Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика форм государственного устройства
1.1. Основные признаки федеративного государства
Глава 2. Федеративное устройство России
2.1. Принципы государственного устройства современной России
2.2. Особенности конституционно-правового статуса Российской Федерации
Глава 3. Некоторые проблемы в развитии Российской Федерации
3.1. Эволюция конституционной модели федерализма
3.2. Симметричность или асимметричность федерации
Равноправие означает, что Федерация учитывает и обеспечивает равное положение всех народов, представленных как национальными, так и многонациональными группами людей, их право на участие в федеративных отношениях. Все народы живут на равном положении в Российской Федерации.
Самоопределение народов понимается как право на самостоятельное решение вопросов своей жизни, на самоуправление. Кроме того, понятие «самоопределение народа» предполагает право определить свою судьбу в государственном плане, которое может выразиться в двух возможностях: создать свое государственное образование в виде республики или автономии; отказаться от создания собственного государственного образования.
Конституция не предусматривает право на самоопределение, вплоть до их выхода из Российской Федерации, отделения с самообразованием самостоятельного государства либо с вхождением в состав другого государства. Позиции Российской Федерации относительно права на выход можно сформулировать так: признается самоопределение народов как их право на выбор своей судьбы внутри Российской Федерации и на самоуправление, а не право наций вплоть до их отделения и образование самостоятельного государства.
2.2. Особенности конституционно-правового статуса Российской Федерации
При выборе оптимальной формы территориального устройства во время переходного этапа необходимо учитывать исторический фактор. Российское государство было унитарным государством имперского типа, впоследствии федерацией, которая управлялась при этом из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления. В годы брежневского застоя впервые возник кризис унитаризма, в результате которого начинают формироваться новые идеи федерализма.
Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т. д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и субъектами федерации.
В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов - устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы государственного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов.
Наблюдая процесс поступательного развития федерализма во многих странах и сравнивая этот процесс с эволюционным изменением федерализма в России, многие задаются вопросом: каковы же реальные перспективы развития российского федерализма в будущем?
Учитывая опыт формирования и функционирования формы государственного устройства Российской Федерации в настоящем или как он проявится в будущем, представляется важным обратить внимание на следующие тенденции.
1. В условиях перехода от старой формы государственного устройства к новой модели федеральных отношений наметилась тенденция учета мирового опыта федерализма и выработки оптимального пути федерирования Российского государства.
2. Сохранена тенденция перегруппировки субъектов Российской Федерации (в сторону увеличения либо уменьшения).
3. В настоящее время, в результате сложной политической практики - борьбы компромиссов, наработки конкретного опыта, наметилась тенденция переосмысления федерализма в России. Формируется новая концепция "кооперативного федерализма".
4. В Конституции Российской Федерации в системе распределения полномочий между центром и субъектами федерации все более вырисовываются тенденции субсидиарных взаимоотношений.
5. Тенденции четкой и ясной структуризации и правового оформления субъектов Российской Федерации, форма государственного устройства России, строительства и функционирования ее правовой системы, согласно которому Российская Федерация как демократическое федеративное правовое государство состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 1, ч. 1 и ст. 5, ч. 1 Конституции РФ).
6. Выверены подходы к определению понятия суверенитета.
7. Наличие разнообразных форм национально-государственного самоопределения (республики, автономная область, автономные округа) породило тенденцию максимального учета национальных интересов Российского общества в целом и составляющих его народов.
В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов - устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы государственного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов.
Глава 3. Некоторые проблемы в развитии Российской Федерации
3.1. Эволюция конституционной модели федерализма
Ни одна из существующих на данный момент моделей государственного устройства не может считаться совершенной. Единственное, что можно констатировать, так это то, что некоторые государства выбрали федеративную форму государственного устройства и это принесло положительные плоды: в данных странах наблюдаются стабильность и целостность.
Основные критерии федеративного государства, которые предложены в доктрине носят большей частью оценочный характер, отсутствует единая классификация данных критериев, поэтому представляет сложности идентификация государства, как федеративного. Некоторые государства, которые считаются унитарными достигли такой степени децентрализации, что по параметрам автономии превзошли субъектов федеративных государств.
Можно констатировать, что в мире идет процесс демократизации федеративных отношений и увеличение объема функций и полномочий государственной власти.
