Файл: Дипломная работа тема работы Организация транспортной логистики предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 774

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
В зависимости от рода потребляемого топлива и вида двигателя автомобили делятся на дизельные, карбюраторные, газогенераторные, газобаллонные, газотурбинные, электрические и паровые.
Все автомобили в зависимости от числа колес и числа ведущих колес условно обозначаются формулой, где первая цифра означает число колес, а вторая – число ведущих колес (4×2 и т.д.) [15].
Автомобильный транспорт характеризуется установленным типажом транспортных средств и производственно-технической базой, которая необходима для организации технического обслуживания, эксплуатации и ремонта транспортных средств. В инфраструктуре транспортной логистики выделяются две ключевые составляющие:

транспортная сеть: автомобильные дороги; постоянные технические сооружения и устройства (депо, средство связи и управления и т.п.);

подвижной состав автомобильного транспорта.
Для подвижного состава существуют следующие основные параметры:

эксплуатационная и техническая скорость;

габаритные размеры грузовых емкостей и самих транспортных средств;

мощность двигателя;

полная масса, нагрузка на оси;

габаритные размеры прицепов и грузоподъемность и т.п.
Для путей сообщения основными параметрами являются:

ширина проезжей части;

пропускная способность;

допустимая нагрузка на дорожное полотно.
Для терминалов характерны следующие показатели:

число оборотов;

полезная складская площадь;

производительность складского и подъемно-транспортного оборудования и т.п. [8, с. 298 – 299].

21
1.3 Транспортные тарифы и документальное оформление перевозки
грузов
Прежде, чем предлагать пакет транспортных услуг, необходимо изучить потребности клиентуры. В последнее время на транспорте некоторых промышленно развитых государств изучением потребностей клиентов зани- маются специальные логистические центры и иные структуры. Они проводят исследование грузопотоков и их распределение по сети [1, с. 286].
Расчеты за услуги, которые оказывают транспортные предприятия, реализовываются при помощи транспортных тарифов.
Транспортными тарифаминазываются механизмы формирования оплаты предприятиям-перевозчикам за транспортные и им сопутствующие услуги [4, с. 119].
Тарифы включают в себя:

платы, которые взыскиваются за перевозку грузов;

сборы за дополнительные действия и операции, которые связаны с перевозкой грузов;

правила исчисления сборов и плат.
Для определения стоимости перевозки грузов на автомобильном транспортеиспользуются следующие виды тарифов:

сдельные тарифы на перевозку грузов;

тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

тарифы за перегон подвижного состава;

тарифы из покилометрового расчета;

договорные тарифы. На величину тарифной платы влияют следующие факторы:
1)расстояние перевозки;
2) масса груза;


22 3) объемная масса груза, которая характеризует возможностьи автомобиля (по данному показателю все грузы, перевозимые автомобильным транспортом, подразделяются на четыре класса);

общий пробег;

грузоподъемность автомобиля;

тип автомобиля;

время использования автомобиля;

район, в котором выполняется перевозка, а также некоторые другие факторы.
Любой из тарифов на перевозку грузов с помощью автомобильного транспорта учитывает не весь комплекс факторов, а только некоторые из них, являющиеся наиболее существенными в условиях определенной перевозки. К примеру, с целью определения стоимости перевозки по сдельному тарифу нужно обратить внимание на расстояние перевозки, массу груза и его класс, который характеризует степень использования грузоподъемности данного автомобиля.
В случае расчетов по тарифу за повременное использование грузовых автомобилей учитывается грузоподъемность автомобиля, общий пробег и время его использования. В большинстве случаев размер платы за использование автомобиля зависит от района, в котором выполняется перевозка. Это можно объяснить устойчивыми различиями уровней себестоимости перевозок грузов по различным районам. Изменения в тарифную стоимость вносят при помощи поясных поправочных коэффициентов
[2, с. 112].
Документальное оформление перевозки грузов является важнейшей частью организации транспортной логистики.
Одним из наиболее важных юридических документов, которые регулируют взаимоотношения сторон, считается договор.
Договор перевозки грузов– это основной транспортный договор, согласно которому перевозчик обязан доставить груз, вверенный ему, в пункт

23 назначения и передать его получателю, а отправитель обязан осуществить установленную плату за перевозку груза.
В систему транспортных договоров по перевозке товарных грузов входят основные и смежные виды договоров.
К основным договорам относят:

договор перевозки груза;

договор фрахтования.
К смежным договорам необходимо отнести:

договор транспортной экспедиции;

договор погрузки, выгрузки, хранения;

договор об организации перевозок;

договор на централизованный завоз (вывоз);

др.
Так как договор перевозки груза имеет консенсуальный характер, то применяют два документа: один из них дает возможность оформить заключение договора перевозки груза, а другой – заверяет принятие груза к перевозке. Именно поэтому заключение договора перевозки должно быть обязательно подтверждено составлением следующих перевозочных документов: транспортная накладная, дорожная ведомость, квитанция, которые предусмотрены транспортными кодексами и уставами.
При автомобильных перевозкахв соответствии с п. 47 Устава автомобильного транспорта отправитель груза на предъявляемый к перевозке груз товарного характера должен представить автотранспортной организации товарно-транспортную накладную, составляемую обычно в четырех экземплярах, которая является главным перевозочным документом. Без данного документа грузы не принимаются к перевозке. В случае перевозки грузов нетоварного характера (песок, грунт) необходимо оформлять также акты взвешивания или замера.
Прием груза от отправителя груза удостоверяется подписью водителя товарно-транспортной накладной во всех экземплярах, один из которых вручается грузоотправителю [8, с. 302].


