Файл: Дипломная работа тема работы Организация транспортной логистики предприятия.pdf
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 772
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
Методологическими основами исследования является диалектико- материалистический метод познания и основанные на нем общенаучные, специальные и частно-научные методы. В работе использованы анализ и обобщение литературы по теме исследования, структурные методы анализа, графические методы и методы математической статистики.
12
1 Теоретические основы транспортной логистики
1.1 Понятие и сущность транспортной логистики
Транспортная логистика – это новая первостепенная дисциплина в средних и высших транспортных учебных заведениях на всех уровнях обучения, которая дополняет цикл «рыночных» фундаментальных дисциплин: рынок транспортных услуг и транспортной техники, маркетинг, менеджмент
(на транспорте), управление персоналом (на транспорте) и т.д. [12, с. 5].
Транспортная логистикаявляется видом логистики, которая управляет комплексом операций, осуществляющих физическое перемещение товарно- материальных ценностей (ТМЦ) между участниками логистической цепи с наименьшими затратами, т.е. перемещение необходимого количества товара в требуемую точку, наилучшим маршрутом за нужное время и с минимальными издержками. Расходы на изготовление любого товара формируются из себестоимости его изготовления и затрат на выполнение всех операций в цепочке «производитель – конечный покупатель». На перемещение материального потока от источника сырья до конечного потребителя необходимы затраты, которые могут достигать 50 % от общей стоимости затрат на логистику.
Предмет транспортной логистики – это рациональная организация процессов движения грузов. К задачам, которые решает транспортная логистика, эксперты относят:
1) формирование транспортных систем, в т.ч. транспортных цепей и транспортных коридоров;
2) гарантия технологической целостности транспортно-складского процесса;
3) совместное составление плана транспортного процесса с производственным и складским;
4) определение оптимального маршрута доставки груза;
5) выбор вида и типа транспортного средства;
6) совместное составление плана транспортных процессов на разных
13 видах транспорта [3, с. 30].
С учетом того, что логистика является отраслью знаний об управлении транспортными потоками, организация ее применения должна основываться как на фундаментальных пяти принципах теории управления, так и на своих специфичных принципах, которые углубляют процессные процедуры логистики [9, с. 18].
Современная логистика основана на двенадцати ключевых принципов.
1. Системность, включающая в себя организацию потока, выделение изменяющихся и перемещающихся объектов в отдельную управляемую подсистему и применение в отношении нее системного подхода; связь расходов на некоторые операции по перевозкам и поставкам товаров со стратегическим планом предприятия; достижение взаимодействия логистики с производством и маркетингом; организация планирования, сбыта, производства, закупок, транспортировки и хранения как единого материального потока логистической системы.
2. Комплексность, включающая в себя формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для реализации движения потоков в определенных условиях; координацию действий опосредованных и непосредственных участников движения продуктов и ресурсов; реализацию централизованного контроля по выполнению задач, которые стоят перед логистическими структурами предприятия; стремление компаний к тесному сотрудничеству с внешними партнерами по товарной цепочке и нахождению крепких связей между разными подразделениями предприятия в пределах внутренней деятельности.
3. Научность, т.е. усиление расчетного начала на всех этапах управления потоком, начиная от планирования и заканчивая анализом, выполнение сходных расчетов всех параметров траектории перемещения материального потока; признание, что квалифицированные кадры имеют статус важнейшего ресурса предприятия.
4. Конкретность, т.е. точное установление определенного результата в качестве цели движения потока согласно техническим, экономическим и
14 другим требованиям; реализация перемещения с минимальными затратами всех видов ресурсов.
5. Конструктивность, т.е. диспетчеризация потока, постоянный контроль изменения и движения каждого элемента потока и своевременная корректировка его перемещения; тщательное выявление деталей всех действий материально-технического обеспечения и транспортировка продукции.
6. Надежность, включающая обеспечение безопасности и безотказности перемещения, резервирование технических средств и коммуникаций с целью изменения траектории движения потока при необходимости; широкое применение современных технических средств движения и управления перемещением; повышение качества и скорости поступления информации и совершенствование технологии ее обработки.
