Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика форм государственного устройства
1.1. Основные признаки федеративного государства
Глава 2. Федеративное устройство России
2.1. Принципы государственного устройства современной России
2.2. Особенности конституционно-правового статуса Российской Федерации
Глава 3. Некоторые проблемы в развитии Российской Федерации
3.1. Эволюция конституционной модели федерализма
3.2. Симметричность или асимметричность федерации
Л. А. Тихомиров в книге «Монархическая государственность» пишет: «Верховная власть, коей назначение быть всегда и повсюду для того, чтобы повсюду и всегда оказывать своё направляющее действие, необходимо требует для этого - организации механизма правительственной власти... Необходимость прибегать к передаточному действию не может и не должна сопровождаться извращением самого содержания Верховной власти, которая включает в себя все отрасли власти, а не одну какую-нибудь из них. Ограничение содержания Верховной власти выделением из её ведения, например, судебного дела, было бы уничтожением её, ибо Верховная власть только потому и Верховная, что универсальна, имеет все компетенции, лишаясь же хотя какой-нибудь одной из них - уже тем самым она не есть более верховная, а такая же специальная как и другие... В развитом государственном строе прямое действие Верховной власти специализируется, таким образом, на контроле и направлении всех передаточных властей, всего правительственного механизма, с сохранением при этом своей неограниченности и универсальности, с сохранением своей нравственной ответственности перед подданными за действия руководимых ею управительных властей».
Современная организация политической власти в Российской Федерации не только изменила наши национальные устои и само предназначение власти, - она просто извратила весь смысл государственного служения, который заключается в том, чтобы действовать в интересах народа и для его блага. И такое извращение было достигнуто именно при помощи принципа разделения властей. Это примерно то же самое, как если бы человек управлялся не действиями своего разума и сознания, главенствующих над всем его организмом, а лишь отдельными элементами своего организма, пусть даже и корпоративными, как то: система кровообращения, дыхания или пищеварения. Несомненно, такой организм пришёл бы в упадок и разрушился.
И совершенно справедливо отмечали некоторые философы и богословы, что государство - это организм наподобие человеческого. В нём управление происходит сверху вниз - от Разума с его духовной природой к функционированию природных (физических) качеств человека посредством передаточных энергий души, которые должны поддерживаться в чистоте для наилучшей работы ума и здоровья всего организма.
Поэтому, когда мы говорим о реконструкции государственного устройства, изначально нужно расставить всё по своим местам в системе государственного управления, и особое внимание уделить вопросу о структуре самой Верховной власти, которая не может быть сочетанием разных принципов или быть разделённой в себе самой на разные ветви. Такое положение нужно убирать из действующей конституции. Иначе антисистема полностью поглотит систему и сама рухнет под её обломками.
Когда мы говорим о правильной и неправильной форме осуществления государственной власти, то нужно понимать, что речь идёт о системе и подсистеме. Кроме того, наши представления о системности и подсистемности процессов в государстве должны быть нами правильно осмысленны. Не бывает одного без другого, эти процессы всегда протекают одновременно. Это примерно так, как (условно) хорошие и (условно) плохие люди всегда живут вместе. Поэтому задача государственного строительства состоит в том, чтобы правильно сбалансировать систему и подсистему.
Если об этом не думать и заниматься устроением только системы, не обращая внимания на то, как она будет связана с подсистемой, то получится именно то, что случилось с Монархией и с Советским Союзом. Недооценка действия сил антисистемы в государственном строительстве всегда приводит государство к краху. На это всегда было очень важно обращать внимание, но об этом мало задумывались.
Если посмотреть на наш исторический опыт строительства СССР, то мы увидим, что власть всегда боролась с проявлением подсистемных (с точки зрения идеологии власти советов) сил на государственном уровне: пытаясь им противостоять, проводились репрессии и чистки на всех иерархических уровнях общества, невзирая на лица, но, несмотря на это, советская система все же была разрушена. Казалось бы, государственная политика того времени стремилась воссоздать в обществе правильную форму осуществления государственной власти, когда весь политический организм работает на благо своего народа и во многом преуспела, но неправильные взаимоотношения с подсистемными процессами разрушили и эту империю.
