ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слайд 2
В наше время в практике всё чаще встречаются дети с дефектом смягчения, который проявляется в нарушении произношения согласных, имеющих твердую (мягкую) пару.
Среди дефектов смягчения наблюдаются :
1. Полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня – дада Ванна, пять – пат, мясо – масо и т. п .). Фонетико-фонематический дефект ;
2. Излишнее смягчение (Собака идет домой – Сябякя идёть дямёй ).В практике встречается чаще, ещё его называют дефектом твёрдости. Фонетико-фонематический дефект;
3. Смешение мягких и твердых звуков в речи ( паралалии ), то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону . Фонематический дефект.
Слайд 3 Этапы работы
Слайд 4 Подготовительный этап
Основными задачами на этом этапе являются:
формирование у ребенка понятие о мягкости и
твердости;
нормализация мышечного тонуса мимической
и артикуляционной мускулатуры;
нормализация моторики артикуляционного
аппарата;
работа над дыханием;
нормализация голоса;
развитие мелкой моторики.
Слайд 5 формирование у ребенка понятие о мягкости и твердости;
1. Можно использовать стихотворение «Нежный или злой» где обыгрываются мягкие и твердые согласные и подчеркиваются основные различительные признаки каждой из этих групп звуков (мягкие согласные, по сравнению с твердыми, несколькоо выше протяжнее, продолжительнее)
2. Большое внимание уделяется различению слов квазиомонимов*(мел-мель, угол-уголь, мал-мял)
3. Можно показать: мячики - пластмассовый и резиновый или кубики - деревянный и тряпичный.
Слайд 6 нормализация мышечного тонуса
Основная задача при дефекте смягчения – научить ребенка уметь перераспределять напряжение мышц артикуляционного аппарата.
Здесь очень эффективно использовать изотонические упражнения с сопротивлением противодействием, т.к. они и укрепляют и расслабляют мышцы. Можно использовать ватные палочки (удержать палочку поднимая ее кончиком языка , или язык в положении «Горка», а палочка под языком).
В более упорных случаях (без динамики) можно использовать элементы логопедического массажа с приемами классического: в первом случае, когда нет мягких – активирующий (укрепляющий), во втором – расслабляющий. Его можно выполнять только после консультации невропатолога.
Еще один из видов логопедического массажа – самомассаж, его вполне можно проводить как индивидуально, так и с группой.
Слайд 7 При подборе артикуляционных упражнений учитываем структуру нарушения в произношении:
Слайд 8 Этап постановки звуков
Дефекты смягчения обычно наблюдаются одновременно среди большинства согласных звуков, имеющих парные мягкие и твердые звуки. Поэтому встает вопрос, с какого звука начинать постановку.
О. В. Правдина рекомендует учитывать: 1. произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый артикуляционный уклад, правильное звучание; 2. уклад каких звуков позволяет наиболее наглядно показать разницу между артикуляцией парных согласных твердого и мягкого звуков.
Ф. А. Рау, учитывая сложность артикуляции, рекомендует коррекцию дефекта проводить в следующей последовательности:
[Т] — [Т'], [Д] — [Д'], [Н] — [Н'],
[Ф] — [Ф'], [В] — [В'],
[П] — [П'], [Б] — [Б'], [М] — [М'],
[С] — [С'], [З] — [З'],
[Л — [Л'], [Р] — [Р'].
М. А. Полякова рекомендует постановку мягких и твёрдых звуков с опорой на мышечные ощущения твёрдости – мягкости. Где отталкиваться следует от губных и губно-зубных. Ставить в паре в такой последовательности [М], [Б], [П], [В], [Ф], [Н], [Д], [Т]
Слайд 9 По подражанию
Прием исправления данного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.
Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).
Слайд 10 в слоге с помощью гласных [И] – [Ы]
Филичева рекомендует проводить коррекцию дефекта смягчения при помощи гласных [Ы] и [И]. Закреплять понятие твёрдости и мягкости на базе сохранных согласных звуков [К], [В], [П], [Б] и др. (Эта методика неэффективна при работе с переднеязычными [Т],[Д ], [Н] )
Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая и, в результате чего может получиться отчетливое п', с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мягкий звук пп', можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п'____а), а потом сливая их. Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (м', ф', в').