7.
Вариантность, т.е. возможность адекватного реагирования предприятия на изменения спроса; целенаправленное формирование резервных мощностей, загрузка которых выполняется согласно предварительно разработанным резервным планам предприятия.
8. Интегративность. Существование интегративных свойств показывает, что качества системы хотя и зависят от характеристик ее компонентов, но не полностью ими определяются. Систему не сводят к простой совокупности элементов; разделяя ее на отдельные компоненты и изучая каждый из них по отдельности, не возможно оценить параметры системы в целом. В противоположность этому, логистическая система считается эффективной, если она содействует всем элементам цепи «снабжение – производство – сбыт – потребление» вносить свой вклад в достижение общей цели – оптимизации общих логистических издержек по Парето.
9. Эффективность, т.е. способность логистической системы при данной степени развития производственных технологий, рыночных отношений, при определенных субъектах этой системы дойти до возможного минимума логистических затрат.
15 10. Гибкость, т.е. встроенность в логистическую систему механизмов, которые дают возможность прогнозировать вероятные изменения состояния внешней экономической среды и разрабатывать соответствующие им действия.
11. Целостность, включающая содействие доведению воздействий управляющих структур до всех структурных компонентов логистической системы, формированию информационного сотрудничества между ними, которое направлено на достижение целей логистической системы.
Предусмотрен анализ логистической системы как единой целой, которая состоит из взаимодействующих элементов, часто разнородных и разнокачественных, но совместно ориентированных на конесные результаты логистической системы.
12. Превентивность. В противоположность девиантной концепции управления, которая нацелена не на предупреждение диспропорций, отклонений, а на вероятное устранение их негативных последствий, в логистике допускается только превентивная концепция управления, которая предупреждает возникновение вышеуказанных проблем [7, с. 36 – 38].
При создании логистических систем должны учитываться также такие принципы, как:
−
принцип логической последовательности проектирования системы, который характеризуется тем, что сначала проводят изучение макросреды и ее функционирования, а потом на микроуровне исследуют взаимодействие звеньев и модулей внутри системы;
−
принцип постоянного, на всех элементах логистической системы, согласования информационных, ресурсных, энергетических и других параметров системы;
−
принцип единства целей всей системы и ее отдельных подсистем
(модулей) [9, с. 19].
В процесс организации транспортной логистики предприятия входит выполнение следующих операций:
−
выбор вида транспортировки;
−
выбор типа транспорта;
16
−
предназначение транспортного средства;
−
выбор логистических провайдеров, т.е. подрядчиков по транспортировке, и перевозчика;
−
оптимизация характеристик транспортного процесса.
В процесс разработки стратегии транспортно-логистического обеспечения предприятия входят следующие этапы:
– изучение вариантов;
– изучение цен;
– накопление груза и его сортировка на складе;
– изучение и анализ поставщиков;
– использование разных видов транспорта;
– тесные взаимоотношения с выбранными перевозчиками;
– исследование и анализ затрат;
– внешние поставщики транспортных услуг, договоры с внешними источниками;
– задачи безопасности.
Одной из ключевых задач транспортной логистики считается организация технологии перевозки [23].
Транспортно-технологическим процессом называется перемещение груза (товара) от места его изготовления до места потребления. И как любой производственный процесс, он включает в себя отдельные последовательно выполняемые операции [13, с. 179].
Несмотря на то, что последовательность технологических элементов, включающая в себя подачу автомобильного транспортного средств к пункту погрузки, размещение в кузове транспортного средства груза, доставку груза грузополучателю, разгрузку и порожний пробег к пункту погрузки, кажется однозначной, вероятными являются разные варианты выполнения данных операций [23].
Как уже упоминалось выше, каждый транспортно-технологический процесс включает в себя:
−
процесс перевозки грузов (товара) каким-либо видом транспорта;
17
−
транспортно-экспедиционные операции, которые предшествуют перевозке и завершают ее.
