ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, где было бы обращено внимание следствия и суда на причинение такого рода вреда, ограничившись лишь утверждением (безотносительно к предмету доказывания по уголовному делу и безотносительно к предмету диссертационного исследования), что «.. .женщине-мусульманке запрещено показывать части тела посторонним, особенно мужчинам. Несоблюдение этого требования унижает честь и достоинство лиц, в отношении которых проводятся указанные следственные действия.». Не умаляя таким образом актуальности заявленной проблемы, из-за отсутствия эмпирического материала автор не раскрывает тех обстоятельств, которые действительно требуют доказывания по уголовному делу.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ доказыванию подлежит характер и размер вреда, причиненного преступлением. Таким образом, требуется установление причиненного морального вреда (именно с позиции этносоциального значения для представителей конкретного этнорегиона) в случае похищения женщины с целью вступления в брак, когда такой вред причиняется не только женщине, но всему роду (общине, тейпу, тухкуму). Подобное может произойти и в случае совершения террористического акта, как это было в г. Беслане. И уже более глобально моральный вред с позиции этносоциальности (здесь уже наряду с физическим и имущественным) должен оцениваться в уголовном деле, возбужденном Следственным комитетом при прокуратуре РФ по факту геноцида, совершенного в Южной Осетии в августе 2008 г. Об этом свидетельствуют не только действия, направленные на физическое уничтожение целого народа, но и действия, направленные на уничтожение его исторических корней (памятников, кладбищ), центров культурного и религиозного значения.
Примером этносоциального детерминирования уголовно-процессуального доказывания, на наш взгляд, могут послужить не только возбужденные уголовные дела, но и факты, содержащиеся в иных источниках. Так, Н.С. Нухажиев описывает случаи, требующие уголовно-правовой оценки по ст. 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры»)15.
30 декабря 2002 г. военнослужащие из воинской части № 63143, следовавшие колонной из Ханкалы в Итум-Кале, огнем зенитной установки умышленно уничтожили уникальную Ушкалой-скую башню XII в.; в селении Хой Веденского района Чеченской Республики военными разрушена древняя башня; огнем с военных самолетов разрушена последняя башня в селении Нашха - колыбели чеченской нации. В возбуждении уголовных дел по данным фактам было отказано.
Другим обстоятельством совершения преступления, обусловленного этническими стереотипами поведения личности, его традициями, обычаями, можно считать пример, приведенный в работе проф. С.В. Бажанова: члены следственно-оперативной группы могут испытывать очень серьезное противодействие со стороны мусульманской части населения при организации и производстве отдельных следственных действий, например эксгумации трупа. Это в свою очередь может повлечь уголовную ответственность по ст. 294 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования» за «.вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела...».
В.А. Пономаренков в своем диссертационном исследовании приходит к выводу, что проводимые научные этноправовые исследования должны представлять собой определенную методологическую систему, вбирающую в себя научные методы и категории, разработанные в рамках как нормативного, так и широкого подхода к пониманию права. Автор последовательно настаивает на разработке методологии уголовно-процессуального доказывания, отмечая, что без учета этносоциальных детерминирующих факторов она не способна в целом разрешить проблемы доказывания по уголовным делам.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
этнический фактор при рассмотрении уголовных дел, безусловно, имеет важное значение;
научные исследования должны быть наполнены эмпирическими данными, в качестве которых должны выступать судебно-следственная практика, материалы правозащитных организаций в опубликованных источниках; авторские предложения (гипотезы) об этносоциальной детерминации уголовного и уголовно-процессуального доказывания должны быть подкреплены эмпирическим материалом, к которому могут быть отнесены не только (и не столько) материалы уголовных дел.
Главное значение должно отводиться междисциплинарным исследованиям на основе специфического сочетания философского, общего и частного научного методов, обеспечивающих наиболее эффективное изучение заявленного предмета исследования. В современных научных исследованиях в рассмотренной нами сфере регулирования этносоциальных отношений уголовным и уголовно-процессуальным законами речь идет о необходимости разработки этнометодологии - учения о путях, методах научного исследования этнического фактора (факторов) для целей уголовного и уголовно-процессуального права.
