Файл: Технология технического обслуживания подвески автомобиля.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 516
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Разборка и сборка телескопической стойки
разборка и сборка амортизаторов на автомобилях ваз 2110 | ваз 2111 | ваз 2112
Инструменты и приспособления необходимые в процессе работы
Охрана труда на предприятии (СТО)
Основными требованиями, предъявляемыми к подвеске, являются следующие:
оптимальная величина затухания колебаний кузова и колес;
надежная передача от колес кузову или раме продольных и поперечных усилий и моментов;
малая масса элементов подвески и особенно неподрессоренных частей;
Балка задней подвески состоит из двух продольных рычагов, соединенных поперечиной U-образного сечения. Такое сечение обеспечивает соединителю (поперечине) большую жесткость на изгиб и меньшую - на кручение. Соединитель позволяет рычагам перемещаться относительно друг друга в небольших пределах. Рычаги выполнены из трубы переменного сечения, - это задает им необходимую жесткость. К заднему концу каждого рычага приварены кронштейны для крепления амортизатора, щита заднего тормозного механизма и оси ступицы колеса. Спереди, рычаги балки закреплены болтами в съемных кронштейнах лонжеронов кузова. Подвижность рычагов обеспечивается резинометаллическими шарнирами (сайлентблоками), запрессованными в передние концы рычагов.
Нижняя проушина амортизатора крепится к кронштейну рычага балки. К кузову амортизатор прикреплен штоком с гайкой. Эластичность верхнего и нижнего соединений амортизатора обеспечивают подушка штока и сайлентблок, запрессованный в проушину. Шток амортизатора закрыт гофрированным кожухом, защищающим его от грязи и влаги. При «пробоях» задней подвески, ход штока амортизатора ограничивается буфером хода сжатия, выполненным из эластичной пластмассы.
Пружина задней подвески своим нижним витком опирается на опорную чашку (стальную штампованную пластину, приваренную к корпусу амортизатора), а верхним - упирается в кузов через резиновую прокладку.
На фланце кронштейна рычага балки установлена ось ступицы заднего колеса (она крепится четырьмя болтами). Ступицу, с запрессованным в нее двухрядным подшипником, удерживает на оси специальная гайка. На гайке выполнен кольцевой буртик, который надежно стопорит гайку, путем его
замятия в проточку оси. Подшипник ступицы закрытого типа и не требует регулировки и смазки в процессе эксплуатации автомобиля.
РАЗДЕЛ II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ подвески автомобиля марки LADA 2112
2.1. Диагностика подвески автомобиля
Проверка подвески представляет собой поиск и устранение неисправностей в ходовой части автомобиля. Ее состояние отвечает не только за комфортное перемещение машины, но и влияет на безопасность — при наличии некоторых неисправностей эксплуатация транспортного средства не допускается.
Подвеска — наиболее уязвимая деталь автомобиля, поскольку она подвержена постоянным перегрузкам. Элементы системы считаются расходниками — запчастями, которые периодически меняются по мере интенсивной эксплуатации. Специалисты рекомендуют проводить диагностику не реже, чем каждые 10 тыс. км пробега.
Проверка подвески состоит из оценки состояния колес (дисков, шин), амортизаторов, передних и задних подвижных механизмов. Регламентные работы нужно проводить в таком порядке: каждые 15 тыс. км рекомендуют делать развал-схождение для исключения неравномерного износа шин; через 60 тыс. км оценивают состояние стабилизаторов поперечной устойчивости, заменяя при необходимости втулки либо деталь в целом; один-два раза в год проводят осмотр подшипников на наличие люфтов; иные узлы проверяют не реже 1 раза в год. Оценка состояния ходовой проводится ручным способом или с применением специализированного оборудования (второй вариант предпочтительнее). Зачем нужна Правильно настроенная подвеска, находящаяся в хорошем состоянии, обеспечивает безопасность вождения и снижает риск ДТП. При возникновении опасной ситуации на дороге эффективность тормозной и рулевой систем предотвратит столкновение с другим автомобилем. Своевременное выявление неисправностей убережет автовладельца от крупных затрат в последующем, так как дефект одного узла
влечет за собой повреждение соседнего.
Виды диагностики в зависимости от применяемого оборудования различают виды диагностики автомобильной подвески:
Акустическая Проводится после осмотра на люфт-детекторе (либо ручной проверки), если не выявлены проблемы. Для ее проведения необходимо приобрести прибор, который состоит из нескольких датчиков и блока управления. На полный осмотр потребуется около четырех часов.
Процедура выглядит следующим образом: К разным элементам авто прикрепляют датчики, считывающие звуковые колебания и передающие их на блок управления. При прохождении неровностей дороги возникают шумы, нехарактерные для ходовой в рабочем состоянии.
Электронная Этот вид диагностики применяется только для современных автомобилей и заключается в подключении компьютера к электронному блоку управления транспортного средства. При наличии неисправности в элементах ходовой датчики просигнализируют об этом, и в «мозгах» авто пропишется ошибка. После определения дефекта мастеру будет проще узнать, в каком узле произошла поломка, и он сможет зрительно оценить масштаб проблемы.
