ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
человека - это основополагающие начала, обеспечивающие единство самого понятия « права человека» и способствующие единому восприятию прав человека через призму гуманизма, уважения человеческого достоинства, свободы, равноправия, солидарности и справедливости. Конституционные принципы прав человека - это закрепленные в Основном законе страны основополагающие начала, постулаты, на которых построена система прав человека, обеспеченные особыми государственными мерами охраны и защиты.
Таким образом, рассмотрение конституционно – правовых основ этнического равенства в РФ позволит выявить соответствие или несоответствие принципов, закрепленных в Конституции РФ международным стандартам.
Рассмотрим некоторые принципы, касающиеся этнического равенства.
Принцип равноправия. Это важное условие межличностных отношений, в которых проявляется признание в каждом человеке личности и полноправного члена человеческого союза.
Правовое равенство - универсальный способ выражения юридического равновесия, т.е. сочетания интересов отдельных людей, отдельных социальных групп и слоев населения, разных народов и национальностей.
Равноправие - принцип и фундаментальное право (наряду со свободой) человека, порождающее многие другие права, например, право на равенство перед законом и судом, недопустимость всех форм дискриминации, право на культурное, религиозное и языковое разнообразие и т. п.
Принцип толерантности (терпимости) - особый принцип прав человека, который утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе снисхождения к ним, а также позволения и примирения.
Эти принципы определяют основные направления политики российского государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются основой его правового статуса.
Одним из неотъемлемых свойств прав человека, признанных современным мировым сообществом, является их всеобщность и неотчуждаемость. Так, согласно ст. 55 Устава ООН Организация Объединенных Наций содействует «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии»
Все люди, без какой-либо дискриминации, обладают основными правами и свободами. Международные стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Ни одно из провозглашенных в Конституции РФ прав человека и гражданина не может быть изъято (исключено) государством; государственная власть не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод. Часть 3 ст. 17 устанавливает общеправовой принцип4: осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Фактически речь идет о запрете «злоупотребления правом (правами)». Баланс интересов, толерантность, достижение компромиссов несовпадающих целей и действий, общественное согласие и социальное партнерство являются основными признаками демократического общества. Это положение соответствует ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе»5.
Институту равноправия человека и гражданина принадлежит особое место в системе фундаментальных ценностей современных демократических правовых государств. В России же этот институт совсем недавно стал формироваться и развиваться в соответствии с самыми последними общемировыми тенденциями. Иногда в юридической литературе понятия «равенство» и «равноправие» употребляются как равнозначные.
Однако этого делать нельзя. Основой многих социально-политических учений является идея достижения фактического равенства людей, т.е. их равного положения, независимо от богатства, физической силы, ума, образования, способностей и других природных и благоприобретенных качеств. Но история человечества свидетельствует об утопичности попыток достижения фактического равенства людей, поскольку все они различаются по своим индивидуальным характеристикам. Понимание равенства, по словам Ф. Энгельса, «состоит в том, что из этого общего свойства людей, что они люди, оно выводит право на равное политическое и, соответственно, социальное значение всех людей или, по крайней мере, всех граждан данного государства или всех членов данного общества». По мнению Л.Л. Беломестных, понимание равенства людей означает исключительно их общественное равенство, т.е. равенство их общественного положения, их равного социального значения во всех областях жизни и деятельности.
В.С. Нерсесянц высказывает следующую точку зрения: «люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы6. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба и единой меры, словом, так называемая «свобода» без равенства - это идеология элитарных привилегий, а так называемое «равенство» без свободы - идеология рабов и угнетенных масс (с требованиями иллюзорного «фактического равенства», подменой равенства уравниловкой). Или свобода (в правовой форме) или произвол (в тех или иных проявлениях). Третьего здесь не дано: не право (и не свобода) - всегда произвол».
Равенство означает юридическое положение граждан перед законом, т.е. совпадение всего комплекса прав, свобод и обязанностей у всех граждан. Равенство людей - это одна из наиболее распространенных социально-философских категорий и политических идей, вокруг которой многие столетия разгораются непримиримые споры и борьба, особым предметом которых является равенство человека с человеком.
Статья 19 Конституции РФ провозглашает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности7.
В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ воплощено положение Итогового документа Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о том, что необходимо уважать право граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав и свобод человека.
Глава 2. Социально-правовая характеристика этнической преступности в РФ за период 2009-2011г.
