Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика форм государственного устройства
1.1. Основные признаки федеративного государства
Глава 2. Федеративное устройство России
2.1. Принципы государственного устройства современной России
2.2. Особенности конституционно-правового статуса Российской Федерации
Глава 3. Некоторые проблемы в развитии Российской Федерации
3.1. Эволюция конституционной модели федерализма
3.2. Симметричность или асимметричность федерации
ВВЕДЕНИЕ
Любое государство представляет собой сложную политическую организацию, которая выполняет множество различных функций. Не существует двух абсолютно одинаковых государств. Определяя тип государства важно установить его форму. Определив форму государства нам будет проще понять как в государстве устроено управление, как взаимосвязаны части государства, как в государстве осуществляется власть. Чтобы получить полную информацию о форме государства необходимо изучить три составные части государства: форму государственного устройства, форму правления и форму государственно-правового режима.
Федеративное устройство Российской Федерации имеет некоторые особенности по сравнению с другими федеративными государствами. Изучение данного вопроса ведется уже более двух десятков лет и по-прежнему не потеряло своей актуальности. Изучением государственного устройства России занимаются в основном правоведы и историки.
На данный момент федеративная форма государственного устройства имеет место в ряде стран Европы, в Российской Федерации и США. Федеративная форма государственного устройства является самой сложной системой организации государства.
Российская Федерация провозгласила себя правовым, федеративным государством с республиканской формой правления. Федерация как форма государственного устройства является средством объединения и используется для совместного решения политических, экономических и социальных проблем.
Чтобы рассмотреть вопрос о федеративном устройстве России сначала нужно определить понятие государственного устройства. Фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве является государственное устройство.
Развитие федеративных отношений в Российской Федерации сопряжено с множеством проблем, это и определяет актуальность темы данной курсовой работы.
Конституция Российской Федерации в статье 11 устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В статье 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации издаются федеральные законы.
Развитие федеративных отношений в Российской Федерации носит двойственный характер. В данной курсовой работе мы постараемся выяснить причины этой двойственности.
Предметом изучения данной курсовой работы является федерация, как форма государственного устройства.
Целью курсовой работы является исследование нормативно-правовых актов и научных исследований в сфере установления и регулирования федеративной формы государственного устройства.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать такие задачи:
- дать понятие федерации, как формы государственного устройства;
- рассмотреть основные положения о федеративной форме государственного устройства;
- рассмотреть основные признаки федеративного государства;
- дать характеристику существующим видам федераций;
- рассмотреть федеративное устройство современной России;
- рассмотреть принципы государственного устройства современной России;
- определить особенности государственного устройства России;
- рассмотреть проблемы существующие на данный момент в развитии федеративной формы государственного устройства в России и определить возможные пути их решения.
Методологическую основу курсовой работы составляет диалектический материализм. Наряду с этим здесь широко используются такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Для написания курсовой работы были использованы научные труды таких ученых, как Баглай М. В., Венгеров А.Б., Добрынин Н. М., Пиголкин А.С., Соколов И.А., Карапетян Л. М., Карташов В.Н., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Мелехин А.В. и других.
Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части (состоящей из 3-х глав), заключения и списка использованных источников. В первой главе дается Характеристика форм государственного устройства: рассматриваются основные положения федеративной формы государственного устройства, рассматриваются основные признаки федеративного государства, дается классификация видов федераций. Во второй главе рассматривается федеративное устройство современной России, рассматриваются принципы государственного устройства Российской Федерации, анализируются особенности государственного устройства России. В третьей главе дается анализ проблем, которые существуют на данный момент в процессе развития государственного устройства в России.
Глава 1. Характеристика форм государственного устройства
1.1. Основные признаки федеративного государства
Федерация как форма государственного устройства имеет ряд особенностей:
- федерация имеет в своем составе различные государственные образования. Каждое государственное образование имеет собственное административно-территориальное деление;
- федерация имеет две системы высших органов государственной власти: органы составных частей федерации и федеральные органы власти. Федеральные органы государственной власти охватывают своей деятельностью всю территорию страны, а органы власти субъектов только на собственной территории. Предметы ведения и полномочия центральной власти и субъектов обычно закрепляются в Конституции, либо в Федеративном договоре. Разграничение центральной власти и власти субъектов осуществляется двояким образом.
Одни государства, такие как Канада, Мексика и Бразилия закрепляют исключительную компетенцию федерального центра и исключительную компетенцию субъектов государства. Другие государства, такие как Россия, Индия и Германия закрепляют исключительную компетенцию центра и субъектов, а также совместную компетенцию центра и субъектов. Также следует отметить, что в отдельных государствах существуют двусторонние договоры о разграничении полномочий центра и субъектов.
