Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
1.1 Характеристика выносливости как физического качества
1.2 Физиологические основы общей выносливости
1.3 Факторы проявления общей выносливости
ГЛАВА 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
2.1 Методы развития выносливости
2.2 Методики и тесты для определения и оценки уровня развития выносливости
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6--10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз. Этот метод широко применяется в физической подготовке и спорте для развития различных видов выносливости.
Контрольный (соревновательный) метод состоит в однократном или повторном выполнении тестов для оценки выносливости. Интенсивность выполнения не всегда может быть максимальной, так как существуют и «непредельные» тесты. Уровень развития выносливости наиболее достоверно определяется по результатам участия в спортивных соревнованиях или контрольных проверках.
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
2.2 Методики и тесты для определения и оценки уровня развития выносливости
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.
На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способ измерения выносливости.
При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.
В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость определяется по времени преодоления какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся старших классов дистанция 2000--3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега -- 6 минут или 12-минутный тест К.Купера.
Идея теста состоит в преодолении бегом или ходьбой максимально возможной дистанции за 12 минут работы. Выполняется тест на стадионе или на любой ровной и точно измеренной трассе. Перед началом теста необходимо сделать разминку. Старт может даваться индивидуально или для группы. После 12 минут работы дается команда к окончанию бега и определяется пройденная дистанция, величина которой служит мерой выполненной мышечной работы и характеризует аэробные возможности человека.
В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).
К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ - тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода -- МПК, частота сердечных сокращений -- ЧСС, порог анаэробного обмена -- ПАНО и т.п.).
Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.
Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых и т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показатели выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при относительных учитываются.
Относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.
Запас скорости определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.
Запас скорости
Зс = tn-tk ,
где tn -- время преодоления эталонного отрезка;
tk -- лучшее время на этом отрезке.
Индекс выносливости -- это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.
Индекс выносливости = t -- tk xn,
где t -- время преодоления какой-либо длинной дистанции;
tk -- время преодоления короткого (эталонного) отрезка;
n -- число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.
Коэффициент выносливости -- это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.
Коэффициент выносливости =t:tk,
где t -- время преодоления всей дистанции;
tk -- лучшее время на эталонном отрезке.
Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.
В качестве показателей выносливости используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.
Тест оценки физической работоспособности PWC170
Все рассмотренные выше тесты требуют проявления максимальных физических возможностей испытуемых, поэтому их и определяют как максимальные тесты. Вместе с тем, в спортивной физиологии разработан универсальный лабораторный тест определения физической (аэробной) работоспособности без достижения максимальных значений физиологических показателей.
Идея теста заключается в том, чтобы определить ту мощность стандартной нагрузки, при которой достигается частота сердечных сокращений 170 уд/мин. По номенклатуре, принятой Всемирной организацией здравоохранения, он имеет название PWC170 (от первых букв английского обозначения термина «физическая работоспособность» - Physical Working Capacity).
Методика проведения теста PWC170 имеет много модификаций. Для самостоятельного применения лучше всего использовать его степэргометрический вариант. При этом испытуемому предлагается выполнить две нагрузки умеренной интенсивности: восхождение на ступеньки разной высоты - от 20 до 50 см. Каждая нагрузка выполняется по 5 минут с определенной частотой восхождений на ступеньку (например, 30 раз в минуту) с 3-минутным интервалом отдыха и без предварительной разминки.
У испытуемого, в состоянии относительного покоя и в положении сидя, определяется для контроля исходная ЧСС, затем он в течение 5-ти минут выполняет первую нагрузку. В последние 30 секунд работы с помощью электрокардиографа, или за 10-15 секунд сразу после нагрузки, пальпаторно подсчитывается ЧCC1. После отдыха выполняется вторая, более высокая, нагрузка, и аналогичным путем подсчитывается ЧСС2. Величины ЧСС должны определяться как можно точнее. Показатель работоспособности рассчитывается по формуле (1):
(1) PWC170 = W1 + (W2 - W1) * 170 - ЧCC1 / ЧСС2 - ЧCC1;
Мощность первой (W1) и второй (W2) нагрузки при восхождении на ступеньки определяется по формуле:
W = 1.5*m*h*n
где W - мощность работы, кг.м/мин;
m - масса испытуемого, кг;
h - высота ступеньки, м;
n- число подъемов (восхождений на ступеньку) в минуту;
1.5 - расчетный коэффициент.