Здесь ошибка всякой правильной формы осуществления государственной власти, которая заключается в том, что никакой физической силой убрать подсистемные («антисистемные») процессы в обществе невозможно, от этого они только усиливаются. Так, антисистема подспудно укреплялась в стране Советов, несмотря ни на какие репрессии, всё больше искажая, казалось бы, правильную человеколюбивую - гуманистическую систему, делая её нежизнеспособной. В определённый момент подсистемный слой значительно консолидировался и сработал: общее благо, к которому стремился весь народ, в миг превратилось в стремление к благу личному, именно эта сила и потащила всю государственную систему Советов в пропасть.
Этим, собственно, и характеризуются неправильные формы осуществления государственной власти. Сейчас мы имеем именно такую власть, представленную в виде демократии. Она стала демократическим реваншем февраля 1917 года и сама придёт в упадок только из-за того, что система государственного управления неправильно организована, и подсистемные процессы в ней занимают ведущее место.
Конечно, сейчас это уже далеко не нулевой цикл, когда демократия в России только пыталась оформить себя в систему, чтобы доказать свою жизнеспособность, тем не менее это всё та же демократия, а она, как показывает опыт стран западной Европы, может быть только искажённой: неправильной и неправой. Каждый наш человек лично знает это из своего опыта, начиная с периода 90-х годов прошлого века и по сей день. И никакая сильная и целеустремлённая личность главы государства не сможет избавить нас от всех тех проблем, которые возникают в государстве с неправильной организацией формы правления.
Кода мы идём на выборы того или иного уровня, мы, конечно, голосуем не за демократию, а за конкретного человека, того, кому мы безусловно доверяем. Такое положение вещей хорошо подтверждается последними президентскими выборами. Люди просто благодарны нашему Президенту за его стойкость, целеустремлённость в решении поставленных задач, за Крым, за укрепление внешних рубежей нашего государства, за отражение происков вечных ненавистников России, за верность, пусть и демократическим, идеалам. Тем не менее, мы должны хорошо понимать, что личности приходят и уходят, а страна и народ остаются со своими проблемами, которые в таких антигуманных системах наподобие российской демократии не смогут быть решены.
И сейчас, когда впереди ещё полный президенский срок, и нам трудно представить себе, какие условия жизни у нас будут в будущем, мы должны серьёзно задуматься о совершенно иной форме организации государственной власти. Согласитесь, ведь жизнестойкость государственной системы, в первую очередь, зависит от правильной организации формы осуществления государственной власти, и лишь во вторую очередь - от личности правителя. Это подтверждается всей нашей политической историей. Монархия в этом строю стоит на первом месте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любое государство представляет собой сложную политическую организацию, которая выполняет множество различных функций. Не существует двух абсолютно одинаковых государств. Определяя тип государства важно установить его форму. Определив форму государства нам будет проще понять как в государстве устроено управление, как взаимосвязаны части государства, как в государстве осуществляется власть. Чтобы получить полную информацию о форме государства необходимо изучить три составные части государства: форму государственного устройства, форму правления и форму государственно-правового режима.
Российская Федерация провозгласила себя правовым, федеративным государством с республиканской формой правления. Федерация как форма государственного устройства является средством объединения и используется для совместного решения политических, экономических и социальных проблем.
Чтобы рассмотреть вопрос о федеративном устройстве России сначала нужно определить понятие государственного устройства. Фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве является государственное устройство.
В политико-правовой литературе термин «государственное устройство» рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле понятие «государственное устройство» охватывает весь круг вопросов, которые касаются всего государственного строя в целом, а именно системы государственных органов, социально-экономической и политической основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства.
В узком смысле понятие «государственное устройство» характеризует территориальную и национально-территориальную организацию государственной власти, определяет деление территории государства на составные части, определяет правовое положение частей государства, определяет порядок взаимоотношений между государством и его составными частями.
Характеризуя государственное устройство как одну из форм государства, мы имеем в виду узкий смысл понятия «государственное устройство».
Форма государственного устройства характеризуется распределением государственной власти в центре и на местах, разделением власти и государственного суверенитета между составными частями государства.
