевые обороты, мимику, жесты, раскрывает, характеризует личность. Анкетирование – метод получения данных с помощью опроса. Эксперимент – метод, когда моделируется ситуация и выясняется реакция людей на это. Лазутина определяет его как «метод получения сведений об объекте через выявление реакции на экспериментальный фактор, в качестве которого выступает одна или несколько его изменяемых характеристик». [7]
В системе методов изложения материала, который предлагается аудитории в качестве готового контента, журналист также использует набор методов.
Представляя аудитории сам факт события, журналист может использовать самый простой метод – констатацию. Другим методом предъявления факта является описание. В этом случает о событии говорится с упоминанием характерных эмоциональных деталей, которые подтверждают, что журналист был очевидцем событий. Повествование – метод, когда событие представляется не через детали, а через основные моменты произошедшего в их последовательности. Метод характеристики рассказывает о событии не через внешние проявления, а о его сущности. Журналист предлагает аудитории результат своих размышлений, анализа. Метод рассуждения по Лазутиной, как и характеристика, «служит выявлению сути той или иной реалии, ее значения, перспектив. <…> вместе с журналистом адресат информации проходит весь путь постижения существа дела». [8] Метод типизации предполагает обобщенную подача сведений: условные картины, суммарные факты или образы. Этот метод близок к художественным и используется в беллетристике – материалах, занимающих промежуточное положение между журналистикой и художественной литературой. Распространенными методами являются цитирование и апеллирование, т.е. ссылка на широко известное событие, факт в истории, культуре и т.п.
В широком смысле в рамках творческой деятельности журналиста есть две основные группы методов – художественные и рационально-познавательные.