Файл: Бюллетень Верховного Суда рф. 1994. 12. 15.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение 4

Глава 1. Этническое равенство как юридическая категория 5

1. Международные стандарты этнического равенства 5

Всеобщая Декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. 5

Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 года // СПС Консультант -Плюс 6

2. Конституционно – правовые основания этнического равенства в РФ 9

Конституции Российской Федерации : принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – № 237. 11

Всеобщая Декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. 11

Конституции Российской Федерации : принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – № 237. 13

Глава 2. Социально-правовая характеристика этнической преступности в РФ за период 2009-2011г. 13

1. Динамика преступлений, совершенных на почве этнической вражды 13

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. 15

2. Уголовно – правовая характеристика этнической преступности 20

Заключение 28

Список литературы 30

1.Конституции Российской Федерации : принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – № 237. 30

2.О Конституционном суде Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. – 1994. – № 138-139. 30

3.Всеобщая Декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. 30

4.Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. 30

5.Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 года // СПС Консультант –Плюс 30

6.Заключительные замечания Комитета по правам человека ООН в отношении периодического отчета России о соблюдении Международного пакта о гражданских и политических правах // http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/publications/2009/11/d17245/ 30

8.Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. К вопросу о легитимности понятий "этническое преступное формирование" и "этническая преступность" в системе наук уголовно-правового цикла и их соотношение с основополагающим принципом равенства всех перед законом и судом // Мировой судья. - М.: Юрист, 2008, № 9. - С. 19-21 30




Введение
Актуальность. В 2011 г. в Российской Федерации в сфере реализации государственной национальной политики федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов федерации была проделана значительная работа, направленная на гармонизацию межнациональных отношений в российском обществе, предотвращение и профилактику межнациональных конфликтов.

В частности, активно развивалось взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества (Общественной палатой Российской Федерации, федеральными и региональными национально-культурными автономиями, неправительственными общественными организациями).

Вместе с тем, предпринимаемые органами государственной власти шаги по своевременному предупреждению и профилактике этнических конфликтов требуют дальнейшей финансовой и идеологической поддержки, поскольку в России продолжает оставаться актуальной проблема политизации этнического фактора, причем как со стороны экстремистских организаций, ряда неправительственных организаций, так и некоторых партий, что ведет к повышению степени межэтнической напряженности в ряде регионов страны.

Объект исследования: этническая преступность.

Предмет исследования: правовые нормы, устанавливающие принципы этнического равенства, а также нормы уголовно – правовые, закрепляющие ответственность в сфере этнических преступлений.

Цель работы: исследовать особенности этнической преступности в РФ.

Задачи исследования:

1. Проанализировать этническое равенство как юридическую категорию

2. Рассмотреть социально – правовую характеристику этнической преступности.
Глава 1. Этническое равенство как юридическая категория
1. Международные стандарты этнического равенства
Принцип равноправия и запрета дискриминации является важнейшей частью как национально-правовой, так и международно-правовой систем. Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения и проч.: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».



Понятие дискриминации является основополагающим в международных стандартах этнического равенства. Поэтому рассмотрение вопросов о международных стандартах этнического равенства позволяет более четко проанализировать закрепление этнического равенства как юридической категории.

Международное сообщество, приняв Всеобщую декларацию прав человека1, именно так рассматривало роль этого принципа для всего мира (согласно декларации признание равных прав всех членов человеческой семьи является основой свободы, справедливости и всеобщего мира (пункт I Преамбулы). Таким образом, исторически первым документом, закрепившим наряду с основными правами и свободами запрет на дискриминацию, явилась Всеобщая декларация прав человека.

Всеобщая декларация прав человека представляет собой конвенцию общего характера, основные положения которой реализованы в статье 14 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека. Однако, обеспечиваемая статьей 14 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (далее - ЕКЧП), защита равенства и недискриминации является ограниченной по сравнению с аналогичными положениями других международных договоров (ст. 1, 7 Всеобщей декларации прав человека; ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Главная причина этого состоит в том, что статья 14 в отличие от аналогичных положений других договоров не содержит независимого запрета дискриминации, т.е. она запрещает дискриминацию только применительно к «осуществлению прав и свобод».

Свою конкретизацию положения Всеобщей декларации прав человека нашли в Протоколе № 12 к Конвенции о защите прав и основных свобод человека. Указанный Протокол был принят Комитетом министров Совета Европы 26 июня 2000 года в целях обеспечения дальнейших гарантий равенства и недискриминации.