Полученные абсолютные значения физической работоспособности (в кг.м/мин) не учитывают особенностей физического развития людей. Известно, что уровень физической работоспособности зависит не только от тренированности, но и от таких факторов, как пол, возраст, размеры тела, наследственность, состояние здоровья и т. д. Поэтому для того, чтобы можно было сравнивать уровень физической работоспособности у людей не только различного возраста и пола, но и с различной массой тела, рассчитывают относительные величины PWCAF на 1 кг массы тела (в кг.м/мин кг). Для этого полученное по формуле (1) абсолютное значение показателя физической работоспособности необходимо разделить на значение показателя веса тела (в кг).
Определение показателя максимального потребления кислорода (МПК) по результатам теста PWC170
Показатель МПК характеризует наибольшее количество кислорода, потребляемое человеком в течение одной минуты, и является критерием аэробной мощности.
В настоящее время определение МПК широко используется для решения вопроса о профессиональной пригодности людей, оценки их физической подготовленности, а также для диагностики функционального состояния кардио - респираторной системы. Прямые методы определения МПК связаны с предельными физическими нагрузками и наличием относительно дорогой и сложной аппаратуры. Величину МПК можно рассчитать по формуле:
МПК = (1,7 . PWC170 + 1240) / m,
где МПК - потребление кислорода на единицу массы тела (в мл/мин *кг);
PWC170 - абсолютное значение физической работоспособности в кг.м/мин
m - вес тела в кг.
Определения ЖЕЛ
Жизненную ёмкость легких и составляющие её объёмы можно определить с помощью спирометра (метод спирометрии).
Спирометр состоит из металлического корпуса, двух резиновых мехов, двух шлангов, лентопротяжного механизма с пищиком и загубника. При вдохе и выдохе объём мехов изменяется, что и фиксируется пищиком на ленте.
Кривая, которая получается при записи показателей внешнего дыхания с помощью спирографа называется спирограммой, а сама методика определения - спирографией
Включить прибор в сеть. Обработать загубник спиртом. Предложить испытуемому взять в рот загубник, одев при этом зажим ему на нос. Включить прибор на скорости 50 мм/с. Записать спирограмму при спокойном дыхании. По истечении 30-40 секунд записи предложить испытуемому сделать очень глубокий вдох и глубокий выдох.
Рассчитать частоту дыхания за 1 минуту и все объёмы лёгких, исходя из того, что одно вертикальное деление составляет 200 мл (0,2 л), а горизонтальное - 15 с.
Для определения соответствия полученных в эксперименте величин установленным нормам используют специально разработанные формулы. Предложенные формулы учитывают корреляцию отдельных характеристик функций внешнего дыхания с такими показателями как пол, рост, масса тела, возраст.
Эти формулы отражают так называемые должностные величины. С ними и сравнивают полученные в эксперименте индивидуальные данные. Так, должностная величина ёмкости легких рассчитывается по формуле (фактическая ЖЁЛ рассчитывается по спирограмме):
для мужчин -
ЖЁЛдолжн = {(рост (см)*0,052) - (возраст (лет)*0,022)} - 3,60;
для женщин -
ЖЁЛдолжн = {(рост (см)*0,041) - (возраст (лет)*0,018)} - 2,68.
Основные показатели внешнего дыхания (взрослый мужчина) составляют: ДО = 520 мл; РОвд = 2040 мл; РО выд = 1240 мл; Евд = 2560 мл; ЖЁЛ = 3800 мл.
Показатели внешнего дыхания претерпевают изменения в процессе роста и развития организма. Наиболее широко используемым показателем внешнего дыхания у детей является жизненная ёмкость легких, которая зависит от пола, возраста, массы и длинны тела.
Определение минутного объёма крови (МОК)
Наиболее точный способ определения минутного объема кровотока у человека предложен Фиком (1870). Он состоит в косвенном вычислении МОК, которое производят, зная разницу между содержанием кислорода в артериальной и венозной крови, объем кислорода, потребляемого человеком в минуту. Допустим, что в 1 мин через легкие в кровь поступило 400 мл кислорода и количество кислорода в артериальной крови на 8 об.% больше, чем в венозной. Это означает, что каждые 100 мл крови поглощают в легких 8 мл кислорода; следовательно, чтобы усвоить все количество кислорода, который поступил через легкие в кровь за минуту (в нашем примере 400 мл), необходимо, чтобы через легкие прошло 100Ч400/8=5000 мл крови. Это количество крови и составляет МОК, который в данном случае равен 5000 мл.
При использовании метода Фика необходимо брать смешанную венозную кровь из правой половины сердца. Венозную кровь у человека берут из правой половины сердца при помощи катетера, вводимого в правое предсердие через плечевую вену. Метод Фика, являясь наиболее точным, не получил широкого распространения в практике из-за технической сложности и трудоемкости (необходимость катетеризации сердца, пунктирование артерии, определение газообмена).