Существуют два вида субъектов федерации определяемые в зависимости от объема полномочий субъектов федерации по отношению друг к другу: асимметричные и симметричные субъекты федерации. В асимметричных федерациях субъекты не равны, а в симметричных равны. Российская Федерация является асимметричной федерацией;
- федерации состоят из субъектов, которые и образуют федерацию;
- в субъекте федерации наличиствует своя система законодательства, имеется своя конституция. Субъекту федерации запрещается вводить собственные региональные деньги и создавать свои вооруженные силы;
- в федерации, как правило, создается двухпалатный парламент. Верхняя палата парламента призвана выражать интересы субъектов федерации и формируется из представителей субъектов федерации;
- федерации строятся по трем признакам: территориальному, национальному и национально-территориальному;
При этом в основе их построения может лежать как один признак (например, территориальный — США, ФРГ, либо национальный — СССР), так и их совокупность (Россия).
Перечислим основные принципы федерализма:
- добровольность и равноправие субъектов, которые образуют единое государство;
- установление единого конституционного статуса субъектов федерации;
- суверенность субъектов федерации, суверенитет федерального государства;
- общность территории и гражданства;
- единая налоговая и таможенная системы федерации;
- единая армия федерации;
- единое правовое пространство федерации;
- верховенство федеральной конституции;
- верховенство законов на территории государства;
- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов. Проблема соотношения предметов ведения и полномочий, суверенитета является одной из центральных в федеративном государстве.
Гармоничное сочетание суверенитетов субъектов и федерации достигается четким разграничением предметов ведения и полномочий и признанием верховенства федерации в вопросах и сферах жизни, определяемых природой федерализма и общей заинтересованностью в совместном решении задач.
Субъекты федерации равноправны в отношениях между собой и с федеральным центром, но в то же время могут иметь дополнительные права, если это связано с дополнительными функциями и обязанностями, что не должно повлечь за собой неравноправие субъектов. Принцип многообразия форм федеративных связей должен быть четко закреплен в законодательстве.
Порядок избрания или назначения высших должностных лиц органов исполнительной власти субъектов федерации неодинаков и во многом обуславливается особенностями процесса исторического становления и развития соответствующей федерации, а также установленной федеральной конституцией схемой организации государственной власти (в том числе и порядком разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами).
Существующие в демократических государствах системы выборов и назначений весьма восприимчивы к изменению политических, социально-экономических и иных процессов, происходящих внутри страны. В пределах относительно краткого исторического периода развития они могут переживать трансформацию, которая может быть результатом изменения политического соотношения сил внутри страны, необходимости адаптации избирательной системы к актуальным потребностям социально-экономического развития страны, защиты ее территориальной целостности и политической независимости. Например, Италия перешла от пропорциональной к смешанной системе формирования национального парламента, а Новая Зеландия — от мажоритарной к пропорциональной.
В большинстве федеративных государств с президентской формой правления (США, Мексика, Бразилия) глава исполнительной власти субъекта федерации (губернатор штата) избирается населением в ходе прямых выборов. При этом из перечисленных государств только для США такой опыт формирования института региональной власти является удачным. Подобная практика в других странах, с точки зрения соблюдения общегосударственных интересов, не всегда бывает удачной.
В федерациях, являющихся парламентскими республиками (Германия, Канада, Австрия, Швейцария), глава правительства (исполнительной власти субъекта федерации) избирается или утверждается в должности региональным парламентом или одной из его палат в зависимости от итогов выборов в него [12,с.168].
1.2. Виды федераций
Существует определенная классификация федераций, которая делит федерации по следующим основаниям: по путям возникновения, по характеру взаимоотношений между субъектами и федерацией в целом, по структуре. Существуют определенные группы федераций, каждая из которых наделена совокупностью своеобразных черт. По данным чертам федерации можно классифицировать, выделить различные формы, виды и модели федераций. В доктрине классификация федераций, как правило, проводится по способу возникновения, по структуре и по характеру взаимоотношений между федерацией и ее субъектами.
По способу возникновения федерации классифицируются на конституционные или автономные и на договорные или союзные. По структуре федерации бывают симметричные и асимметричные. По характеру взаимоотношений между федерацией и субъектами федерации выделяют централизованные и децентрализованные федерации.
По составу и структуре федеративные государства неодинаковы. Существует немало федераций, в которые входят одинаковые по своему статусу субъекты, такие федерации получили название симметричных. Но все же большинство федераций являются асимметричными, структура и состав таких федераций являются неодинаковыми, в состав таких федераций входят субъекты, которые обладают различным правовым статусом. Примером асимметричной федерации выступает Российская Федерации, потому что в состав Российской Федерации входят различные по правовому статусу субъекты: города федерального значения; автономные округа; автономные области; республики; области и края. Также примером асимметричной федерации является США, где в состав федерации входят штаты, федеральный округ; ассоциированные территории.