Файл: Проблемы воспитания культуры межнационального общения у школьников.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Проблемы воспитания культуры межнационального общения у школьников
1.2 Культура межнационального общения как качества личности
1.3 Уровни сформированности культуры межнационального общения у школьников
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Краткая характеристика МБОУ СОШ № 2
2.2. Педагогические средства формирования культуры межнационального общения
2.3. Рекомендации педагогам по воспитанию культуры межнационального общения
Результатом формирования культуры межнациональных отношений выступает сформированная этнокультурная компетентность личности, понимаемая как совокупность знаний, представлений о других народах, реализующихся через навыки, установки, модели поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с представителями других культур.[13]
Высокая культура межнационального общения предполагает:
- осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизацию общечеловеческих и национальных интересов;
- нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому;
- чувство дружбы между народами страны проживания;
- заботу о судьбах малой и большой Родины, всей планеты;
- понимание необходимости трудиться на благо своей нации, во имя сохранения человечества;
- стремление и содействие расширению взаимосвязей с другими народами и нациями;
- неразрывный и постоянный интерес к культуре своего и других пародов;
- знание родного языка и языков других народов;
- национальная скромность;
- глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей и других стран, независимо от национальной принадлежности.[14]
Эффективность формирования культуры межнациональных отношений во многом зависит от того, в какой степени учащиеся вовлечены в совместную деятельность, способствующую развитию гуманных взаимоотношений, сплочению многонационального коллектива.[15]
Рассматривая вопросы воспитания культуры межнационального общения, мы в первую очередь рассматриваем проблему, существующую в российском государстве, из двух предлагаемых в науке понятий: «культура межэтнического общения» и «культура межнационального общения», мы оперируем понятием культуры межнационального общения.
Межнациональное общение – это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами.[16]
Поэтому понятие культуры межнационального общения между школьниками можно рассматривать двояко: как предписания, правила по которым следует действовать всем людям в межнациональном общении и как личную способность адекватно воспринимать представителей других национальностей и контактировать с ними.
Учитывая важность вышесказанного, проанализируем процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников.
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Краткая характеристика МБОУ СОШ № 2
Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 (далее – МБОУ СОШ № 2) основанной 21 ноября 1951 г. За большую поисковую работу школе решением Белокалитвинского городского совета депутатов трудящихся 31 марта 1966 года присвоено имя Героя Советского Союза Аннаклыча Атаева.
Реквизиты учреждения: ОГРН: 1026101885391, ИНН: 6142016977, КПП: 6142010010, ОКАТО: н/д, ОКПО: 40501965, ОКВЭД № 802120 – «Среднее (полное) общее образование». Юридический адрес: 347042, Ростовская обл., Белокалитвинский р-н, г. Белая Калитва, ул. Дзержинского,9
Директор: Сидненков Александр Иванович
Изучив теоретический материал, нами был рассмотрен состав испытуемых, дана его развёрнутая характеристика и выявлен уровень успеваемости и самооценки среди младших школьников.
Исследуемое учебное заведение имеет многонациональный состав. В школе учатся дети 17 национальностей, представим сводную таблицу ниже.
Таблица 2.1. Национальности обучающихся школьников в МБОУ СОШ № 2
Национальность |
Численность |
Доля, % |
Русские |
445 |
60,79 |
Украинцы |
69 |
9,43 |
Армяне |
73 |
9,97 |
Белорусы |
31 |
4,23 |
Азербайджанцы |
19 |
2,60 |
Чеченцы |
13 |
1,78 |
Цыгане |
10 |
1,37 |
Корейцы |
5 |
0,68 |
Грузины |
14 |
1,91 |
Молдаване |
6 |
0,82 |
Даргинцы |
8 |
1,09 |
Евреи |
9 |
1,23 |
Аварцы |
4 |
0,55 |
Лезгины |
2 |
0,27 |
Продолжение табл. 2.1
Национальность |
Численность |
Доля, % |
Осетины |
7 |
0,96 |
Узбеки |
6 |
0,82 |
Ингуши |
11 |
1,50 |
Итого |
732 |
100 |
Как видно из представленной таблицы, наибольшая часть обучающихся в МБОУ СОШ № 2 школьников имеет национальность – русский. Доля этих учеников составляет 60,79% от общего числа обучающихся. С помощью рисунка 2.1 представим соотношение учащихся школьников с национальностью – русский и всех остальных национальностей.
Рисунок 2.1. Соотношение учащихся школьников с национальностью – русский и всех остальных национальностей.
Как видно из рисунка 2.1 школьников с национальностью – русский больше на 158 чел. Рассмотрим более детально соотношение национальностей школьников на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2. отчетливо показывает нам, что в школе наибольшую часть национальностей кроме русских занимают школьники украинской национальности, армянской и белорусской. Так же в школе обучаются дети кавказской, азиатской и других национальностей.
