Файл: Удк 37. 022 Роль развития softskills компетенций при подготовке будущего специалиста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 37.022
РОЛЬ РАЗВИТИЯ SOFT–SKILLS КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Багаутдинов Р.Р.
ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – межрегиональный центр компетенций»
Багаутдинова Е.А.
ОГБПОУ «Ульяновский социально–педагогический колледж»
Карпунин М.И.
ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – межрегиональный центр компетенций»
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о необходимости формирования soft–skills компетенций обучающихся, как фактор успешного развития профессионально важных качеств будущего специалиста в специфических условиях VUCA мира. Приведены более значимые soft–skills навыки для личностного роста обучающихся. Представлена структура функционирования soft–skills навыков и необходимые для их формирования современные интерактивные методы и технологии. Рассмотрен вопрос развития критического мышления на примере использования принципа когнитивизма в рамках занятий по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности».
Ключевые слова: базовые навыки, soft–skills компетенции будущего специалиста, современные интерактивные методы и технологии.
THE ROLE OF SOFT–SKILLS COMPETENCE DEVELOPMENT IN THE PREPARATION OF A FUTURE SPECIALIST
Bagautdinov R.R.
OGAPOU "Ulyanovsk Aviation College - interregional Competence Center"
Bagautdinova E.A.
OGBPOU "Ulyanovsk Socio-Pedagogical College"
Karpunin M.I.
OGAPOU "Ulyanovsk Aviation College - interregional Competence Center"
Abstract: The article discusses the need for the formation of soft-skills competencies of students as a factor for the successful development of professionally important qualities of a future specialist in the specific conditions of the VUCA world. More significant soft–skills skills for personal growth of students are given. The structure of soft–skills functioning and the modern interactive methods and technologies necessary for their formation are presented. The issue of the development of critical thinking is considered on the example of the use of the principle of cognitivism in the framework of classes in the discipline "Foreign language in professional activity".
Keywords: basic skills, soft-skills competencies of a future specialist, modern interactive methods and technologies.
Развитие soft–skills компетенций при подготовке востребованного специалиста является необходимым условием в современном мире. Наша реальность изменилась, специфические условия VUCA мира определяют направленность деятельности педагога при подготовке будущих специалистов. Для более полного представления VUCA мира, рассмотрим некоторые его признаки:
– человечество перешло от цивилизации слова и письма к миру бегущих по экранам гаджетов и электронных устройств картин и sms сообщений;
– поток огромной неструктурированной информации способствует к упрощенному «клиповому» мышлению;
– процесс обучения кардинально меняется: от прежнего обдумывания и понимания печатного текста к доступности информации и ее всеобщности. Как результат, обучающийся теряет важный навык – ориентироваться в сложном.
– информационно–цифровое общество во многом разъединяет, атомизирует социальные связи людей. Ценность человека как источника информации ослабевает [1].
Быстроменяющийся ритм нашей жизни требуют от человека быть гибким, мобильным, динамичным, способным адаптироваться в любой ситуации, постоянно учиться. Модель «обучение на всю жизнь» уже не эффективен, на смену приходит модель – life–long learning, т.е. обучение на протяжении всей жизни.
Для развития будущего специалиста выделяют следующие базовые навыки:
1. Способность к отбору информации – извлечение из потока только ту информацию, которая действительно является важной;
2. Способность мыслить нестандартно и действовать креативно;
3. Социальный интеллект и хорошо развитые коммуникационные навыки;
4. Способность работать со средствами массовой информации;
5. Способность мыслить проективно: формулировать цели, ставить задачи, планировать и достигать результат, эффективно управлять временем;
6. Способность обрабатывать большие объёмы информации и определять её достоверность и значимость;
7. Сотрудничество и межкультурная компетентность.
Все вышеуказанные компетенции можно объединить в общий термин «soft–skills». Из литературы известно, что «soft–skills» - это комплекс надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть, не связаны с конкретной предметной областью.
Soft–skills компетенций объединяют в несколько групп.
Первая группа представляет soft–skills в сфере общения: умение оперативно найти контакт с людьми, договариваться, вести диалог на любую тему, умение распознавать и правильно интерпретировать свои и чужие мысли (эмоциональный интеллект).
Навыки эффективного мышления объединяют вторую группу soft–skills. К этим навыкам относятся: умение логически обосновывать, приходить к правильным и полезным умозаключениям, способность ставить цели и выстраивать алгоритмы их достижения, многозадачность (умение переключать с одной задачи на другую).
Третья группа раскрывает навыки управления собой: умение распоряжаться своим временем, планировать и организовывать свой учебный процесс, стрессоустойчивость.
Четвертая группа объединяет навыки в сфере управления.
По мнению экспертов, в ТОП – 10 soft–skills навыков входят: гибкость мышления, адаптивность; комплексное решение проблем; критическое мышление; креативность; умение управлять людьми; взаимодействие с людьми; эмоциональный интеллект; умение рассуждать и принимать решения; клиентоориентированность; навык ведения переговоров [2].
С целью структурирования многообразия soft–skills навыков доцентами кафедры специального и профессионального образования, здорового и безопасного образа жизни УлГПУ, кандидатами педагогических наук Нагимовой Н.И. и Фахретдиновой М.А., разработана авторская модель, дающая полное представление о структуре soft–skills. Согласно этой модели имеются три зоны развития soft–skills и по своей структуре, напоминает «трёхслойный овал» (рис.1).
