Файл: Проблемы воспитания культуры межнационального общения у школьников.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Проблемы воспитания культуры межнационального общения у школьников
1.2 Культура межнационального общения как качества личности
1.3 Уровни сформированности культуры межнационального общения у школьников
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Краткая характеристика МБОУ СОШ № 2
2.2. Педагогические средства формирования культуры межнационального общения
2.3. Рекомендации педагогам по воспитанию культуры межнационального общения
Также практика показывает, что дети другой национальности чувствуют себя не комфортно в группе, если они плохо говорят на русском языке, то часто слышат осмеяние в свой адрес, и дети не хотят их принимать их в игру.[21]
Действенность воспитания культуры межнационального общения зависит от его раннего начала и обеспечения перманентности на уровне преемственности. Культура общения, как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, на улице, а также в процессе самовоспитания и под влиянием общественных отношений.
Фундаментальной базой предлагаемых занятий выступили теоретические и практические исследования отечественных и зарубежных педагогов.
Содержание занятий направлено на развитие интереса к человеку, формирование навыков и норм поведения с другими людьми. Цель занятий – дать представления детям о Родине, городе Белая Калитва, истории и культуре своего народа, сформировать у детей эмоционально – ценностное отношение к культуре народов и детям другой национальности.
Программа занятий включает в себя три тематических блока:
- «Страна общения»
- «Мы – все дети России»
- «Мы – дети планеты»
Первый этап включает в себя знакомство поближе детям друг с другом, формирования в детях желание и интерес сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в группе, развить коллективное чувство сплоченности, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим, создать комфортные условия для общения детей (первый тематический блок).
Второй этап предполагает знакомство детей с Россией (воспитывать чувство гордости за свою страну, познакомить с российским флагом, гербом, гимном), столицей России – Москвой (дать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране, подвести к пониманию того, что такое столица), городом Белой Калитвой (формировать начальные знания о родном городе, его истории и основных достопримечательностях) (второй тематический блок).
Третий этап предполагает знакомство школьников с многообразием культур в мире и России, развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур (третий тематический блок).
Контроль знаний и умений школьников осуществляется в занимательной форме: занятия – путешествия, проигрывание проблемных ситуаций, праздники и развлечения.
Таким образом, предлагаемые занятия, дополнят программу педагогов МБОУ СОШ № 2 по воспитанию культуры межнационального общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Школа – это первая ступень образования. Именно здесь закладываются основы мировоззрения и культуры личности, закладываются основы культурного общения и первичные ценностные ориентации. При этом следует учитывать, что современная школа, как и общество в целом, является полиэтническим, а умение строить нормальные взаимоотношения со сверстниками разных национальностей наблюдается не у всех детей.
У подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты. Необходимо формировать знания, умения и навыки поведения толерантного, принимающего, позитивно-активного в отношениях с другими расами, этносами, народами, нациями.
Объектом исследования выступило МБОУ СОШ № 2. На постоянной основе в школе обучаются 732 ученика 17 национальностей, которые исповедуют 13 религиозных направлений, было так же определено, что в процессе обучения 119 школьников участвовали в межнациональных конфликтных ситуациях, данное обстоятельство указало на актуальность воспитательной работы школы в части проблемы воспитания культуры межнациональных отношений.
В процессе настоящего исследования были рассмотрены педагогические средства формирования культуры межнационального общения, а так же даны рекомендации педагогам по воспитанию культуры межнационального общения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля. – СПб.: СПГУТД, 2014. — 188 c.
- Баенская, Е. Р. Специальная дошкольная педагогика: учебник. – Москва: Академия, 2013. – 350 с.
- Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи - М.: Academia, 2017. - 192 c.
- Бахмутский А.Е., Вершинина Н.А., Глубокова Е.Н., Даутова О.Б., Кондракова И.Э., Лабунская Н.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Педагогика. – Спб.: Питер, 2017. – 304 с.
- Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 116 с.
- Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2017. - 198 c.
- Васильева Д.Н. Этнопедагогика. Теория и практика. Учебное пособие. — Саратов: СГУ, 2013. — 125 с.
- Голубовский В.Ю., Кунц Е.В. Межнациональные, религиозные отношения и будущее России. Конфликты и потенциал гражданского общества. – М.: Проспект, 2017. – 142 с.
- Даутова О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. – Спб.: КАРО, 2016. – 184 с.
- Денисович Т.Е. Педагогическая журналистика. - М.: Форум, 2017. - 144 c.
- Джуринский А.Н. История педагогики и образования. - М.: Владос, 2017. - 390 c.
- Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Муштавинская И.В., Крылова О.Н. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии. Основная школа. – Спб.: КАРО, 2017. – 176 с.
