Файл: Проблемы воспитания культуры межнационального общения у школьников.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Проблемы воспитания культуры межнационального общения у школьников
1.2 Культура межнационального общения как качества личности
1.3 Уровни сформированности культуры межнационального общения у школьников
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Краткая характеристика МБОУ СОШ № 2
2.2. Педагогические средства формирования культуры межнационального общения
2.3. Рекомендации педагогам по воспитанию культуры межнационального общения
Так же не маловажным является ресурсное обеспечение реализуемой программы по формированию культуры межнационального общения. В целях научно-методического, программно-методического и информационного обеспечения реализации программы в структуре управления создана методическая служба. Деятельность методической службы направлена на развитие творческого потенциала педагогов, осуществляющих непосредственно воспитательный процесс в рамках программы. Основными функциями методической службы являются: обобщение и распространение опыта работы педагогического коллектива – участника программы; создание банка данных соответствующего управленческого и педагогического опыта; подготовка методических рекомендаций по направлениям программы; проведение экспертизы разработанных материалов.[17]
Для организации и проведения исследований, связанных с выполнением целей и задач программы, подготовки конференций, научно-практических семинаров, дискуссий и пр., создания банка методических материалов по вопросу организации содержательного досуга детей и взрослых, подготовки публикаций, рекламных и информационных материалов для СМИ в структуре методической службы созданы временные группы.
Материально-техническое и финансовое обеспечение реализации программы производится на основе целевого выделения денежных средств на финансирование мероприятий программы согласно смете расходов МБОУ СОШ № 2 на 2018 г.
Школьники охотно участвуют в представленных мероприятиях, так как в силу возрастных особенностей подростки не имеют необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнические проблемы. Так примером такого участия может быть городской конкурс вариативных программ по профилактике экстремистской деятельности и ксенофобии проводимый в начале учебного 2018 года.
Представим три группы приемов проводимых для обращения внимания школьников на себя как на личность, а так же на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Итак:
- приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали учащиеся из разных групп.
- приём «Взаимопомощь». Деятельность детей организуется таким образом, чтобы успех дела зависел от помощи друг другу.
- приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты.
- приём «Обмен ролями». Учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении задания.
- приёмы: «Ломка стереотипов», «Общаться по правилам», «Общее мнение», «Коррекция позиций», «Справедливое распределение», «Мизансцена» и др.
Вторая группа приёмов связана с организацией диалоговой рефлексии:
- приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить от его лица.
- приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.
- приём «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны, и которая вызывает у них определённый интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего.
- приёмы: «Обнажение противоречий», «Встречные вопросы» и др.
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.:
- приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т.п.).
- приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (песни, кинофильмы) любят их товарищи по классу.
- приём «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, комментируют и т.д.).
- приёмы: «Сочини конец истории», «Киностудия» и др.
Особо хочется подчеркнуть, что в опытно-экспериментальной работе учителя МБОУ СОШ № 2 опираются на исследования современных ученых в области психологии, теории личности, на закономерности формирования духовно-нравственных убеждений юношей и девушек, учитывают их конкретные национальные психологические особенности.
Для успешной адаптации учащихся не только к жизни в условиях многонациональной школы, но и за её пределами педагогами предложена программа «Воспитание культуры толерантности», которая состоит из четырех разделов и предусматривает такие направления деятельности как:
- знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
- понимание того, что каждый человек — уникальная личность, и уважения требуют любые различия между людьми;
- понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Школьники должны понять, что их различия дополняют друг друга, как подарок каждого из них — группе в целом;
- результат – приобщение к культуре мира.[18]
Школьники, на практике соприкасающиеся с понятием уважения и терпимости по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Воспитание в духе терпимости направлено на противодействие чувству страха и отчуждения по отношению к другим людям. В результате, у учащихся формируется личностное отношение к ключевым понятиям культуры, навыки межкультурного взаимодействия, что и стало основной целью и ценностью культурологической миссии школы.
Органичной частью процесса поликультурного воспитания школьников в опытно-экспериментальной работе является внеклассная и внешкольная работа. Традиционным стал проводимый в школе городской детский форум: «Скажи экстремизму – «Нет!»», апрель 2018 год; «Наш общий дом – Россия», май 2018год. Дети из разных школ города выражали своё отношение к поднимаемым проблемам, узнали для себя что-то новое, учились общаться друг с другом, учились отстаивать своё мнение.
В рамках работы по формированию культуры межнационального общения была проведена научно-практическая конференция «Казачество Дона», на которой школьники познакомились с историей зарождения казачества, обычаями и традициями казаков, узнали о роли казачества в современном обществе. На конференции были представлены презентации школьников по актуальным темам. В октябре 2018 г. педагогическим составом МБОУ СОШ № 2 организовано праздничное мероприятие «Вместе дружная семья», на котором представлены национальные подворья: русское, украинское, белорусское, армянское, грузинское, азербайджанское, народов Кавказа и т.д., организована концертная программа, где были исполнены песни и танцы разных народов. Учащиеся и гости не остались равнодушными к культуре других народов. Очень эмоционально дети одной национальности исполняли стихи и песни другой.
