Файл: Общественные работы как форма временного трудоустройства.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Письменные обращения получателей государственной услуги о порядке предоставления государственной услуги и работодателей о порядке организации проведения общественных работ, включая обращения, поступившие по электронной почте, рассматриваются работниками органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, с учетом времени подготовки ответа заявителю, в срок, как правило, не превышающий 15 дней с момента регистрации обращения.
Информирование получателей государственной услуги о порядке предоставления государственной услуги и информирование работодателей о порядке организации проведения общественных работ может осуществляться с использованием средств автоинформирования. При автоинформировании обеспечивается круглосуточное предоставление справочной информации. При ответах на телефонные звонки и устные обращения работники органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, подробно и в вежливой форме информируют обратившихся граждан и работодателей по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен содержать информацию о наименовании органа или учреждения, в который позвонил гражданин или работодатель, фамилии, имени, отчестве и должности работника, принявшего телефонный звонок. Время разговора не должно превышать 10 минут.
Центры занятости обязаны постоянно уделять постоянное внимание на повышении эффективности трудоустройства безработных граждан на общественные работы, выработаны мероприятия, направленные на качественный подбор и трудоустройство граждан на общественные работы [6].
Это достигается следующими методами:
- проведение разъяснительной работы с гражданами, состоящими на учете, по поводу их участия в общественных работах;
- заключение договоров с работодателями, имеющими возможность принять гражданина на постоянную работу, после окончания общественных работ;
- расширение видов общественных работ с учетом качественного состава безработных граждан;
- усиление социальной направленности общественных работ, с привлечением в первую очередь граждан нуждающихся в социальной поддержке (молодежь, многодетные и одинокие родители, лица предпенсионного возраста и др.).
Общественные работы призваны обеспечивать:
- содействие в трудоустройстве лиц, испытывающих трудности в поиске работы;
- предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;
- сохранение мотивации к труду зарегистрированных службой занятости;
- содействие в трудоустройстве граждан, имеющих длительный перерыв в работе (более 6 мес.);
- мотивацию к труду граждан, впервые вступающих в трудовую жизнь, а также не имеющих опыта работы;
- приобретение гражданами профессионального опыта работы;
- прохождение гражданами стажировки;
- трудовая адаптация и реабилитация граждан.
Центры занятости обязаны постоянно уделять постоянное внимание на повышении эффективности трудоустройства безработных граждан на общественные работы, выработаны мероприятия, направленные на качественный подбор и трудоустройство граждан на общественные работы [6].
2. оРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Общественные работы – это трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу
Для чего организуются общественные работы?
Для граждан, обратившихся и зарегистрированных в службе занятости, общественные работы являются прекрасной возможностью временного трудоустройства и получения заработка. А если учесть, что это в основном труд, не требующий специальной подготовки, то общественными работами могут воспользоваться граждане, которые длительно не могут найти работу по своей профессии, или те, кто ждет курсы профессионального обучения, а так же выпускники учебных заведений, которым сложно найти работу, не имея за плечами опыта работы по полученной специальности [7].
Общественные работы призваны обеспечить потребности города, организаций и предприятий в выполнении работ, временного характера.
Пока безработный трудится на общественных работах, работодатель может оценить его деловые и профессиональные качества и в дальнейшем принять решение о предоставлении гражданину постоянного места работы.
В целях обеспечения временной занятости населения, снижения напряженности на рынке труда Самарской области центры занятости населения совместно с органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями различных форм собственности ежегодно проводят общественные работы.
Программа «Организация общественных работ» - обеспечивает осуществление потребностей предприятий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, также позволяет решить проблему с вакантными рабочими местами, не занимаемыми длительное время.
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально - полезную направленность, носящая временный характер, в основном не требующая профессиональной подготовки и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки [8].
Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.
Для отдельных категорий граждан общественные работы могут являться подходящими. С учетом возрастных и иных особенностей, требований трудового законодательства, согласия граждан на работу, не связанную с переменой места жительства, общественные работы считаются подходящими для граждан:
- впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации (специальности);
- уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
- прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
- отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование по окончании установленного периода выплаты пособия по безработице;
- состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев, а также более трех лет не работавших;
- обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
В организации и проведении оплачиваемых общественных работ участвуют центры занятости населения городов и районов Самарской области и предприятия (организации) - работодатели путем заключения соответствующих договоров.
Работодатель определяет виды, объемы и сроки выполнения работ, организует временные рабочие места и заключает с работниками, направленными Центром для участия в общественных работах, срочные трудовые договоры в соответствии с требованиями законодательства о труде и социальном страховании [8].
В срочном трудовом договоре между гражданином и работодателем определяются права и обязанности сторон, виды и объемы работ, условия труда, рабочее время, выходные дни, оплата труда и дополнительные льготы, предоставление необходимого оборудования, условия наложения штрафа за невыполнение трудовых обязательств и прекращения договора.
Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно (при устройстве на постоянную или временную работу.
Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, кроме граждан - участников общественных работ, для которых в соответствии с законодательством они являются подходящими [9].
Предоставление государственной услуги включает следующие административные процедуры:
- прием документов и регистрация заявления или предложения получателя государственной услуги;
- подбор вариантов общественных работ и выдача получателю государственной услуги направления для участия в общественных работах;
- предоставление государственной услуги при последующих обращениях получателя государственной услуги;
- оказание материальной поддержки получателю государственной услуги в период участия в общественных работах;
- предоставление государственной услуги на базе МФЦ;
- предоставление государственной услуги в электронной форме.
В течение 2021 года в рамках реализации мероприятия государственной программы «Содействие занятости населения Самарской области» в общественных работах приняло участие 3382 человек. С целью организации проведения оплачиваемых общественных работ для безработных граждан и граждан, ищущих работу заключено 594 договора с предприятиями и организациями различными по форме собственности, а также органами местного самоуправления. По договорам:
- с органами местного самоуправления– 61% от общей численности участников (работы по благоустройству населенных пунктов);
- предприятиями сельского хозяйства на общественные работы трудоустроено наибольшее количество граждан – 10% (подготовка сельскохозяйственной техники и посевного материала к посевным работам, уход за животными);
- с предприятиями торговли – 6% (благоустройство территорий, уборка помещений, фасовка, упаковка готовой продукции);
- с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства – 4,2% (покраска, побелка при проведении ремонта домов, благоустройство прилегающих территорий, подсобные работы при проведении ремонта водопроводных сетей);
- с образовательными и медицинскими учреждениями по 7,1% (благоустройство территорий, уборка помещений).
Средняя продолжительность участия граждан в общественных работах составила 24 дня [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сказать, что временное трудоустройство представляется в виде дополнительной гарантии реализации права граждан на труд, способом их материальной поддержки в период безработицы.
Временные трудоустройства организуются органами и учреждениями, участвующими в предоставлении государственной услуги, в соответствии с договорами о совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства несовершеннолетних граждан и безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, заключаемыми с работодателями.
Важно отметить, что центры занятости обязаны постоянно уделять постоянное внимание на повышении эффективности трудоустройства безработных граждан на общественные работы, выработаны мероприятия, направленные на качественный подбор и трудоустройство граждан на общественные работы.
Одним из видов временной занятости являются общественные работы. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Несомненно, общественные работы – это своего рода психологическая поддержка безработных граждан. Но и считать занятость населения в этой сфере лишь разновидностью социальной адаптации – тоже нельзя. Человек обретает уверенность в себе, потому что он также ходит на работу, находится в коллективе, чувствует свою востребованность. Нередко временное рабочее место становится постоянным для соискателей, хорошо зарекомендовавших себя за время участия в общественных работах.