- Казачёнок Н.В., Шмелёва Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Казачёнок Н.В., Шмелёва Н.В. – М.: Просвещение, 2014. – 238 с.
- Мустафаев Ф.А. Социальная педагогика. Учебник. Третье издание. – М.: РИОР, 2014. – 298 с.
- Попков В.А. Теория и практика высшего профессионального образования. - М.: Академический проект, 2017. - 452 c.
- Рощупкин В.Г. Кросскультурная грамотность студента - будущего учителя. - Москва: Наука, 2017. - 722 c.
- Самойлов, В. Д. Педагогика и психология высшей школы: андрогогическая парадигма: учебник для высших учебных заведений. – Москва: Юнити-Дана: Закон и право, 2014. – 207 с.
- Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии: конспект лекций – Мозырь: Содействие, 2015. – 215 с.
- Симонов, В. П. Педагогика и психология высшей школы: инновационный курс для подготовки магистров: учебное пособие. – Москва: Вузовский учебник: Инфра–М, 2015. – 319 с.
- Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М.: Издательство «АСТ», 2018. – 384 с.
- Воспитание культуры межнационального общения [Электронный ресурс] – режим доступа: http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=59582
- Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы. Национальное самосознание, особенности его проявления в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] – режим доступа: https://studopedia.ru/3_50353_ponyatie-kulturi-mezhnatsionalnogo-obshcheniya-ee-strukturnie-elementi-natsionalnoe-samosoznanie-osobennosti-ego-proyavleniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html
- Проблемы воспитания культуры межнационального общения в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] – режим доступа: https://multiurok.ru/files/probliemy-vospitaniia-kul-tury-miezhnatsional-nogo.html
- Работа социального педагога по профилактике межнациональных конфликтов в школе [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ped.bobrodobro.ru/40774
- Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://psychology.academic.ru/5446/младший_школьный_ возраст
-
Самойлов, В. Д. Педагогика и психология высшей школы: андрогогическая парадигма: учебник для высших учебных заведений. – Москва: Юнити-Дана: Закон и право, 2014. – С. 19 ↑
-
Работа социального педагога по профилактике межнациональных конфликтов в школе [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ped.bobrodobro.ru/40774 ↑
-
Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии: конспект лекций – Мозырь: Содействие, 2015. – С. 32 ↑
-
Симонов, В. П. Педагогика и психология высшей школы: инновационный курс для подготовки магистров: учебное пособие. – Москва: Вузовский учебник: Инфра–М, 2015. – С. 25 ↑
-
Казачёнок Н.В., Шмелёва Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Казачёнок Н.В., Шмелёва Н.В. – М.: Просвещение, 2014. – С. 12 ↑
-
Васильева Д.Н. Этнопедагогика. Теория и практика. Учебное пособие. — Саратов: СГУ, 2013. — С. 37 ↑
-
Воспитание культуры межнационального общения [Электронный ресурс] – режим доступа: http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=59582 ↑
-
Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Муштавинская И.В., Крылова О.Н. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии. Основная школа. – Спб.: КАРО, 2017. – С. 11 ↑
-
Баенская, Е. Р. Специальная дошкольная педагогика: учебник. – Москва: Академия, 2013. – С. 71 ↑
-
Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы. Национальное самосознание, особенности его проявления в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] – режим доступа: https://studopedia.ru/3_50353_ponyatie-kulturi-mezhnatsionalnogo-obshcheniya-ee-strukturnie-elementi-natsionalnoe-samosoznanie-osobennosti-ego-proyavleniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html ↑
-
Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля. – СПб.: СПГУТД, 2014. — С. 46 ↑
-
Попков В.А. Теория и практика высшего профессионального образования. - М.: Академический проект, 2017. – С. 37 ↑
-
Джуринский А.Н. История педагогики и образования. - М.: Владос, 2017. – С. 33 ↑
-
Иваньшина Е.В. Указ. соч. – С. 13 ↑
-
Денисович Т.Е. Педагогическая журналистика. - М.: Форум, 2017. – С. 62 ↑
-
Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2017. – С. 44 ↑
-
Голубовский В.Ю., Кунц Е.В. Межнациональные, религиозные отношения и будущее России. Конфликты и потенциал гражданского общества. – М.: Проспект, 2017. – С. 13 ↑
-
Бахмутский А.Е., Вершинина Н.А., Глубокова Е.Н., Даутова О.Б., Кондракова И.Э., Лабунская Н.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Педагогика. – Спб.: Питер, 2017. – С. 26 ↑
-
Проблемы воспитания культуры межнационального общения в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] – режим доступа: https://multiurok.ru/files/probliemy-vospitaniia-kul-tury-miezhnatsional-nogo.html ↑
-
Даутова О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. – Спб.: КАРО, 2016. – С. 19 ↑
-
Бахмутский А.Е. Указ. соч. – С. 62 ↑