Рассматривая форму государственного устройства с такой позиции можно ответить на ряд следующих вопросов. Первым вопросом является определение тех составных частей, из которых состоит государство. Вторым вопросом является определение правого статуса составных частей государства и центральной власти в государстве. В разрешении данного вопроса возможны три варианта: полная самостоятельность составных частей государства, относительная самостоятельность составных частей государства, полная несамостоятельность составных частей государства. Третьим вопросом выступает определение взаимоотношений центральной власти государства и его составных частей. Четвертым вопросом является определение принципа, который является фундаментом для образования составных частей государства: национальный, территориальный или смешанный. Пятым вопросом является установление количества систем высших органов государственной власти в государстве.
Федерация как форма государственного устройства имеет ряд особенностей:
- федерация имеет в своем составе различные государственные образования.
- федерация имеет две системы высших органов государственной власти: органы составных частей федерации и федеральные органы власти.
- федерации состоят из субъектов, которые и образуют федерацию;
- в субъекте федерации наличиствует своя система законодательства, имеется своя конституция. Субъекту федерации запрещается вводить собственные региональные деньги и создавать свои вооруженные силы;
- в федерации, как правило, создается двухпалатный парламент. Верхняя палата парламента призвана выражать интересы субъектов федерации и формируется из представителей субъектов федерации;
- федерации строятся по трем признакам: территориальному, национальному и национально-территориальному.
Проблема соотношения предметов ведения и полномочий, суверенитета является одной из центральных в федеративном государстве.
Решая данную проблему необходимо исходить из того, что республики, которые вступают в федерацию автоматически признают суверенитет федерации, а также верховенство федеральных законов. Также необходимо иметь в виду, что многонациональный народ являющийся носителем федерации представляет собой новое качество источников власти федерации, а не механическую сумму этих источников. Федеральное законодательство всегда должно стоять выше законодательства субъектов федерации, а ограничение прав и полномочий субъектов не означает потерю субъектами своего суверенитета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абдуллаев М.И. Теория государства и права. – М.: Финансовый контроль, 2014. – с. 410;
- Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебник. – М.: «Юристъ», 2013. – с. 591;
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2011. – с. 768;
- Баранов В.М., Баранов П. П. Общая теория права. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2017. – с. 347;
- Беспалый И.Т., Полянский В.В. Государственное право Российской Федерации: учебное пособие. Издание третье, переработанное. – Самара: изд-во «Самарский университет», 2018. – с. 539;
- Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России. Курс лекций. – М.: Юстиц-Информ, 2017. – с. 296;
- Введение в теорию государства и права. Теория государства / под ред. А.С.Пиголкина, Ю.А.Дмитриева; Российский ун-т дружбы народов. - 3-е изд.; перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 429 с. - (Бакалавр. Академический курс). Гриф МО РФ
- Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М.: «Проспект», 2018. – с. 446;
- Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: Учебное пособие. – Ярославль: «Издательство Луч», 2016. – с. 421;
- Лазарев, В.В. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / В.В.Лазарев, С.В.Липень; ЭБС Юрайт. - 5-е изд., испр. И доп. - М.: Юрайт, 2018 . - Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/9C9DED64-CBB4- 49D9-A521-5D7FFD824B42/teoriya-gosudarstva-i-prava#page/1. – Загл. с экрана. Гриф УМО ВО
- Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: ТК «Велби», «Проспект», 2014. – с. 640;
- Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Маркет ДС, 2017. – с. 640;
- Протасов, В.Н. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Н.Протасов; ЭБС Юрайт. - М.: Юрайт, 2018. – 487 с. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/C7DCA231-139C-4608-9B03-CABCA3157A6A/teoriya-gosudarstva-i-prava#page/1. – Загл. с экрана. Гриф УМО ВО
- Протасов, В.Н. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник практикум для прикладного бакалавриата / В.Н.Протасов; ЭБС Юрайт. - М.: Юрайт, 2015.
- Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — с. 445;
- Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / В.В.Лазарев, С.В.Липень; ЭБС Юрайт. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт,2015 .
- Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата: в 2 т. Т. 1:
- Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата: в 2 т. Т.2:Теория права / под ред. А. С.Пиголкина, Ю.АДмитриева; Российский ун-т дружбынародов. - 3-е изд.; переаб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 337 с. - (Бакалавр. Академический курс). Гриф МО РФ
- Теория государства и права: учебник для бакалавров / под ред. В.К.Бабаева. - 3-е изд.; перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014 Гриф МО РФ
- Чепурнова Н.М. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2018. – с. 465.