Рисунок 1 – Структурная модель soft–skills
В «ядерной зоне» представлен набор врождённых soft–skills, которые обусловлены генетической предрасположенностью, психологическими особенностями, характером, темпераментом и типом мышления. Эти навыки сопровождают человека всю жизнь и участвуют как в личностном, так и в профессиональном становлении. Знание педагогом этих особенностей играют немаловажную роль при создании условий для обучения студентов.
Качественную работу будущего специалиста определяют soft–skills, отнесённые к «пластической зоне». К этим навыкам можно отнести навыки эффективного мышления, готовность работать в команде, наставничество – менторинг, коучинг, планирование своей деятельности, проявление креативности и т. д.
Под «перспективной зоной» следует понимать гибкость специалиста, в зависимости от определённых условий VUCA мира. К ним можно отнести такие soft–skills, как тактическое и стратегическое мышление, проектное мышление, выработка и принятие решений профессиональных задач, в условиях постоянных изменений, клиенториентированность, способность к постоянному саморазвитию, самоуправлению, мобильность, владение основами тайм–менеджмента, рефлексии и т.д. [3].
Принимая во внимание вышеуказанную структуру функционирования soft–skills навыков, при изучении дисциплин как общеобразовательного, так и профессионального цикла преподаватель не может обойтись без применения современных интерактивных методов и технологий. К таковым относятся:
1) метод кейс–стадии – исследование конкретных ситуаций с предложением оптимальных путей решений.
Федеральный проект «Простажировки 2.0» даёт возможность студентам решать реальные практико-ориентированные кейсы. Благодаря этому проекту происходит взаимодействие с будущим работодателем, при успешности выполнения кейса предоставляется возможность пройти стажировку в компании.
2) метод дискуссий – метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Данный метод очень эффективен при закреплении и творческом осмыслении изученного материала. Дискуссию следует проводить, когда обучающиеся владеют полной информацией по теме обсуждения, для преподавателя во время проведения дискуссии необходимо учесть три момента: время, цель, итог. Формами дискуссии могут быть: круглый стол, заседание экспертной группы, форум, мозговой штурм, дебаты и т.д;
3) технология развития критического мышления. Организация образовательного процесса должна содержать следующие фазы: вызов (актуализация знаний, побуждение интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения); осмысление (получение новой информации, корректировка поставленных студентом целей обучения); рефлексия (рождение нового знания, постановка новых целей обучения). Приемы технологии критического мышления: «знаю – хочу узнать – узнал»; «толстые» и «тонкие» вопросы; «синквейн»; «Кластер» и т.д. [4];
4) интернет–технологии (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы, обучающие системы на базе мультимедиа–технологий и т.д.).
Рассмотрим более подробно методы развития критического мышления.
При решении ситуационных задач для развития критического мышления эффективен метод «шести шляп» разработанный психологом Эдварсом де Боно. Надевая мысленно или по-настоящему шляпу одного цвета, каждый участник высказывает своё мнение по определенному вектору. Далее шляпа передается по кругу. И так происходит, пока не будут использованы 5 шляп: белая, желтая, зеленая, черная, красная. Творческим процессом управляет синяя шляпа. Записывает результаты, следит за таймингом, задает вектор мышления. В
случае необходимости, задает наводящие вопросы.
Шляпы помогают вжиться в новую роль, побыть в несвойственном нам образе, предлагая новый способ мышления, тем самым развивая многогранность мышления.
Технология развития критического мышления активно применяется в работе преподавателя английского языка ОГБПОУ УСПК Багаутдиновой Е.А. Свою работу Екатерина Александровна строит с учетом применения принципов когнитивизма, что в свою очередь прочно связывает между собой предметные и метапредметные результаты освоения учебной дисциплины «Иностранный язык». А именно:
-
умение самостоятельно выбирать успешные коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения; -
владение навыками проектной деятельности, моделирующей реальные ситуации межкультурной коммуникации; -
умение организовать коммуникативную деятельность, продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции, эффективно разрешать конфликты; -
умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства.
Пример работы над мини проектом в рамках стандартного учебного занятия по дисциплине: «Иностранный язык в профессиональной деятельности».
Задание: распределение личностных мотивов при получении желаемого места работы в порядке значимости (в виде пирамиды, где в основе лежит главный мотив, а все остальные идут в порядке меньшей значимости).
Ход работы: студенты работают в команде, обсуждают все предложенные личностные мотивы, выстраивают свою пирамиду, объясняя командное решение на иностранном языке. По мере выполнения задания студенты осуществляют коммуникацию на языке, используя ранее изученные реплики–клише, слова и фразы по теме. Попутно перед ними стоит задача в выборе приоритетов: работа по призванию, высокооплачиваемая работа, работа, предоставляющая возможность выражению творческих способностей. А возможно ли сочетание нескольких мотивов? Ответ на этот вопрос – успешное решение проблемной ситуации.
В заключении можно сделать вывод, что вопросы понимания, признания и осмысления ценности формирования и развития soft–skills навыков весьма актуальны и востребованы, а рассмотренный базовый набор компетенций (когнитивные, социальные, лидерские, цифровые навыки будущего) может рассматриваться как один из основополагающих принципов новой экосистемы образования.