Рисунок 2.2. Национальности учащихся МБОУ СОШ № 2 кроме русских национальностей
В МБОУ СОШ № 2 так же был проведен опрос обучающихся на предмет вероисповедания. Полученные показатели сведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Вероисповедания обучающихся школьников в МБОУ СОШ № 2
Религиозная принадлежность |
Число опрошенных |
Доля, % |
Христиане |
399 |
54,51 |
Атеисты |
187 |
25,55 |
Мусульмане |
72 |
9,84 |
Мусульмане-сунниты |
22 |
3,01 |
Буддисты |
19 |
2,60 |
Староверы |
7 |
0,96 |
Православные вне Церкви |
6 |
0,82 |
Язычники |
5 |
0,68 |
Иудаисты |
5 |
0,68 |
Пятидесятники |
3 |
0,41 |
Мусульмане-шииты |
3 |
0,41 |
Протестанты |
2 |
0,27 |
Католики |
2 |
0,27 |
Итого |
732 |
100,00 |
Представленная таблица указывает на присутствие различных вероисповеданий учащихся в МБОУ СОШ № 2. Преимущественно большая часть учащихся является христианами –54,51%, это в большинстве дети русской национальности, 25,55% опрошенных школьников сообщили что являются атеистами, 9,84% – учащиеся исповедующие мусульманство. Остальные 10,11% учащихся различного вероисповедания доля которых от 0,27% до 3,01% . С помощью рисунка 2.3 представим соотношение рассмотренных религий среди опрошенных учащихся МБОУ СОШ № 2.
Рисунок 2.3 Вероисповедания учащихся МБОУ СОШ № 2, %
Рассматривая проблематику поставленного вопроса, в опросе на предмет межнационального вопроса приняли участие и родители школьников. Были выявлены следующие ответы на четко поставленные вопросы. Ответы сведем в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Результаты опроса на предмет возникновения конфликтных ситуаций на фоне националистического вопроса среди родителей учащихся
Ответы |
Родители |
Доля, % |
Насмешки из-за национальных признаков (культура, черты лица и т.д.) |
32 |
4,37 |
бывают разногласия |
51 |
6,97 |
вражда |
9 |
1,23 |
могут быть драки |
12 |
1,64 |
постоянная ругань |
2 |
0,27 |
иногда непонимание – и ребенок другой национальности остается один |
7 |
0,96 |
агрессивность некоторых детей – представителей национальных меньшинств |
6 |
0,82 |
не сталкивались с межнациональными конфликтами в школе |
613 |
83,74 |
Итого |
732 |
100,00 |
Показатели, полученные в результате проведенного опроса родителей школьников МБОУ СОШ № 2, указали что по мнению родителей большая часть школьников, а именно 83,74%, не сталкивалась с межнациональными конфликтами в школе, тогда как 16,26% указали наличие таких конфликтов.
Здесь стоит отметить, что это 119 школьников различных возрастов, мы не проводили анализ их гендерной предрасположенности, уровня социализации, материальной обеспеченности семей, уровень успеваемости, так как в рамки настоящего исследования данный вопрос не входит, но именно по этой причине мы не можем быть уверенны, что зафиксированные конфликтные ситуации представлены первоначально вопросом национализма. Здесь можно допустить, что вопрос национальности не стоял на первом месте, а был поднят в процессе конфликтной ситуации, но даже не смотря на это, необходимо рассмотреть существующие педагогические средства формирования культуры межнационального общения в МБОУ СОШ № 2.
Таким образом, мы выявили, что в МБОУ СОШ № 2 на постоянной основе обучаются 732 ученика 17 национальностей, которые исповедуют 13 религиозных направлений, было так же определено, что в процессе обучения 119 школьников участвовали в межнациональных конфликтных ситуациях, данное обстоятельство указывает на актуальность воспитательной работы школы в части проблемы воспитания культуры межнациональных отношений.
2.2. Педагогические средства формирования культуры межнационального общения
Рассматривая педагогические средства формирования культуры межнационального общения в МБОУ СОШ № 2, было определено, что преподавательский состав придерживается правило о том, что образовательная среда должна способствовать тому, чтобы каждый ребёнок знал историю своего народа, но вместе с тем уважительно относился к другим культурам.
В школе проводятся: классные часы, конференции, беседы, дискуссии, круглые столы, игровые тренинги, коммуникативные тренинги, праздники, игровые и конкурсные программы, викторины, выставки, познавательные игры, беседа (в том числе эвристическая), дискуссия, поощрение, создание социальных проб, убеждение (самоубеждение), внушение (самовнушение), игровые методы, требование, метод саморегулирования; метод воспитывающих ситуаций, метод соревнования, метод анализа деятельности и общения ребенка, поручения, используется метод «задание самому себе» (по классификации Смирнова С.А.) и метод «Мой секрет» (по классификации Смирнова С.А.).
Организаторами формирования культуры межнационального общения в МБОУ СОШ № 2, выступают учителя, классные руководители, социальный педагог и психолог. Необходимо отметить, что процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание и в которой «обитает» ребенок. Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от четкого следования программы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде. Поэтому данная применяемая программа предполагает активное участие в ее реализации семей подростков, именно по этой причине они были задействованы в опросе, сотрудников школы и учреждений смежных ведомств.