ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 379
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1826 г. системы неэвклидовой геометрии Н.И. Лобачевским. Важными открытиями были: в 1802 г. В.В. Петров продемонстрировал явление вольтовой дуги и ее применение для сварки металлов, в 1832 г. П.Л. Шиллинг сконструировал первую линию электромагнитного телеграфа, в 1834 г. Б.С. Якоби изобрел электродвигатель, в 1838 г. – гальванопластику и др.
Промышленный переворот диктовал необходимость развития производства. В 1831 г. П.П. Аносов применил микроскоп для изучения структуры стали и в 1841 г. раскрыл секрет булатной стали. В 30-е гг. крепостные механики Е.А. и М.Е. Черепановы построили паровую железную дорогу. Выдающиеся химики Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров заложили основы отечественной химической школы красителей. Крупнейший представитель отечественной медицины Н.И. Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии. В 1839 г. начала действовать Пулковская обсерватория под Петербургом, в которой работал крупнейший русский астроном В.Я. Струве.
Большое развитие получает система образования. В 1811 г. для детей дворян был открыт Александровский (Царскосельский) лицей. Были открыты Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819) университеты. Развиваются технические вузы: Петербургский практический технологический институт (1828), Московское ремесленное училище (1830). Растет число начальных школ и училищ, кадры для которых готовят первые педагогические вузы в Москве и Петербурге (Главный педагогический институт). Растут объемы выпуска литературы для просвещения населения (издательство А.Ф.Смирдина), широко развивается библиотечное дело (библиотеки открыты в губернских и уездных городах), для широкой публики открыт в 1852 г. Эрмитаж.
В этот период происходят крупнейшие географические открытия в ходе различных экспедиций: кругосветных И.Ф. Крузенштерна – Ю.Ф. Лисянского (1803), Ф.Ф.Беллинсгаузена – М.П.Лазарева (1819-1821), Г.И. Невельского на Дальнем Востоке (1848-1849 и 1950-1855), А.Е. Колодкина на Каспийском море (1809), А.Ф. Миддендорфа на Север Сибири (Таймырский край) в 1842-1845 гг., А.Е. Колодкина на Каспий (1809) и др. В 1845 г. было открыто Русское географическое общество.
В художественной культуре главными направлениями были: романтизм (В.А. Жуковский, А.А. Бестужев-Марлинский, ранний А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов), реализм (А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, молодой Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский). Русская литература впервые заняла приоритетное место в духовной жизни общества. Наступил новый этап в развитии театра в России: Большой и Малый театр в Москве (1824), Александринский театр в Петербурге; становление режиссуры и актерского искусства (П.С. Мочалов, М.С. Щепкин). Развивается русское музыкальное искусство: М.И. Глинка (основатель национальной школы), музыкальные вечера в салонах, концертная деятельность.
Большое развитие получает русская живопись, которая обращается к личности человека, социальным проблемам: О.А. Кипренский (романтический портрет), К.П. Брюллов (классицизм), П.А. Федотов (критический реализм), А.Г. Венецианов (бытовой жанр), А.А. Иванов (религиозно-духовная проблематика). Центром художественной жизни России становится Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве (1832).
В архитектуре России продолжаются традиции классицизма, вершиной которого становится русский ампир: А.Д.Захаров (Адмиралтейство и Казанский собор), А.Н. Воронихин (Невский проспект, Павловск и Петергоф), К.И. Росси (Дворцовая площадь, Александринский театр), О.И. Бове (Театральная площадь и Большой театр). С 30-х годов получает развитие «русско-византийский» стиль – К.А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата).
2. После смерти Николая I в 1855 г. на русский престол вступил Александр II (1855-1881) перед которым встала задача проведения неотложных социально-экономических и политических реформ, в первую очередь, крестьянской. Тяжелейший кризис феодально-крепостнической экономики, препятствия, которые она ставила на пути развития новых буржуазных экономических отношений, поражение России в Крымской войне, выявившее военно-техническую отсталость страны, основанной на крепостном труде стали главными причинами отмены крепостного права. В 1857 г. был создан Секретный комитет для обсуждения мер по устройству помещичьих крестьян, переименованный в 1858 г. в Главный комитет по крестьянскому делу. В 1859 г. в рамках Главного комитета были созданы Редакционные комиссии для рассмотрения материалов губернских комитетов и составления проекта закона об освобождении крестьян. Несмотря на противодействие консерваторов, 19 февраля 1861 г. император Александр II подписал Манифест и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».