1. Динамика преступлений, совершенных на почве этнической вражды
Преступления на почве этнической вражды - преступления, совершаемые на почве расовой, этнической, религиозной ненависти или вражды. В последние годы они все чаще привлекают внимание правоохранительных органов, общества, политиков. Сообщения о насилии в отношении представителей отдельных этнических групп, о противоправной деятельности националистических молодежных объединений постоянно звучат со страниц средств массовой информации. Таким образом, необходимо проанализировать динамику преступлений, совершенных на почве этнической вражды, с целью выявления наиболее часто встречающихся преступлений, в частности в Омске и Омской области, а также в целом по РФ.
Такие международные организации, как ООН, ОБСЕ, подчеркивают, что преступления, совершенные на почве ненависти, относятся к проблемам безопасности и способны привести к крупномасштабным конфликтам, могут быть причиной перемещения людей из мест постоянного проживания, оказывают влияние на беженцев и лиц, ищущих политического убежища, играют роль в разжигании насильственного экстремизма и радикализации, ведущих к терроризму.
Масштабы, которые принимает данная проблема в России, заставляют серьезно задуматься о предпосылках преступлений этнической вражды, о возможных способах их минимизации, о повышении эффективности усилий по обеспечению безопасности граждан. Криминологические исследования преступлений ненависти представляют большой интерес, однако в настоящее время круг авторов, занимающихся этим вопросом, достаточно ограничен (Я. И. Гилинский, К. Н. Бабиченко, С. Н. Ениколопов). Отчасти этот пробел восполнен за счет философских, политологических, социологических и культурологических работ, посвященных изучению толерантности, мультикультурализма, правозащитных исследований проблемы ксенофобии, а также уголовно-правовыми и криминологическими исследованиями различных преступлений экстремистской направленности. Однако понятие «преступления ненависти и вражды» все же не идентично таким понятиям, как нетолерантность, расизм, экстремизм, дискриминация, язык ненависти.
В настоящее время задачу противодействия преступлениям вражды ставят перед собой не только отдельные государства, но и международные организации. Принимаемые ими документы обязывают государства принять меры против расовой дискриминации (включая дискриминацию по признаку этничности или национального происхождения), а также обеспечить реализацию принципа равенства всех перед законом (Международный пакт о гражданских и политических правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации)
8.
Разработкой стандартов в области законодательного регулирования ответственности за преступления на почве ненависти, а также предотвращения и реагирования на такие преступления занимается БДИПЧ.
Эта организация создала также информационную систему ТАНДИС по вопросам толерантности и дискриминации.
Европейский Союз в 2008 г. принял Рамочное решение по преступлениям на основе расизма и ксенофобии. Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью 13 декабря 2002 г. приняла общеполитическую рекомендацию № 7 «О национальном законодательстве по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией», в которой рекомендовала правительствам государств-членов принять законодательство против расизма и расовой дискриминации, если такое законодательство еще не принято или является неполным.
По вопросам дискриминации на почве нетерпимости к сексуальной ориентации или гендерной идентичности, в том числе преступлений ненависти, совершаемых по этому мотиву, были приняты Рекомендации Комитета Министров Совета Европы CM/Rec(2010)5 от 31 марта 2010 г. Европейский суд по правам человека в своих решениях высказывал осуждение преступлений, совершаемых на почве расовой ненависти: «... применение силы по мотиву расовой дискриминации представляет собой конкретное публичное оскорбление человеческого достоинства и тем самым, учитывая наступление вредных последствий, требует от органов власти особой бдительности и незамедлительной реакции.
Вот почему органы власти обязаны использовать все доступные средства по борьбе с расовой дискриминацией и применением насилия по мотивам расовой дискриминации и, таким образом, способствовать укреплению демократических основ в обществе, когда всякое многообразие воспринимается не как угроза, а как источник его обогащения» (решение Начова и другие против Болгарии (Nachova and others v Bulgaria) от 6 июля 2005 г.).
Одной из наиболее важных мер, которые государства могут предпринять в целях противодействия преступлениям этнической вражды, является принятие законодательства, которое предусматривало бы эффективное наказание за такие преступления и учитывало бы их особый характер и степень общественной опасности. Отсутствие законодательного определения преступлений ненависти и вражды может приводить к ненадлежащему расследованию таких преступлений и как следствие - к росту недоверия к правоохранительным органам со стороны представителей тех групп, в отношении которых, как правило, совершаются такие преступления. Надлежащее правовое регулирование, напротив, будет способствовать росту нетерпимости к преступлениям ненависти со стороны общества в целом, облегчит систематический сбор данных, позволит организовать систему профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, занимающихся
Таким образом, рассмотрение конституционно – правовых основ этнического равенства в РФ позволит выявить соответствие или несоответствие принципов, закрепленных в Конституции РФ международным стандартам.