В МБОУ СОШ № 2 проводятся классные часы, цель которых – формирование культуры межнациональных отношений, уважительного отношения к людям различных стран и национальностей; соблюдение морального такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов, проявление позитивно-оценочного отношения к культуре других народов.
Наиболее интересная тема одного из таких классных часов «Дружба народов – источник Победы», цель данной темы показать учащимся, что Победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов, сплотившихся не против нации, а против фашизма. Учащиеся приводят примеры истории, когда солдаты разных национальностей воевали вместе, были опорой друг другу.
Так же, плодотворной работой можно назвать классный час посвященный теме: «Мы разные, но Родина одна». Здесь учащиеся с удовольствием демонстрируют национальные костюмы своего народа, с интересом и гордостью рассказывают о своих обычаях и традициях, представляют блюда национальной кухни. Именно такие часы общения позволяют школьникам в тесной обстановке сблизиться, подружиться, получить опыт взаимопонимания и терпимости.
Проблему формирования культуры межнациональных отношений поднимают на своих уроках и учителя узконаправленных предметов, например – географии. Цель – донести до сознания учеников, что этнокультурное разнообразие было, есть и будет. Только при толерантном отношении к представителям других национальностей возможно процветание Российской Федерации. Хорошо раскрыта тема межнациональных отношений в курсе «География России» 8-9 класс. Это уроки: «Национальный и религиозный состав населения России», «Культура и обычаи народов России»; при изучении регионального компонента «Ставропольский край – многонациональный край», «Пятигорск – столица Дружбы». Такие уроки проводят в нетрадиционной форме: уроки-конференции, круглые столы, уроки-диспуты, которые позволяют школьникам раскрыться, высказать своё мнение, научиться общаться.
Во время проведения кружковой деятельности, имеющую спортивно-туристскую направленность учителя так же решают следующие воспитательные задачи:
- создание условий для изменения позиции ребенка от объекта социальной ситуации к субъекту путем активного физического участия детей в кружке.
- развитие каждого ребенка как физически развитой и активной личности.
- развитие ценностного отношения к личности и взаимодействию с ней.
- подготовка детей разных национальностей, вероисповеданий, конфессий и т. д. к взаимодействию в совместной кружковой жизни.[19]
Кружковая работа объективно создает условия для развертывания разнохарактерных отношений детей, межэтнических связей, развития толерантных отношений. Особо важную роль в развитии этих отношений играет свободное время детей. Основные функции свободного времени – это:
- разрядка и восстановление. В условиях пребывания в кружке ребенок попадает в качественно новое состояние, позволяющее сбросить груз школьных и иных накопившихся проблем. Это создает условия для получения физических и психологических сил, позволяющие укрепить юный организм.
- развлечение и хобби. Речь идет о возможности заняться любимым делом, поиграть, повеселиться – от этого во многом зависит душевный комфорт, настроение и готовность к более значимой деятельности.
- саморазвитие и самореализация – это факторы, во многом определяющие содержание деятельности кружка.
Кружковое занятие – это наиболее благоприятная время развития разнообразных творческих и физических сил юной личности, здесь созданы условия для самовоспитания личности, в результате чего ребенок становится субъектом своей жизнедеятельности, что выражается в четырех основных видах действий: в инициативе, в самостоятельном выборе и принятии решений, в самореализации, самооценке и коррекции деятельности и общения.
- профессионально-образовательная компенсация. Имеется в виду получение новых знаний, расширяющих рамки школьной программы, выработка умений и навыков в избранном виде деятельности.
- социализация. Речь идет об усвоении и активном воспроизводстве социального опыта в процессе общения и деятельности – важный фактор для развития и становления личности ребенка.[20]
В условиях усложнения межэтнических отношений особое внимание во время организации своей кружковой деятельности уделяется проблеме воспитания интереса к чужой культуре, стремлению понять ее, воспитанию доверия и уважительности к детям разных национальностей.
Опыт показывает, что кружок создает оптимальные условия для снятия межнациональных барьеров при условии, если педагоги ориентированы на формирование межэтнических контактов детей и развитие их толерантности.
Значимым достижением является не только создание в кружковой группе «толерантного» климата, но и обеспечение его сохранения при переходе к самоуправлению, когда ставшее нормой поведение сохраняется ребятами-лидерами. Одним словом, как показывают исследования и экспериментальная работа в кружковой группе, каждая форма организации жизни детей содержит огромные возможности целенаправленной организации воспитательных воздействий на развитие позитивного отношения детей к людям, формирование их толерантного сознания и поведения.
Несмотря на достигнутые результаты перед педагогическим коллективом МБОУ СОШ № 2 все же возникают новые проблемы. В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего общества, когда накалена социальная обстановка в государстве, учебные заведения должны оставаться оплотом стабильности и уверенности, центром полиэтнической образовательной среды, главная функция которой – ознакомить детей не только с разными культурами, но и научить жить в полиэтническом обществе.
2.3. Рекомендации педагогам по воспитанию культуры межнационального общения
Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию терпимости, взаимопонимания, открытости, дружелюбия, комфортному пребыванию в детском саду детей других национальностей, в настоящее время очень мало. Однако на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры межнационального общения начиная уже с дошкольного детства, в целях воспитания современного культурного человека, знающего и уважающего не только свою культуру, но и культуру других народов.