Согласно этим актам крестьяне получали личную свободу, право иметь собственное имущество, распоряжаться им и наследовать его, заключать любые юридические документы, вступать в брак, переходить в другие сословия и т.п. По закону крестьяне в течение двух лет обязаны были нести старые повинности. Исходя из признания за помещиком права собственности на землю, крестьяне получали наделы не в собственность, а в пользование.
До перевода крестьян на выкуп они становились «временнообязанными». В течении этого периода они должны были за предоставленные наделы нести барщину или платить оброк. Никакого определенного срока временнообязанного положения крестьян закон не определял. Для обеспечения выполнения повинностей временнообязанными крестьянами была создана крестьянская община, которая несла коллективную ответственность за их выполнение. Она распределяла общинную землю, определяла размеры платежей и отработок исходя из состава семьи.
Чтобы стать собственником земли, крестьянину нужно было выкупить ее у помещика. Рыночная стоимость земли составляла 554 млн. рублей, но по формуле правительства она повысилась до 867 млн. рублей (в 1,5 раза). Крестьяне не могли сразу заплатить выкуп. Чтобы помещики получили выкупные суммы, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов сроком на 49 лет под 6% годовых. Остальные 20% крестьянская община платила помещикам сама. Срок выплаты выкупных платежей устанавливался в 49 лет. Тем самым как наделение землей, так и выкупная сделка проводилась только в интересах дворянства. К 1907 г. крестьяне добились отмены выкупных платежей, выплатив уже государству около 2 млрд. рублей (в 4 раза больше рыночной стоимости в 1861 г.).
Устанавливалась высшие и низшие нормы наделов для разных регионов страны с учетом их природно-экономических особенностей. Закон предусматривал отрезку от надела, если он превышал установленную высшую норму и прирезку, если он не достигал низшей нормы. Большой разрыв между «высшей» и «низшей» нормами привел к тому, что отрезки во много раз превышали прирезки. В результате крестьянское землепользование сократилось в 1861 г. более чем на 1/5, а в черноземных областях отрезки составили 30-40% надела. Но тяжесть потерь для крестьян заключалась не только в размерах отрезков. Отрезки представляли собой наиболее ценные для крестьян угодья (луга, водопои, выпасы и пр.), которые крестьяне вынуждены были арендовать потом на кабальных условиях.
Реформа вызвало взрыв крестьянского протеста, так как обмануло надежды крестьян. В течение 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений. В свою очередь, и большинство помещиков встретило реформу с неприятием, ибо она в известной мере ущемляла их экономические интересы. В целом, крестьянская реформа носила половинчатый характер. Она породила множество вопросов (малоземелье крестьян, отмена выкупных платежей и др.) вокруг которых развернулось в дальнейшем крестьянское движение в стране. Вместе с тем реформа 1861 г. освободила и наделила землей 23 млн. помещичьих крестьян, что привело к расслоению крестьянства и миграции его разорившееся части в город. Это создавало условия для формирования рынка рабочей силы и бурного развития промышленного производства, перехода России к построению индустриального общества.
Наряду с крестьянской реформой Александр II провел политические реформы и преобразования в сфере образования и печати. В 1863 г. была проведена реформа университетов, в ходе которой они получили автономию в учебной, хозяйственной и административной деятельности. В 1864 г. была проведена школьная реформа, направленная на демократизацию управления системы начального образования, создания единой системы подготовки педагогических кадров. В 1865 г. была проведена реформа печати, которая отменила предварительную цензуру для книг и журналов, сохранила ее для массовой печати – газет.
После отмены крепостного права остро стал вопрос об укреплении власти, быстро терявшей опору в стране. В 1864 г. началась земская реформа, которая изначально была нацелена на организацию сотрудничества властных структур и русского общества. Власть действовала крайне осторожно. Она вводила всесословные выборные органы местного самоуправления – земства, но только на уровне уездов и губерний. Тем самым, строение земств оказалось лишенным своего фундамента – низших, волостных земств. Такая система, с одной стороны, неизбежно отрывалась от повседневных, самых насущных нужд местного населения, а с другой – лишалась возможности представлять интересы всего, «земского», нечиновного населения России. Земства избирались на 3-х летний срок и состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).