Однако Российская Федерация данный Протокол не подписала, и его положения не являются обязательными для РФ.

Помимо Всеобщей декларации, являющейся, как уже было сказано выше, конвенцией общего характера, в международном праве существуют также конвенции, которые содержат запрет дискриминации по специальным основаниям. Это такие важные международно-правовые документы, как: Европейская конвенция о гражданстве, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования
, Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках (1978 г.).

Важным источником этнического равенства является Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 года2

В настоящей Конвенции выражение «расовая дискриминация» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни.

Государства-участники обеспечивают каждому человеку, на которого распространяется их юрисдикция, эффективную защиту и средства защиты через компетентные национальные суды и другие государственные институты в случае любых актов расовой дискриминации, посягающих, в нарушение настоящей Конвенции, на его права человека и основные свободы, а также права предъявлять в эти суды иск о справедливом и адекватном возмещении или удовлетворении за любой ущерб, понесенный в результате такой дискриминации.

Рассмотрим позицию Комитета по правам человека ООН по проблемам преступлений ненависти и злоупотребления антиэкстремистским законодательством в России3.

Комитет выражает обеспокоенность в связи с сообщениями о растущем числе преступлений на почве ненависти и расистски мотивированных нападений на представителей этнических и религиозных меньшинств, равно как и о регулярных проявлениях расизма и ксенофобии в государстве-участнике, в том числе, о дифференцированном подходе по расовому признаку и притеснениях со стороны правоохранительных органов в отношении иностранцев и представителей меньшинств. Комитет обеспокоен неспособностью милиции и судебной власти расследовать, доводить до суда и карать преступления на почве ненависти и расистски мотивированные нападения на представителей этнических и религиозных меньшинств, которые обычно квалифицируют как "хулиганство" и выносят по ним обвинения и приговоры, не соответствующие тяжести деяний. (Статьи 6, 7, 20 и 26).

Государству-участнику надлежит постоянно прикладывать все усилия к тому, чтобы совершенствовать правоприменение, карая за расистски мотивированные преступления и обеспечить расследование и доведение до суда всех случаев расистского насилия и подстрекательства к расистски мотивированному насилию. Жертвам преступлений на почве ненависти следует обеспечить адекватное возмещение, включая денежную компенсацию. Государство-участник также поощряется к проведению просветительских кампаний, нацеленных на то, чтобы население острее ощутило криминальную природу подобных деяний, и способствующих распространению культуры толерантности. Кроме того, государству-участнику следует усилить насаждение толерантности среди представителей правоохранительных органов и убедиться, что действуют легкодоступные механизмы, позволяющие принимать жалобы на расистски мотивированные должностные преступления милиции.


Комитет выражает обеспокоенность в связи с возможным неблагоприятным воздействием на коренные народы следующих обстоятельств: (a) принятия в 2004 году поправки к статье 4 Федерального закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов; (b) процесса укрупнения субъектов Российской Федерации посредством поглощения национальных автономий; и (c) эксплуатации земель, рыболовных угодий и природных богатств, традиционно принадлежащих коренным народам, путем выдачи частным компаниям лицензий на развертывание таких проектов, как строительство трубопроводов и плотин гидроэлектростанций.

Защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов сталкивается с проблемами, обусловленными отсутствием в России четкого нормативного определения отдельных понятий, либо несоответствием закрепленных понятий устоявшимся международным терминам. Существующая неопределенность в правовой терминологии обусловливает значимость исследования доктринальных подходов к определению соответствующих понятий, а также проведения сравнительно-правового анализа данной проблемы. Необходимо учитывать, что четкое определение понятий «национальные меньшинства» и «коренные малочисленные народы» имеет большое практическое значение в плане осуществления признания государством соответствующего статуса за конкретной этнической группой.

Следует отметить, что одной из важных задач, которую требуется решить в целях дальнейшего регулирования и защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, - это четкое разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Параллельная задача - уточнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в региональном законодательстве. Без этого невозможно осуществление эффективного правового регулирования и формирование законодательной политики в данной сфере.

Таким образом, Комитет прямо указывает на недостатки действующего в РФ законодательства относительно этнического равенства. В России законодательная база не отвечает требованиям международных стандартов в области этнического равенства и расовой дискриминации.

2. Конституционно – правовые основания этнического равенства в РФ

Принципы прав