Вибродиагностика Вибростенд представляет собой платформу, что раскачивается в разные стороны, имитирует движение по неровному дорожному покрытию с целью выявить дефекты ходовой. Датчики передают информацию о работе подвески в компьютер, который указывает на наличие или отсутствие неисправности. Специальная программа сравнивает полученные данные со стандартными для конкретной марки автомобиля и анализирует степень отклонения параметров от установленных заводом-изготовителем. На станции технического обслуживания допускается вибродинамическая проверка подвески только современных авто, продиагностировать машины «в возрасте» не получится.
Диагностика подвески автомобиля происходит как правило:
На вибростенде Процесс советуют проводить под наблюдением специалистов. Автомобиль устанавливают на нейтральную передачу и заезжают на платформу. В зависимости от модели диагностического оборудования, в некоторых случаях дополнительно устанавливают датчики на проверяемые части подвески.
На подъемнике Обследование на подъемнике аналогично осмотру на эстакаде или в яме, с той лишь разницей, что мастер обладает лучшими возможностями по перемещению авто, следовательно, имеет доступ к большему количеству узлов подвески.
2.2. Признаки неисправностей и возможные причины их появления
Различают следующие неисправности подвески:
-
нарушение углов установки передних колес (развал-схождение); -
деформация рычагов подвески; -
снижение жесткости (ослабление) или поломка пружины; -
нарушение герметичности, износ или механические повреждения амортизатора; -
повреждение опоры амортизатора; -
износ втулок или повреждение стабилизатора поперечной устойчивости; -
износ резинометаллических или шаровых элементов крепления подвески.
Основная причина указанных неисправностей, как указано выше, это качество дорожного покрытия. Вместе с тем, срок службы элементов подвески могут значительно сократить некачественные комплектующие, неквалифицированное проведение работ по обслуживанию и ремонту, а также стиль вождения автомобиля.
Неисправности подвески могут возникнуть неожиданно (например, при наезде на препятствие) или проявляться постепенно. Одни неисправности, если они не устранены своевременно, могут послужить причиной появления других
, более серьезных неисправностей.
О возникновении неисправности подвески свидетельствуют различные косвенные признаки:
-
отклонение автомобиля от прямолинейного движения (увод в сторону); -
колебания (раскачивание) автомобиля при поворотах и торможении; -
вибрация при движении; -
стуки в подвеске во время движения; -
«пробой» подвески; -
повышенный или неравномерный износ шин.
При определении неисправностей подвески необходимо учитывать, что указанные внешние признаки сопровождают также и неисправности рулевого управления. Установление конкретной неисправности подвески производится, как правило, при детальном осмотре, тестировании и дефектовке элементов подвески.
Ряд перечисленных внешних признаков проявляются при отклонении рабочих характеристик колес автомобиля (давления в шинах, балансировки, степени износа шины, степени износа ступичного подшипника). Так, по причине низкого давления в шинах автомобиль уводит в сторону, наблюдается вибрация в движении. Нарушение балансировки колес также сопровождается вибрацией, а иногда и стуками в подвеске. Поэтому при диагностике неисправностей подвески вопросы, связанные с отклонением характеристик колес, нужно исключить в первую очередь.
Эксплуатация автомобиля с неисправной подвеской не рекомендуется, т.к. это может привести к аварии.
Внешние признаки и соответствующие им неисправности подвески
Признаки | Неисправности |
увод в сторону при движении |
|
| |
раскачивание при поворотах и торможении |
|
вибрация в движении |
|
стуки в движении |
|
«пробой» подвески |
|
повышенный или неравномерный износ шин |
|
2.3. Работы, выполняемые при техническом обслуживании подвески автомобиля
Техническое обслуживание ходовой части автомобиля включает в себя:
· периодическую проверку и регулировку углов установки передних колес;
· проверку зазоров в подшипниках ступиц передних и задних колес и шкворневых соединениях передней подвески;
проверку состояния рамы и рессорной подвески, включая амортизаторы;
· проверку состояния шин и создание нормального внутреннего давления воздуха в них;
· крепление и смазку деталей ходовой части.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) подвески автомобиля заключается в визуальном осмотре ее элементов. При осмотре упругих элементов необходимо обращать внимание на целостность упругих элементов, стремянок рессор, стяжных хомутов, пальцев и втулок серег, опорных подушек, потерю упругости пружинами и листами рессоры. Проверяется надежность крепления рессор. У амортизатора не должно быть потеков технической жидкости. У автомобилей с независимой подвеской проверяется техническое состояние верхних и нижних рычагов, стоек, резьбовых соединительных пальцев и втулок. У независимой подвески, не имеющей шкворневого соединения, проверяется состояние шаровых шарниров и шаровых опор. Реактивные штанги должны быть надежно закреплены. Пальцы реактивных штанг и вкладыши шарниров не должны быть изношены. Проверяется геометрия реактивных штанг и стабилизатора поперечной устойчивости, целостность его опорных втулок.
При техническом обслуживании №1 (ТО-1) производят тщательный осмотр всех элементов подвески автомобиля. Проверяется надежность их крепления, производятся крепежные работы. В регламентные работы проведения технического обслуживания №1 включена проверка люфтов в подшипниках ступиц колес. При наличии люфта или повышенном нагревании ступицы колеса при движении автомобиля, необходима его регулировка. Проведя регулировку (колесо должно вращаться без заеданий) нужно удалить старую пластичную смазку и заложить новую. Смазка трущихся поверхностей производится согласно химмотологической карте смазки автомобиля. При наличии люфтов в резьбовых или шаровых соединениях (независимая подвеска) производят их замену.