Недоверяя нарождавшейся буржуазии и крестьянству, власть сделала все, чтобы поставить земства под дворянский контроль. Избирательная система обеспечивала безусловное численное преобладание поместного дворянства в уездном и губернском земствах. Председателями уездных и губернских собраний должны были стать предводители дворянства. Земства были лишены политических функций, их деятельность ограничивалась только вопросами местного значения под контролем центральной власти. Земства вводились в 34 губерниях (меньше половины губерний страны). Несмотря не многочисленные недостатки в своей организации, земство показало себя вполне жизнеспособным органом. Либеральный состав собраний и управ развернул на местах активную деятельность. В результате крестьянство впервые получило квалифицированную медицинскую помощь; в селах появились хорошо подготовленные учителя; трудами земских статистиков была создана объективная картина хозяйственной жизни страны.
Самостоятельность и независимость земств раздражало бюрократию всех уровней. Местная власть открыто относилось к земству как противнику. Земства не имели своих исполнительных органов (например, финансовых) и поэтому были поставлены под контроль местной администрации. Так, земства не могли сами собирать с населения платежи и реализовывать свои хозяйственные планы, а значит, в этом вопросе они целиком зависели от местных чиновников. Во второй половине 1860-1870-х годов губернаторы получили право изгонять из земства неблагонадежных лиц, подвергать цензуре печатные издания земства (отчеты, доклады, журналы заседаний). В конечном счете, земство превратилось в довесок бюрократической системы, стало «пятым колесом в телеге русского государственного управления» (В.И. Ленин).
В 1870 г. была проведена городская реформа в 509 городах (из 1130), вводившая городское выборное самоуправление – городские думы, избираемые на 4 года. Избирательным правом обладали только жители с высоким имущественным цензом, поэтому основная масса городского населения устранялась от участия в городском самоуправлении. Городское самоуправление также занималось чисто хозяйственными вопросами.
В 1864 г. началась судебная реформа, которую считают самой последовательной из всех реформ Александр II. В основу новой судебной системы был положен территориальный принцип: Россия делилась на судебные округа, охватывающие смежные уезды; в округах создавались окружные суды. С целью достижения максимальной независимости судебных органов от администрации следователи и судьи стали несменяемыми. Назначались они сверху должны были отчитываться в своей деятельности перед начальством, получали жалованье от государства. Уволить их можно было только по решению суда, открыто обвинив их в служебном преступлении. Контроль за судебными органами осуществлял Сенат, а также прокурорский надзор, подчиненный министру юстиции.
Промышленный переворот диктовал необходимость развития производства. В 1831 г. П.П. Аносов применил микроскоп для изучения структуры стали и в 1841 г. раскрыл секрет булатной стали. В 30-е гг. крепостные механики Е.А. и М.Е. Черепановы построили паровую железную дорогу. Выдающиеся химики Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров заложили основы отечественной химической школы красителей. Крупнейший представитель отечественной медицины Н.И. Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии. В 1839 г. начала действовать Пулковская обсерватория под Петербургом, в которой работал крупнейший русский астроном В.Я. Струве.
Большое развитие получает система образования. В 1811 г. для детей дворян был открыт Александровский (Царскосельский) лицей. Были открыты Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819) университеты. Развиваются технические вузы: Петербургский практический технологический институт (1828), Московское ремесленное училище (1830). Растет число начальных школ и училищ, кадры для которых готовят первые педагогические вузы в Москве и Петербурге (Главный педагогический институт). Растут объемы выпуска литературы для просвещения населения (издательство А.Ф.Смирдина), широко развивается библиотечное дело (библиотеки открыты в губернских и уездных городах), для широкой публики открыт в 1852 г. Эрмитаж.
В этот период происходят крупнейшие географические открытия в ходе различных экспедиций: кругосветных И.Ф. Крузенштерна – Ю.Ф. Лисянского (1803), Ф.Ф.Беллинсгаузена – М.П.Лазарева (1819-1821), Г.И. Невельского на Дальнем Востоке (1848-1849 и 1950-1855), А.Е. Колодкина на Каспийском море (1809), А.Ф. Миддендорфа на Север Сибири (Таймырский край) в 1842-1845 гг., А.Е. Колодкина на Каспий (1809) и др. В 1845 г. было открыто Русское географическое общество.