К числу операций, которые являются обязательным компонентом процесса перевозки, относят:
−
составление плана потребности определенного количества транспортных средств, составление и представление своевременных заявок на нужный транспорт;
−
приведение груза в состояние, необходимое для транспортировки, – подбор тары и упаковка товара или груза, маркировка тарных зон, обеспечение бирками и т.п.;
−
доставка и передача грузов на станции отправления, приемка и вывоз со станции поступивших грузов и движение их на склады или в магазины торговой компании;
−
документальное оформление приемки и сдачи грузов на станциях отправления и назначения, заполнение перевозочных и иных документов, оплата провозных и иных платежей, получение информации о поступивших грузах и т.д.;
−
погрузочно-разгрузочные работы, которые выполняются при сдаче- приемке грузов на станциях, складах, в магазинах [13, с. 179].
На рисунке 1.1 показаны схемы процессов перевозки грузов. Они обладают циклическим характером. Это означает, что движение грузов происходит по повторяющимся производственным циклам, которые следуют один за другим. Темп этих циклов обусловливается их частотой, которая зависит от средней длительности одного цикла. Каждый из этих циклов отличается большой степенью динамизма, постоянной сменой состояния и изменением состава компонентов.
Различаются такие этапы процесса перевозки, как:
−
доставка подвижного состава на погрузку;
−
подготовка груза к отправке;
−
хранение груза в месте производства и на промежуточных пунктах;
−
складирование;
18
−
экспедиторские операции и т.п.
Рисунок 1.1 – Технологическая схема процесса перевозки грузов одним видом транспорта
Транспортные компании на первый план выдвигают задачи оптимизации использования подвижного состава и уменьшения времени его оборота. Процесс перевозки – это совокупность операций, начиная от подготовки груза к отправлению и заканчивая его получением, сопряженных с передвижением груза в пространстве без изменения его размеров, геометрических форм и физико-химических свойств (этапы 1 – 2 – 3 – 4 – 5 на рисунок 1.1).
Логистический аспект в процессе организации автомобильных перевозок содержит новое методологическое содержание, которое заключается в том, что главной составляющей частью перевозок должно быть проектирование рационального перевозочного процесса.
Под этим подразумевается поиск наилучших технически возможных и организационных решений, которые обеспечивают наибольшую эффективность перевозки грузов от места их изготовления до места потребления [3, с. 38 – 40].
1.2
Характеристика
автомобильного
транспорта
и
его
инфраструктуры
Автомобильный транспорт имеет ряд технико-экономических специфических черт, которые определяют его достоинства и широкое применение во всех отраслях народного хозяйства, к ним относятся:
19
−
большая подвижность и маневренность. Грузы могут перевозиться автомобилями из пункта производства непосредственно в пункт потребления без промежуточного складирования и перегрузки, т. е. «от двери до двери»;
−
большая скорость перемещения грузов. По скорости передвижения ав- томобильный транспорт уступает только воздушному;
−
в некоторых случаях – наиболее короткий путь движения грузов.
Доставлять грузы автомобильным транспортом целесообразно тогда, когда расстояние передвижения по автомобильным дорогам будет меньше, чем по железным дорогам.
Недостатками автомобильного транспорта являются:
−
достаточно высокая себестоимость, которая существенно выше, чем на железнодорожном и водном транспорте. Высокая себестоимость образуется в результате небольшой грузоподъемности единицы подвижного состава и довольно высокой сложности автомобильного подвижного состава;
−
сравнительно высокая стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей, несмотря на то, что в некоторых случаях эта база развита недостаточно;
−
небольшая длина и плохое техническое состояние существующих автомобильных дорог [5, с. 55 – 56].
Автомобильный подвижной состав можно разделить на пассажирский, грузовой и специальный.
К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, прицепы, автомобили-тягачи, полуприцепы (табл. 101...103).
К пассажирскому подвижному составу относятся легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы, которые предназначены для выполнения разных, в большинстве случаев не транспортных работ.
Автотягач в сцепе с прицепом (полуприцепом) называют автопоездом.
Пассажирский автомобиль вместимостью меньше 8 человек, включая водителя, относят к легковым, а вместимостью более 8 человек – к автобусам.