Слайд 11 механический способ
В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применять механический способ
-Постановка задненебных [к],[г],[х] производиться от базовых слогов: [к] от -» та -» тя -» кя -» ка [г] от -» да -» дя -» гя -» га [х] от -» са -» ся -» хя -» ха. В момент произнесения слога логопед постепенно отодвигает язык назад, в глубину рта, нажимая на переднюю часть спинки языка указательным пальцем ребенка до второй фаланги.
- Постановка переднеязычных [т‘],[д‘],[н‘]. Предложив ребенку произнести несколько раз звук т или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т‘], в изолированном виде (т'т'т') или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.
- Твердый звук [л] ставим от межзубных гласных [а] или [ы], предварительно уточнив их артикуляцию: а—л, мал, дал; ы—л, мыл. После четкой дифференциации твердого и мягкого звука сможем перейти от нижней артикуляции [л] к более удобной верхней с сохранением необходимого подъема спинки языка и значительной площадью ее соприкосновения с небом.
Слайд 12 Автоматизация
Проводится в обычной последовательности:
1. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); ЛЕ-ЛЁ-ЛИ-ЛЯ; ЕЛЬ-ЁЛЬ-ИЛЬ-ЯЛЬ; АЛЯ-ОЛИ-ИЛЯ-ЯЛЕ;
2. Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине,конце); Лев, ель, телефон, пальто
Слайд 13
3. Автоматизация звука в предложениях; Лида любит лимонад; Коля сильнее Толи; Леня полез на липу; У Лены лейка
4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах;В магазине Валеньке покупают валенки.
Маленькие валенки до чего милы!
Но надела валенки маленькая Валенька-
Оказались валенки на неё малы.
Слайд 14
5. Автоматизация звука в коротких, а затем длинных
рассказах;Юля и Оля были в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее – лилии. Оля наливает воду в лейку и подаёт Юле: «Юля, полей лилии!». Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.
Слайд 15 Дифференциация
Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твердых вариантов.
Тщательная дифференциация мягких и твердых звуков особенно значима именно в дошкольном возрасте, так как это позволяет предупредить нарушения письменной речи при обучении в школе.
-
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более двух звуков. Данная работа строится на операциях сравнения с использованием разнообразных приемов. -
Дифференциация осуществляется последовательно:-
В слогах -
В словах (в конце, в начале, в середине слова, со стечением согласных) -
В предложениях -
В чистоговорках и стихах -
В коротких и длинных фразах -
В разговорной речи
-
Слайд 16
-
Дифференциацию в слогах рекомендуется начинать с таблиц следующего типа:
а) РА - РЯ, РЫ - РИ
РО - РЁ, РУ – РЮ
б) АР - АРЬ, ЫР - ЫРЬ
ОР-ОРЬ, УР – УРЬ
-
Остальные звуки дифференцируются по такому же принципу
Слайд 17
При дифференциации в словах можно использовать рабочие листы
Пример для звуков Р и Рь
Как можно использовать:
Например, вырезаем каждую картинку по отдельности и перемешиваем. Далее просим ребенка вернуть слово с свой домик. Называя каждое слово, логопату необходимо определить звук твердый или мягкий и в соответствии с этим разложить картинки.
Или, если рабочие листы для каждого ребенка индивидуальные, то можно дать ему два карандаша (если у нас дифференцируются звуки Р и РЬ, то можно взять красный и коричневый), и предложить раскрасить картинки с твердым звуком красным карандашом, а с мягким – коричневым.
Слайд 20
Дифференциация в предложениях (пример для звуков Р и Рь):
Рома и Варя рады, они за партой рядом,
В страхе спрятались вороны от растерянной Марины,
Смотри вперёд – впереди правый поворот,
Смотри, у Андрюшки в руках игрушка,
Рита накрыла крышкой кастрюлю с грибами,
И так далее..
Слайд 21
Дифференциация в стихах, чистоговорках
Слайд 23 Этап выработки навыков самоконтроля
Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребенка навыков самоконтроля.
- Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации /заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы. - Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств: различных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз, и др