Рассмотрим некоторые принципы, касающиеся этнического равенства.
Принцип равноправия. Это важное условие межличностных отношений, в которых проявляется признание в каждом человеке личности и полноправного члена человеческого союза.
Правовое равенство - универсальный способ выражения юридического равновесия, т.е. сочетания интересов отдельных людей, отдельных социальных групп и слоев населения, разных народов и национальностей.
Равноправие - принцип и фундаментальное право (наряду со свободой) человека, порождающее многие другие права, например, право на равенство перед законом и судом, недопустимость всех форм дискриминации, право на культурное, религиозное и языковое разнообразие и т. п.
Принцип толерантности (терпимости) - особый принцип прав человека, который утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе снисхождения к ним, а также позволения и примирения.
Эти принципы определяют основные направления политики российского государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются основой его правового статуса.
Одним из неотъемлемых свойств прав человека, признанных современным мировым сообществом, является их всеобщность и неотчуждаемость. Так, согласно ст. 55 Устава ООН Организация Объединенных Наций содействует «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии»
Все люди, без какой-либо дискриминации, обладают основными правами и свободами. Международные стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Ни одно из провозглашенных в Конституции РФ прав человека и гражданина не может быть изъято (исключено) государством; государственная власть не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод. Часть 3 ст. 17 устанавливает общеправовой принцип4: осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Фактически речь идет о запрете «злоупотребления правом (правами)». Баланс интересов, толерантность, достижение компромиссов несовпадающих целей и действий, общественное согласие и социальное партнерство являются основными признаками демократического общества. Это положение соответствует ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе»5.
Институту равноправия человека и гражданина принадлежит особое место в системе фундаментальных ценностей современных демократических правовых государств. В России же этот институт совсем недавно стал формироваться и развиваться в соответствии с самыми последними общемировыми тенденциями. Иногда в юридической литературе понятия «равенство» и «равноправие» употребляются как равнозначные.
Однако этого делать нельзя. Основой многих социально-политических учений является идея достижения фактического равенства людей, т.е. их равного положения, независимо от богатства, физической силы, ума, образования, способностей и других природных и благоприобретенных качеств. Но история человечества свидетельствует об утопичности попыток достижения фактического равенства людей, поскольку все они различаются по своим индивидуальным характеристикам. Понимание равенства, по словам Ф. Энгельса, «состоит в том, что из этого общего свойства людей, что они люди, оно выводит право на равное политическое и, соответственно, социальное значение всех людей или, по крайней мере, всех граждан данного государства или всех членов данного общества». По мнению Л.Л. Беломестных, понимание равенства людей означает исключительно их общественное равенство, т.е. равенство их общественного положения, их равного социального значения во всех областях жизни и деятельности.
В.С. Нерсесянц высказывает следующую точку зрения: «люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы6. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба и единой меры, словом, так называемая «свобода» без равенства - это идеология элитарных привилегий, а так называемое «равенство» без свободы - идеология рабов и угнетенных масс (с требованиями иллюзорного «фактического равенства», подменой равенства уравниловкой). Или свобода (в правовой форме) или произвол (в тех или иных проявлениях). Третьего здесь не дано: не право (и не свобода) - всегда произвол».
Равенство означает юридическое положение граждан перед законом, т.е. совпадение всего комплекса прав, свобод и обязанностей у всех граждан. Равенство людей - это одна из наиболее распространенных социально-философских категорий и политических идей, вокруг которой многие столетия разгораются непримиримые споры и борьба, особым предметом которых является равенство человека с человеком.
Статья 19 Конституции РФ провозглашает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности7.
В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ воплощено положение Итогового документа Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о том, что необходимо уважать право граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав и свобод человека.
Глава 2. Социально-правовая характеристика этнической преступности в РФ за период 2009-2011г.
