Файл: Методические указания к лабораторным работам для студентов всех направлений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Написать уравнения реакций получения гидроксида тетраамминокадмия и его электролитической диссоциации. Какое основание является более сильным электролитом: гидроксид кадмия или его комплексное основание? Ответ обосновать.

Опыт 5. Получение комплексного йодида ртути

Налить в пробирку 3−4 капли раствора нитрата ртути (II) и добавить 1−2 капли раствора иодида калия. Отметить цвет образующегося осадка дииодида ртути. В пробирку по каплям добавить избыток раствора иодида калия до полного растворения полученного осадка, которое обусловлено образованием в растворе комплексных анионов тетрайодомеркурата. Каков цвет полученного раствора? Может ли эта окраска обусловливаться присутствием ионов K+, I, Hg2+? Какой из этих ионов может быть комплексообразователем? С какими лигандами он мог образовать в данном растворе сложный ион?

Этот анион можно выделить в осадок ионами серебра: в пробирку добавить 1-2 капли раствора нитрата серебра. Отметить цвет осадка и записать уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Примечание: соли ртути ядовиты. Поэтому опыт проводить осторожно и затем тщательно вымыть руки.

Опыт 6. Образование гидроксокомплекса цинка

В пробирку налить 3−4 капли раствора сульфата цинка и добавить по каплям раствор гидроксида натрия, находящийся в штативе с реактивами, до выпадения осадка гидроксида цинка. Затем в вытяжном шкафу добавить по каплям 6 н. раствор едкого натра до полного растворения осадка вследствие образования комплексного аниона тетрагидроксоцинка (2−). Какое свойство гидроксида цинка иллюстрирует данный опыт? Составить уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Опыт 7. Образование труднорастворимого гексацианоферрата (III)

А. Налить в пробирку 3−4 капли раствора гексацианоферрата (II) калия K4Fe(CN)6. Добавить 2−3 капли раствора хлорида железа (III). Отметить окраску образующегося осадка берлинской лазури, используемой для производства художественных красок. Реакция служит для обнаружения катионов Fe3+.

Б. Налить в пробирку 3−4 капли раствора гексацианоферрата (III) калия K3Fe(CN)6. Добавить 2−3 капли раствора сульфата железа (II). Отметить окраску образующегося осадка, который в прошлом веке называли турнбулевой синью. В настоящее время установлено, что берлинская лазурь и турнбулева синь – одно и то же вещество, а именно: гексацианоферрат (III) железа (II) Fe
3Fe(CN)62. Данная реакция служит для обнаружения катионов Fe2+.

Запишите уравнения всех проведенных реакций в молекулярной и ионной формах.

Опыт 8. Образование труднорастворимых гексацианоферратов(II)

Налейте в две пробирки по 3−4 капли раствора гексацианоферрата (II) калия. В первую пробирку добавьте 2−3 капли раствора сульфата цинка, во вторую – столько же раствора сульфата меди (II). Отметьте цвета образующихся осадков и запишите уравнения реакций.

Опыт 9. Образование труднорастворимого гексанитрокобальтата(III) натрия-калия

Реакция служит для обнаружения в растворах катионов калия. Налейте в пробирку 3−4 капли раствора Na3Co(NO2)6 и добавьте 2−3 капли раствора хлорида калия. Отметьте окраску образующегося осадка комплексной соли K2NaCo(NO2)6 и запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

Протокол лабораторной работы


По каждому опыту записать используемые при проведении эксперимента реактивы и результаты проведения реакций: образование осадка, выделение газа, изменение цвета раствора и т.д.

Содержание отчета по лабораторной работе


1. Название работы.

2. Цель работы.

3. Уравнения реакций в молекулярной и ионной форме, результаты проведения реакций, ответы на вопросы.

БиБЛИографический список


  1. Оганесян Э.Т. Общая и неорганическая химия. Учебник для ВУЗов /Оганесян Э.Т., Попков В.А.., Щербакова Л.И, Брель А.К. М: Юрайт, 2019. 447 с.

  2. Глинка Н.Л. Общая химия. М.: Кнорус, 2016. 752 с.

  3. Дзудцова Д.О., Бестаева Л.Б. Окислительно-восстановительные реакции/Д.О. Дзудцова, Л.Б.Бестаева. М.: Дрофа, 2007.

  4. Суворов А.В. Общая и неорганическая химия в 2 т: Учебник для академического бакалавриата/ А.В. Суворов, А.Б. Никольский. Люберцы: Юрайт, 2016. 607 с.

  5. Цубербиллер О. Н. Общая и неорганическая химия: экспериментальные задачи и упражнения: Учебное пособие/ О.Н. Цубербиллер. Спб.: Лань, 2013. 352 с.

 

Содержание



Введение ........................................................................................…......2

Лабораторная работа № 1. Приготовление раствора и определение его концентрации....................................................................................2



Лабораторная работа № 2. Исследование реакций в растворах электролитов...........................................................................................6

Лабораторная работа № 3. Исследование гидролиза солей.........12

Лабораторная работа № 4. Исследование окислительно-

восстановительных реакций.................................................................19

Лабораторная работа № 5. Исследование скорости химических

реакций и химического равновесия………………………………...25

Лабораторная работа № 6. Исследование комплексных соеди-

нений......................................................................................................34

Библиографический список.................................................................40