Все это в конечном итоге может изменить процесс познания в ходе расследования преступления, например при установлении его мотивов.
Следователям при этом следует использовать информацию, содержащуюся в сообщении о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников, к которым могут быть отнесены материалы периодической печати, аналитические материалы правозащитных организаций, научных центров и отдельных исследователей, которые в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ являются поводами к возбуждению уголовного дела.
Власть должна четко артикулировать цели и приоритеты этнонациональной политики. Важно ускорить разработку новой редакции Концепции национальной политики Российской Федерации, принятие концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. Давно назрел вопрос о создании компетентного органа исполнительной власти Российской Федерации, в функции которого входили бы разработка и реализация государственной этнонациональной политики, координация действий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации в данной сфере, решение вопросов политики социальной адаптации и интеграции иммигрантов, выработка рекомендаций местным властям в кризисных ситуациях.
Рост ксенофобии, распространенность практики этнической дискриминации являются одним из серьезных вызовов для современной России. Борьба с ними должна стать долгосрочным приоритетом социальной политики. Следует подумать о разработке соответствующей федеральной целевой программы (национального плана) противодействия ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости, агрессивному национализму. Вероятно, необходим соответствующий консультативный орган при Правительстве РФ - Национальный совет противодействия ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости, агрессивному национализму.
Важно создать общенациональную систему мониторинга межрасовых, межэтнических и межконфессиональных отношений, разработать систему мероприятий раннего предупреждения конфликтов. Это потребует создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных и муниципальных служащих, специализирующихся в области национальной политики, предотвращения и урегулирования конфликтных ситуаций, организации соответствующей подготовки работников органов правопорядка.
Заключение
Несмотря на то что в последнее время активно принимаются нормативные правовые акты, регулирующие вопросы этнического равенства, однако не существует ни в официальных документах, ни в научной литературе четкой концепции, структуры этнического равенства, в
которых были бы закреплены показатели, пороговые значения и индикаторы безопасности России от этнической преступности. Сущность обеспечения этнической безопасности государства видится в создании условий, способствующих повышению благосостояния родной страны и ее коренного населения, максимальной устойчивости и развития общества под воздействием разного рода и интенсивности угроз, формированию эффективной национальной политики.
Таким образом, в процессе исследования нами были рассмотрены следующие вопросы:
1. Анализ этнического равенства как юридической категории показал, что закреплена она, прежде всего, в международных стандартах, пактах, конвенциях, которые имеют основополагающее значение, т.е. российское законодательство, устанавливая свои нормы, должно, прежде всего, опираться на действующее международное законодательство.
Однако здесь возникает проблема – российское законодательство не может обеспечить эффективную борьбу с этнической преступностью Об этом говорят заключительные положении Комитета по правам человека ООН.
На это указывает рост этнической преступности в России, а также в отдельных регионах, в частности, нами была рассмотрена Омская область и г. Омск. Количество преступлений этнической вражды растет, никаких особых мер не предпринимается.
Рассмотрев социально – правовую характеристику этнической преступности, мы пришли к выводу о том, что «этнических преступлений» не существует, тогда как преступлением с признаками «этнического мотива» может быть практически любое (например, п. «е. 1» ч. 2 ст. 105; ст. 126; ст. 130; ст. 243; п. «б» ч. 2 ст. 282; ст. 294; ст. 298; ст. 357 УК РФ и др.) с разными объектами уголовно-правовой охраны, а «этническую преступность» следует рассматривать исключительно как явление;
не следует соотносить выявленные этнические признаки при совершении преступления с деятельностью (даже асоциальной) всей этнической группы.
Таким образом, мы можем выделить основные тенденции современной этнической преступности:
а) этнодискриминационные проявления в современной России;
б) участившиеся случаи совершения преступлений по этническим мотивам (этнической ненависти, вражды, неприязни, нетерпимости);
в) использование международными террористическим организациями этнорелигиозного фактора
г) повышение уровня организованности преступной деятельности, создание крупных этноформирований с развитой инфраструктурой.
Основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение этнической преступности в Российской Федерации, либо способствующими ему причинами и условиями являются:
а) межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия
б) наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений;
в) недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию преступности.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ доказыванию подлежит характер и размер вреда, причиненного преступлением. Таким образом, требуется установление причиненного морального вреда (именно с позиции этносоциального значения для представителей конкретного этнорегиона) в случае похищения женщины с целью вступления в брак, когда такой вред причиняется не только женщине, но всему роду (общине, тейпу, тухкуму). Подобное может произойти и в случае совершения террористического акта, как это было в г. Беслане. И уже более глобально моральный вред с позиции этносоциальности (здесь уже наряду с физическим и имущественным) должен оцениваться в уголовном деле, возбужденном Следственным комитетом при прокуратуре РФ по факту геноцида, совершенного в Южной Осетии в августе 2008 г. Об этом свидетельствуют не только действия, направленные на физическое уничтожение целого народа, но и действия, направленные на уничтожение его исторических корней (памятников, кладбищ), центров культурного и религиозного значения.
Примером этносоциального детерминирования уголовно-процессуального доказывания, на наш взгляд, могут послужить не только возбужденные уголовные дела, но и факты, содержащиеся в иных источниках. Так, Н.С. Нухажиев описывает случаи, требующие уголовно-правовой оценки по ст. 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры»)15.
30 декабря 2002 г. военнослужащие из воинской части № 63143, следовавшие колонной из Ханкалы в Итум-Кале, огнем зенитной установки умышленно уничтожили уникальную Ушкалой-скую башню XII в.; в селении Хой Веденского района Чеченской Республики военными разрушена древняя башня; огнем с военных самолетов разрушена последняя башня в селении Нашха - колыбели чеченской нации. В возбуждении уголовных дел по данным фактам было отказано.
Другим обстоятельством совершения преступления, обусловленного этническими стереотипами поведения личности, его традициями, обычаями, можно считать пример, приведенный в работе проф. С.В. Бажанова: члены следственно-оперативной группы могут испытывать очень серьезное противодействие со стороны мусульманской части населения при организации и производстве отдельных следственных действий, например эксгумации трупа. Это в свою очередь может повлечь уголовную ответственность по ст. 294 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования» за «.вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела...».
В.А. Пономаренков в своем диссертационном исследовании приходит к выводу, что проводимые научные этноправовые исследования должны представлять собой определенную методологическую систему, вбирающую в себя научные методы и категории, разработанные в рамках как нормативного, так и широкого подхода к пониманию права. Автор последовательно настаивает на разработке методологии уголовно-процессуального доказывания, отмечая, что без учета этносоциальных детерминирующих факторов она не способна в целом разрешить проблемы доказывания по уголовным делам.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
этнический фактор при рассмотрении уголовных дел, безусловно, имеет важное значение;
научные исследования должны быть наполнены эмпирическими данными, в качестве которых должны выступать судебно-следственная практика, материалы правозащитных организаций в опубликованных источниках; авторские предложения (гипотезы) об этносоциальной детерминации уголовного и уголовно-процессуального доказывания должны быть подкреплены эмпирическим материалом, к которому могут быть отнесены не только (и не столько) материалы уголовных дел.
Главное значение должно отводиться междисциплинарным исследованиям на основе специфического сочетания философского, общего и частного научного методов, обеспечивающих наиболее эффективное изучение заявленного предмета исследования. В современных научных исследованиях в рассмотренной нами сфере регулирования этносоциальных отношений уголовным и уголовно-процессуальным законами речь идет о необходимости разработки этнометодологии - учения о путях, методах научного исследования этнического фактора (факторов) для целей уголовного и уголовно-процессуального права.
Все это в конечном итоге может изменить процесс познания в ходе расследования преступления, например при установлении его мотивов.