В современных федерациях все большее значение получают согласительные и координационные процедуры взаимодействия. Федерализм в современных федерациях все больше приобретает следующую форму: он становится нецентрализованным, симметричным (субъекты становятся все более равноправными), федерализм приобретает кооперативный характер (федерализм основывается на взаимной ответственности и сотрудничестве сторон федеративных отношений), идет построение федерализма на основе территориального принципа организации государственной власти по вертикали.
Российская Федерация имеет в своем составе самое большое количество субъектов. Российская Федерация отличается асимметрией и разнородностью входящих в ее состав субъектов (в основном, с социально-экономических и демографических характеристик).
В Российской Федерации имеются серьезные противоречия в правовом регулировании федеративных отношений, это в частности выражается в том, что конституции, уставы и законодательство субъектов часто не соответствуют положения Конституции РФ. Это свидетельствует о том, что Россия на данный момент является кризисной и неустойчивой федерацией.
Российская Федерация построена как классическое симметричное федеративное государство. В Российской Федерации установлен принцип равноправия субъектов. В Конституции Российской Федерации в статье 72 установлен перечень предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов. В статье 73 Конституции РФ закреплен принцип остаточной компетенции субъектов Федерации. Все это свидетельствует о том, что в Российской Федерации расширены элементы кооперативного федерализма и элементы нецентрализации. Однако, следует признать, что многие прогрессивные идеи в области федерализации России так и не были доведены до конца. Об этом свидетельствует практика Конституционного Суда, который за время своей работы обнаружил недостатки регулирования федеративных отношений в технико-юридическом и содержательном плане.
Обнаруживаемые в Конституции противоречия имеют различную природу. Одним из основных противоречий является противоречие между закрепленным в Конституции РФ принципом равноправия субъектов и разной конституционно-правовой природой субъектов Российской Федерации, отсюда вытекают различия в правовом статусе составных частей Российской Федерации.
Также серьезным противоречием является соединение национального и территориального факторов в государственном устройстве России, в том виде, в каком оно имеет место на данный момент в Российской Федерации. В Конституции РФ имеет место принцип равноправия граждан Российской Федерации, а также принцип равноправия субъектов Российской Федерации, из данных принципов вытекает, организация федерации должна строится на основе территориального, а не национального фактора.
В Конституции Российской Федерации существует неопределенность в части определения ответственности органов и должностных лиц Федерации и субъектов Российской Федерации за несоблюдение Конституции и федеральных законов.
Существующие противоречия объективно снижают эффективность федеративных связей, необходимо искать пути решения данных проблем.
Подводя итог, заметим, что современная модель российского федерализма имеет своей целью создание сильной федерации построенной на принципах равноправия, конституционного разграничения предметов ведения и полномочий, централизованной судебной системы. Чтобы в России был построен федерализм необходимо преодоление всех тех факторов, которые негативно влияют на развитие и стабильность федеративных отношений; необходимо создать действенный механизм, который обеспечивал бы соблюдение Конституции.
3.2. Симметричность или асимметричность федерации
Конституция является правовой основой государства, благодаря Конституции государство эффективно функционирует. Единство системы государственной власти и государственная целостность страны являются основой государственного устройства России. Это установлено статье 5 Конституции РФ. Статьи 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации разграничивают предметы ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами.
В статье 76 Конституции Российской Федерации устанавливается, что Российская Федерация по своим предметам ведения принимает федеральные конституционные законы. Кроме того, Конституцией также предусмотрено, что поправки к главам 3-8 принимаются в порядке, который предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов. Данные поправки вступают в силу, только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Можно сделать следующий вывод: новые договоры не способны отменить или хотя бы изменить конституционные установления по разграничению предметов ведения и полномочий федеральных органов и органов субъектов федерации.
В Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность заключения договоров между федеральным правительством и правительствами субъектов, а также между министерствами и ведомствами по отраслям управления. Не могут быть заключены договоры между Российской Федерацией и субъектами федерации как равноправными государствами. В Конституции РФ закреплено равноправие субъектов между собой, но не установлено равноправие Российской Федерации и ее субъектов.
Конституция России имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ. Федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие по предметам ведения Российской Федерации. Доминирующее положение в правовом регулировании страны отведено Конституции РФ, а Конституция устанавливает конституционную, а не договорную природу Российской Федерации.
Однако, в законодательстве России также установлено, что политическая децентрализация не должна строиться на математическом равенстве субъектов, а должна исходить из конкретной обстановки децентрализуемого региона. Идея ассиметричной федерации проявила себя в полной мере во время подписания договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Асимметрия стала одним из факторов консолидации российской государственности.