24
1   2   3   4   5   6   7   8

1.4 Показатели использования транспортных средств и методика их
расчета
Сегодня качество транспортных услуг не оценивается согласно единой общепринятой методике, поскольку в настоящее время она еще не разработана.
Существование множества подходов к оценке качества перевозок можно объяснить разнообразием требований потребителей в определенных ситуациях при оказании транспортных услуг. В большинстве случаев качество логистического сервиса оценивают его функциональностью, доступностью и надежностью.
Так как главной задачей перевозочного процесса является перемещение конкретного количества груза на установленное расстояние, то выполняемые объемы перевозок грузов должны быть определенными во времени и пространстве. Именно поэтому провозные возможности перевозочной системы могут оцениваться тонно-километрами или тоннами. Тонно-километры – это произведение массы груза и расстояния перемещения. Каждый тонно-километр по отдельности характеризует одну единицу выполненной работы, вне зависимости от условий и характера перевозок и от трудовых затрат на их реализацию. Так как грузовой транспорт выполняет самые разные перевозки, которые отличаются по характеру перевозимого груза, по расстоянию перевозки, и т.п., то в определенных условиях перевозок на единицу работы, которая выражается одним тонно-километром, может приходиться достаточно разное количество трудовых затрат [8, с. 323 – 324].
Для того чтобы тонно-километры работали эффективно, нужно определить материальную ответственность каждой из сторон согласованного графика доставки продукции к потребителю. Данный показатель используется и в логистике с целью обеспечения технологических и экономических связей хозяйственных и производственных компаний, которые расположены в экономическом районе, в связях с фирмами и предприятиями, которые находятся за его пределами, образующими соответствие между ними. В

25 результате этого появляются транспортно-экономические связи, материальным выражением которых является материалопоток.
Основными измерителями материального потока являются транспортная масса (M), транспортный путь (L) и транспортное время (T).
Транспортная масса– это количество исследуемых производственных или транспортных единиц.
Транспортный путь – это расстояние от пункта начала перевозки до пункта назначения доставки товаров.
Транспортное время– это время, которое необходимо для процесса перевозки [10, с. 14].
Если показателем оценки эффективности перевозочного процесса является тонна, то она определяет лишь количество перевезенного груза, но не характеризует экономические издержки, которые связаны с его перемещением.
Но общество заинтересовано не только в перевозке грузов, но и в том, чтобы транспортные затраты были сведены к минимуму.
Максимально полно отображает все стороны производственной деятельности предприятия рентабельность, рассчитанная как отношение полученной прибыли к стоимости основных производственных фондов.
Прибыль зависит как от экономических и технико-эксплуатационных показателей работы предприятия, так и от тарифов за перевозку грузов.
Показатели эффективности использования автомобильного грузового подвижного состава представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Показатели эффективности использования автомобильного грузового подвижного состава
Показатель
Характеристика
Формула расчета
Примечания
1 2
3 4
Списочный парк

сп
)
Весь подвижной состав, числящийся на балансе организации
А
сп
= А
т
+
А
р
А
т
– число автотранспортных средств, готовых к эксплуатации;
А
р
– число автотранспортных средств, требующих ремонта или находящихся в ремонте или техническом обслуживании


26
Продолжение таблицы 1.1 1
2 3
4
Число автотранспортны х средств, готовых к эксплуатации

т
)
Подвижной состав, находящийся в технически исправном состоянии и простаивающий по организационным причинам
А
т
= А
э
+ А
п
А
э
– число автотранспортных средств, готовых к эксплуатации
(на линии);
А
п
– число транспортных средств, находящихся в простое из-за отсутствия работы, топлива, водителей и по другим организационным причинам
Автомобиледни списочного подвижного состава
(АД
сп
)
Учет использования парка за определенный период
АД
сп
= АД
э
+ АД
р
+ АД
п
АД
п
, АД
р
– количество транспортных средств подвижного состава × количество рабочих дней
Коэффициент технической готовности (а
т
)
Определяет долю исправного (готового к эксплуатации) подвижного состава в парке и характеризует техническое состояние парка автотранспортных средств
а
т
= А
т
/ А
сп
= АД
т
/ АД
сп
= Д
т
/ Д
к
Д
т
– дни пребывания автотранспортных средств в готовом для эксплуатации состоянии;
Д
к
– число календарных дней
Коэффициент выпуска (а
в
)
Определяет долю парка подвижного состава, находящуюся в эксплуатации (на линии), относительно календарного
а
в
= А
э
/ А
сп
= АД
э
/ АД
сп
Д
э
– число дней эксплуатации
Коэффициент использования
(а и
)
Характеризует долю парка состава, находящуюся в эксплуатации
(на линии), относительно рабочего времени
а
и
= АД
э
/
АД
р
=
= Д
э
/ Д
р
Д
р
– число рабочих дней за рассматриваемый календарный период
Производительно сть подвижного состава (П)
Количество груза, перевозимого за единицу времени
П = К / Ч
К – количество перевезенных грузов за отчетный период, т;
Ч – количество рабочих часов в отчетном периоде, ч
Грузооборот
(Г), т-км
Суммарный объемный показатель грузовой работы
Г = К · L
L – дальность перевозки, км
При расчете затрат, которые связаны с реализацией перевозочного процесса, нужно учитывать технико-экономические показатели применяемого

27 подвижного состава (техническая скорость, грузоподъемность, показатели использования подвижного состава, время простоев под погрузочно- разгрузочными операциями и т.д.), протяженность транспортирования, затраты, которые связаны с осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, с потерей и повреждением груза, с нарушением сроков доставки груза и т.д., т.е. затраты не только на самом транспорте, но и на других участках перевозочного процесса [8, с. 325 – 327].
В следующей главе работы проведен анализ организации транспортной логистики компании «АвтоПартнер».