Следователям при этом следует использовать информацию, содержащуюся в сообщении о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников, к которым могут быть отнесены материалы периодической печати, аналитические материалы правозащитных организаций, научных центров и отдельных исследователей, которые в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ являются поводами к возбуждению уголовного дела.
Власть должна четко артикулировать цели и приоритеты этнонациональной политики. Важно ускорить разработку новой редакции Концепции национальной политики Российской Федерации, принятие концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. Давно назрел вопрос о создании компетентного органа исполнительной власти Российской Федерации, в функции которого входили бы разработка и реализация государственной этнонациональной политики, координация действий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации в данной сфере, решение вопросов политики социальной адаптации и интеграции иммигрантов, выработка рекомендаций местным властям в кризисных ситуациях.
Рост ксенофобии, распространенность практики этнической дискриминации являются одним из серьезных вызовов для современной России. Борьба с ними должна стать долгосрочным приоритетом социальной политики. Следует подумать о разработке соответствующей федеральной целевой программы (национального плана) противодействия ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости, агрессивному национализму. Вероятно, необходим соответствующий консультативный орган при Правительстве РФ - Национальный совет противодействия ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости, агрессивному национализму.
Важно создать общенациональную систему мониторинга межрасовых, межэтнических и межконфессиональных отношений, разработать систему мероприятий раннего предупреждения конфликтов. Это потребует создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных и муниципальных служащих, специализирующихся в области национальной политики, предотвращения и урегулирования конфликтных ситуаций, организации соответствующей подготовки работников органов правопорядка.
Заключение
Несмотря на то что в последнее время активно принимаются нормативные правовые акты, регулирующие вопросы этнического равенства, однако не существует ни в официальных документах, ни в научной литературе четкой концепции, структуры этнического равенства, в
которых были бы закреплены показатели, пороговые значения и индикаторы безопасности России от этнической преступности. Сущность обеспечения этнической безопасности государства видится в создании условий, способствующих повышению благосостояния родной страны и ее коренного населения, максимальной устойчивости и развития общества под воздействием разного рода и интенсивности угроз, формированию эффективной национальной политики.
Таким образом, в процессе исследования нами были рассмотрены следующие вопросы:
1. Анализ этнического равенства как юридической категории показал, что закреплена она, прежде всего, в международных стандартах, пактах, конвенциях, которые имеют основополагающее значение, т.е. российское законодательство, устанавливая свои нормы, должно, прежде всего, опираться на действующее международное законодательство.
Однако здесь возникает проблема – российское законодательство не может обеспечить эффективную борьбу с этнической преступностью Об этом говорят заключительные положении Комитета по правам человека ООН.
На это указывает рост этнической преступности в России, а также в отдельных регионах, в частности, нами была рассмотрена Омская область и г. Омск. Количество преступлений этнической вражды растет, никаких особых мер не предпринимается.
Рассмотрев социально – правовую характеристику этнической преступности, мы пришли к выводу о том, что «этнических преступлений» не существует, тогда как преступлением с признаками «этнического мотива» может быть практически любое (например, п. «е. 1» ч. 2 ст. 105; ст. 126; ст. 130; ст. 243; п. «б» ч. 2 ст. 282; ст. 294; ст. 298; ст. 357 УК РФ и др.) с разными объектами уголовно-правовой охраны, а «этническую преступность» следует рассматривать исключительно как явление;
не следует соотносить выявленные этнические признаки при совершении преступления с деятельностью (даже асоциальной) всей этнической группы.
Таким образом, мы можем выделить основные тенденции современной этнической преступности:
а) этнодискриминационные проявления в современной России;
б) участившиеся случаи совершения преступлений по этническим мотивам (этнической ненависти, вражды, неприязни, нетерпимости);
в) использование международными террористическим организациями этнорелигиозного фактора
г) повышение уровня организованности преступной деятельности, создание крупных этноформирований с развитой инфраструктурой.
Основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение этнической преступности в Российской Федерации, либо способствующими ему причинами и условиями являются:
а) межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия
б) наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений;
в) недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию преступности.