В художественной культуре главными направлениями были: романтизм (В.А. Жуковский, А.А. Бестужев-Марлинский, ранний А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов), реализм (А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, молодой Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский). Русская литература впервые заняла приоритетное место в духовной жизни общества. Наступил новый этап в развитии театра в России: Большой и Малый театр в Москве (1824), Александринский театр в Петербурге; становление режиссуры и актерского искусства (П.С. Мочалов, М.С. Щепкин). Развивается русское музыкальное искусство: М.И. Глинка (основатель национальной школы), музыкальные вечера в салонах, концертная деятельность.
Большое развитие получает русская живопись, которая обращается к личности человека, социальным проблемам: О.А. Кипренский (романтический портрет), К.П. Брюллов (классицизм), П.А. Федотов (критический реализм), А.Г. Венецианов (бытовой жанр), А.А. Иванов (религиозно-духовная проблематика). Центром художественной жизни России становится Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве (1832).
В архитектуре России продолжаются традиции классицизма, вершиной которого становится русский ампир: А.Д.Захаров (Адмиралтейство и Казанский собор), А.Н. Воронихин (Невский проспект, Павловск и Петергоф), К.И. Росси (Дворцовая площадь, Александринский театр), О.И. Бове (Театральная площадь и Большой театр). С 30-х годов получает развитие «русско-византийский» стиль – К.А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата).
2. После смерти Николая I в 1855 г. на русский престол вступил Александр II (1855-1881) перед которым встала задача проведения неотложных социально-экономических и политических реформ, в первую очередь, крестьянской. Тяжелейший кризис феодально-крепостнической экономики, препятствия, которые она ставила на пути развития новых буржуазных экономических отношений, поражение России в Крымской войне, выявившее военно-техническую отсталость страны, основанной на крепостном труде стали главными причинами отмены крепостного права. В 1857 г. был создан Секретный комитет для обсуждения мер по устройству помещичьих крестьян, переименованный в 1858 г. в Главный комитет по крестьянскому делу. В 1859 г. в рамках Главного комитета были созданы Редакционные комиссии для рассмотрения материалов губернских комитетов и составления проекта закона об освобождении крестьян. Несмотря на противодействие консерваторов, 19 февраля 1861 г. император Александр II подписал Манифест и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».
Согласно этим актам крестьяне получали личную свободу, право иметь собственное имущество, распоряжаться им и наследовать его, заключать любые юридические документы, вступать в брак, переходить в другие сословия и т.п. По закону крестьяне в течение двух лет обязаны были нести старые повинности. Исходя из признания за помещиком права собственности на землю, крестьяне получали наделы не в собственность, а в пользование.
До перевода крестьян на выкуп они становились «временнообязанными». В течении этого периода они должны были за предоставленные наделы нести барщину или платить оброк. Никакого определенного срока временнообязанного положения крестьян закон не определял. Для обеспечения выполнения повинностей временнообязанными крестьянами была создана крестьянская община, которая несла коллективную ответственность за их выполнение. Она распределяла общинную землю, определяла размеры платежей и отработок исходя из состава семьи.
Чтобы стать собственником земли, крестьянину нужно было выкупить ее у помещика. Рыночная стоимость земли составляла 554 млн. рублей, но по формуле правительства она повысилась до 867 млн. рублей (в 1,5 раза). Крестьяне не могли сразу заплатить выкуп. Чтобы помещики получили выкупные суммы, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов сроком на 49 лет под 6% годовых. Остальные 20% крестьянская община платила помещикам сама. Срок выплаты выкупных платежей устанавливался в 49 лет. Тем самым как наделение землей, так и выкупная сделка проводилась только в интересах дворянства. К 1907 г. крестьяне добились отмены выкупных платежей, выплатив уже государству около 2 млрд. рублей (в 4 раза больше рыночной стоимости в 1861 г.).
Устанавливалась высшие и низшие нормы наделов для разных регионов страны с учетом их природно-экономических особенностей. Закон предусматривал отрезку от надела, если он превышал установленную высшую норму и прирезку, если он не достигал низшей нормы. Большой разрыв между «высшей» и «низшей» нормами привел к тому, что отрезки во много раз превышали прирезки. В результате крестьянское землепользование сократилось в 1861 г. более чем на 1/5, а в черноземных областях отрезки составили 30-40% надела. Но тяжесть потерь для крестьян заключалась не только в размерах отрезков. Отрезки представляли собой наиболее ценные для крестьян угодья (луга, водопои, выпасы и пр.), которые крестьяне вынуждены были арендовать потом на кабальных условиях.