1. Динамика преступлений, совершенных на почве этнической вражды
Преступления на почве этнической вражды - преступления, совершаемые на почве расовой, этнической, религиозной ненависти или вражды. В последние годы они все чаще привлекают внимание правоохранительных органов, общества, политиков. Сообщения о насилии в отношении представителей отдельных этнических групп, о противоправной деятельности националистических молодежных объединений постоянно звучат со страниц средств массовой информации. Таким образом, необходимо проанализировать динамику преступлений, совершенных на почве этнической вражды, с целью выявления наиболее часто встречающихся преступлений, в частности в Омске и Омской области, а также в целом по РФ.
Такие международные организации, как ООН, ОБСЕ, подчеркивают, что преступления, совершенные на почве ненависти, относятся к проблемам безопасности и способны привести к крупномасштабным конфликтам, могут быть причиной перемещения людей из мест постоянного проживания, оказывают влияние на беженцев и лиц, ищущих политического убежища, играют роль в разжигании насильственного экстремизма и радикализации, ведущих к терроризму.
Масштабы, которые принимает данная проблема в России, заставляют серьезно задуматься о предпосылках преступлений этнической вражды, о возможных способах их минимизации, о повышении эффективности усилий по обеспечению безопасности граждан. Криминологические исследования преступлений ненависти представляют большой интерес, однако в настоящее время круг авторов, занимающихся этим вопросом, достаточно ограничен (Я. И. Гилинский, К. Н. Бабиченко, С. Н. Ениколопов). Отчасти этот пробел восполнен за счет философских, политологических, социологических и культурологических работ, посвященных изучению толерантности, мультикультурализма, правозащитных исследований проблемы ксенофобии, а также уголовно-правовыми и криминологическими исследованиями различных преступлений экстремистской направленности. Однако понятие «преступления ненависти и вражды» все же не идентично таким понятиям, как нетолерантность, расизм, экстремизм, дискриминация, язык ненависти.
В настоящее время задачу противодействия преступлениям вражды ставят перед собой не только отдельные государства, но и международные организации. Принимаемые ими документы обязывают государства принять меры против расовой дискриминации (включая дискриминацию по признаку этничности или национального происхождения), а также обеспечить реализацию принципа равенства всех перед законом (Международный пакт о гражданских и политических правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации)
8.
Разработкой стандартов в области законодательного регулирования ответственности за преступления на почве ненависти, а также предотвращения и реагирования на такие преступления занимается БДИПЧ.
Эта организация создала также информационную систему ТАНДИС по вопросам толерантности и дискриминации.
Европейский Союз в 2008 г. принял Рамочное решение по преступлениям на основе расизма и ксенофобии. Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью 13 декабря 2002 г. приняла общеполитическую рекомендацию № 7 «О национальном законодательстве по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией», в которой рекомендовала правительствам государств-членов принять законодательство против расизма и расовой дискриминации, если такое законодательство еще не принято или является неполным.
По вопросам дискриминации на почве нетерпимости к сексуальной ориентации или гендерной идентичности, в том числе преступлений ненависти, совершаемых по этому мотиву, были приняты Рекомендации Комитета Министров Совета Европы CM/Rec(2010)5 от 31 марта 2010 г. Европейский суд по правам человека в своих решениях высказывал осуждение преступлений, совершаемых на почве расовой ненависти: «... применение силы по мотиву расовой дискриминации представляет собой конкретное публичное оскорбление человеческого достоинства и тем самым, учитывая наступление вредных последствий, требует от органов власти особой бдительности и незамедлительной реакции.
Вот почему органы власти обязаны использовать все доступные средства по борьбе с расовой дискриминацией и применением насилия по мотивам расовой дискриминации и, таким образом, способствовать укреплению демократических основ в обществе, когда всякое многообразие воспринимается не как угроза, а как источник его обогащения» (решение Начова и другие против Болгарии (Nachova and others v Bulgaria) от 6 июля 2005 г.).
Одной из наиболее важных мер, которые государства могут предпринять в целях противодействия преступлениям этнической вражды, является принятие законодательства, которое предусматривало бы эффективное наказание за такие преступления и учитывало бы их особый характер и степень общественной опасности. Отсутствие законодательного определения преступлений ненависти и вражды может приводить к ненадлежащему расследованию таких преступлений и как следствие - к росту недоверия к правоохранительным органам со стороны представителей тех групп, в отношении которых, как правило, совершаются такие преступления. Надлежащее правовое регулирование, напротив, будет способствовать росту нетерпимости к преступлениям ненависти со стороны общества в целом, облегчит систематический сбор данных, позволит организовать систему профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, занимающихся