Реформа вызвало взрыв крестьянского протеста, так как обмануло надежды крестьян. В течение 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений. В свою очередь, и большинство помещиков встретило реформу с неприятием, ибо она в известной мере ущемляла их экономические интересы. В целом, крестьянская реформа носила половинчатый характер. Она породила множество вопросов (малоземелье крестьян, отмена выкупных платежей и др.) вокруг которых развернулось в дальнейшем крестьянское движение в стране. Вместе с тем реформа 1861 г. освободила и наделила землей 23 млн. помещичьих крестьян, что привело к расслоению крестьянства и миграции его разорившееся части в город. Это создавало условия для формирования рынка рабочей силы и бурного развития промышленного производства, перехода России к построению индустриального общества.
Наряду с крестьянской реформой Александр II провел политические реформы и преобразования в сфере образования и печати. В 1863 г. была проведена реформа университетов, в ходе которой они получили автономию в учебной, хозяйственной и административной деятельности. В 1864 г. была проведена школьная реформа, направленная на демократизацию управления системы начального образования, создания единой системы подготовки педагогических кадров. В 1865 г. была проведена реформа печати, которая отменила предварительную цензуру для книг и журналов, сохранила ее для массовой печати – газет.
После отмены крепостного права остро стал вопрос об укреплении власти, быстро терявшей опору в стране. В 1864 г. началась земская реформа, которая изначально была нацелена на организацию сотрудничества властных структур и русского общества. Власть действовала крайне осторожно. Она вводила всесословные выборные органы местного самоуправления – земства, но только на уровне уездов и губерний. Тем самым, строение земств оказалось лишенным своего фундамента – низших, волостных земств. Такая система, с одной стороны, неизбежно отрывалась от повседневных, самых насущных нужд местного населения, а с другой – лишалась возможности представлять интересы всего, «земского», нечиновного населения России. Земства избирались на 3-х летний срок и состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).
Недоверяя нарождавшейся буржуазии и крестьянству, власть сделала все, чтобы поставить земства под дворянский контроль. Избирательная система обеспечивала безусловное численное преобладание поместного дворянства в уездном и губернском земствах. Председателями уездных и губернских собраний должны были стать предводители дворянства. Земства были лишены политических функций, их деятельность ограничивалась только вопросами местного значения под контролем центральной власти. Земства вводились в 34 губерниях (меньше половины губерний страны). Несмотря не многочисленные недостатки в своей организации, земство показало себя вполне жизнеспособным органом. Либеральный состав собраний и управ развернул на местах активную деятельность. В результате крестьянство впервые получило квалифицированную медицинскую помощь; в селах появились хорошо подготовленные учителя; трудами земских статистиков была создана объективная картина хозяйственной жизни страны.
Самостоятельность и независимость земств раздражало бюрократию всех уровней. Местная власть открыто относилось к земству как противнику. Земства не имели своих исполнительных органов (например, финансовых) и поэтому были поставлены под контроль местной администрации. Так, земства не могли сами собирать с населения платежи и реализовывать свои хозяйственные планы, а значит, в этом вопросе они целиком зависели от местных чиновников. Во второй половине 1860-1870-х годов губернаторы получили право изгонять из земства неблагонадежных лиц, подвергать цензуре печатные издания земства (отчеты, доклады, журналы заседаний). В конечном счете, земство превратилось в довесок бюрократической системы, стало «пятым колесом в телеге русского государственного управления» (В.И. Ленин).
В 1870 г. была проведена городская реформа в 509 городах (из 1130), вводившая городское выборное самоуправление – городские думы, избираемые на 4 года. Избирательным правом обладали только жители с высоким имущественным цензом, поэтому основная масса городского населения устранялась от участия в городском самоуправлении. Городское самоуправление также занималось чисто хозяйственными вопросами.
В 1864 г. началась судебная реформа, которую считают самой последовательной из всех реформ Александр II. В основу новой судебной системы был положен территориальный принцип: Россия делилась на судебные округа, охватывающие смежные уезды; в округах создавались окружные суды. С целью достижения максимальной независимости судебных органов от администрации следователи и судьи стали несменяемыми. Назначались они сверху должны были отчитываться в своей деятельности перед начальством, получали жалованье от государства. Уволить их можно было только по решению суда, открыто обвинив их в служебном преступлении. Контроль за судебными органами осуществлял Сенат, а также прокурорский надзор, подчиненный министру юстиции.