Файл: Бюллетень Верховного Суда рф. 1994. 12. 15.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


До середины XX в. многие ученые полагали, что этничность будет постепенно терять свое значение в жизни людей вследствие тенденций модернизации, развития гражданского общества и личностного индивидуализма. «Однако историческая практика показала: этничность, а также связанные с ней формы национализма не только сохранили, но и усилили свою роль в социальных и политических процессах».

В период с 2006 года по август 2010 г. сведения о преступлениях, совершенных организованными преступными группами и преступными этническими сообществами на территории Российской Федерации, представлены следующим образом: 2006 г. - 29952 (+6.0 %); 2007 г. - 34620 (+15.6 %); 2008 г. - 36473 (+5.4 %>; 2009 г. - 31397 (-13.9 %); 2010 г. (по август включительно) - 16815 (-30 %).

По мнению М. П. Клейменова, в настоящее время «каждая пятая преступная группа, действующая в Российской Федерации, сформирована на этнической основе»9. Другие специалисты данной проблематики придерживаются более удручающей статистики, но в данном случае учитывается не Российская Федерация в целом, а ее столица - г. Москва. Только в г. Москве каждое третье преступление связано с этническими организованными преступными формированиями10.

И в то же время не совсем понятна точка зрения Генпрокуратуры, которая вместо того, чтобы заострить внимание на этнической преступности, в Указании № 399/11, МВД России № 1 от 28 декабря 2009 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» (в ред. Указания Генпрокуратуры РФ № 187/86. МВД РФ .№ 2 от 30,04.2010), указывает на перечни статей Уголовного кодекса РФ, не используемые для формирования статистической отчетности, среди которых «статьи УК РФ. содержащие в качестве квалифицирующего признака совершение общественно опасного деяния организованной преступной группой или преступным сообществом (организацией), сформированным на этнической основе". Данным Указанием создаются искусственные препятствия для более глубокого изучения понятия «этническая преступность» и выработке эффективных мер по ее противодействию.

Организованная преступность, в том числе и этнические преступные группировки, несмотря на свою повышенную опасность, в большинстве своих проявлений относится к числу высоколатентных. По данным исследований, если применительно к преступности в целом регистрируется не более 30-40 % реально совершенных общественно опасных деяний
, то применительно к отдельным видам организованной преступности (например, вымогательству) - сотые или даже тысячные доли процента. Привлекается к уголовной ответственности и осуждается к у головным наказаниям еще меньшее число лиц.

По данным, полученным нами в УМВД Омской области, наиболее криминально в городе ведут себя граждане Узбекистана, за ними следуют таджики, потом украинцы, белорусы и молдаване. Кроме того, в черном списке можно встретить граждан Грузии, Киргизии, Армении и Азербайджана. В нашей справке анализируются данные о преступлениях, совершенных в 2009–2010 годах и за 7 месяцев 2011 года.

В 2009 году в Омске зарегистрировано 45 убийств, совершенных иностранцами, в прошлом - 57, в этом - 41. Из 143 убийств, совершенных за 3 года, 64, то есть почти половина, были совершены выходцами из Узбекистана, 22 - гражданами Таджикистана, 6 - украинцами и по четыре - молдаванами и азербайджанцами.

Причинение тяжкого вреда здоровью (избиения)

И здесь граждане Узбекистана оказались на первом месте. Из 123 тяжелых избиений, совершенных иностранцами (36 в 2009 году, 47 в 2010–м, 40 в 2011–м), 53 избиения на совести узбеков, 16 - таджиков, шесть - украинцев, четыре - азербайджанцев, три - киргизов. Кстати, не стоит забывать, что именно по этой статье часто квалифицируются убийства, если жертва умерла не сразу.

Если не считать узбеков, на кражах и грабежах чаще всего попадаются славяне: украинцы и белорусы. За год в Омской области регистрируется 10 тыс.преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Только 1% их совершается выходцами из других государств. И эти государства - Узбекистан (от 20 до 50 эпизодов в год), Украина и Белоруссия (примерно по 30 эпизодов).

Совершение преступления лицом определенной национальности единолично не является этнической преступностью. Это относится и к преступлениям, совершаемым на почве национальной ненависти и религиозной вражды.

В данном случае, кроме криминологических характеристик, которым отвечает признак этнической идентичности, проявляемый лишь как мотивационный признак объединения лиц в малые социальные группы, подобные действия порождают и уголовно-правовые последствия за разжигание межнациональной ненависти и вражды11.

Изначально этничность как социальная категория носит в себе объединяющий характер, связана с чувством принадлежности к определенной социальной группе; с ее помощью человек отождествляет себя с тем социумом, к которому он, по его мнению, принадлежит. Проводя аналогию, мы можем говорить об этническом признаке в структуре организованной преступности только в случае объединения двух лиц или более, т. е. посредством соучастия, для достижения общих преступных целей. Таким образом, применительно к праву с уголовно-правовой точки зрения можно утверждать, что этническая преступность, являясь подвидом современной организованной преступности, имеет место только в соучастии.



Хотелось бы уточнить определение понятия «этническая преступная группировка''. Представители МВД России этническую группу рассматривают как социальное объединение, обладающее чувством общего происхождения и обшей культуры, базирующееся чаше всего на общности языка, территории, общем историческом опыте, наличии собственного отдельного наименования.

Г М. Геворгян пишет: «Этнические преступные группировки можно определить как устойчивые формирования людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры и психики, сознанием своего единства и отличая от других таких же общностей, а также самоназванием, объединенных для совершения одного или нескольких преступлений, преследующих корыстные цели и имеющих строго институционализированную структуру внутренних связей и отношений, а также создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких средств, как насилие, запугивание, коррупция, и т.п.». Ученый указывает, что «этнические преступные формирования представляют собой специфические криминальные объединения лиц одной или нескольких родственных национальностей».

По мнению А. М. Зюкова, «этническая преступность - совершение преступлений представителями этнических групп в составе группы, объединенной на основе общности территории, экономических связей, литературного языка, некоторьгх особенностей культуры и характера, наличия этнически родственных племен и народностей, отличающейся своей стройной структурой, а также отдельными представителями этнической группы в силу следования антиобщественным традициям и обычаям своего этноса, выражающим стереотип поведения представителей такой группы»12.

Однако представленные определения, на наш взгляд, не в полной мере отражают объективно обусловленные признаки этнической преступности, поэтому точное определение понятия «этническая преступная группировка» представляет не только теоретический, но и практический интерес, поскольку на его основе должна строиться адекватная стратегия противодействия общественно опасной деятельности данных групп.

На наш взгляд, под этническими преступными группировками следует понимать организованные преступные формирования, созданные на общности одной национальности или же родственных национальностей, языка, культуры, традиций и обычаев, территории их происхождения или проживания с целью получения постоянного дохода преступным путем или же иными антиобщественным способами.

2. Уголовно – правовая характеристика этнической преступности
Изначально этничность как социальная категория носит в себе объединяющий характер, связана с чувством принадлежности к определенной социальной группе; с ее помощью человек отождествляет себя с тем социумом, к которому он, по его мнению, принадлежит. Проводя аналогию, мы можем говорить об этническом признаке в структуре организованной преступности только в случае объединения двух лиц или более, т. е. посредством соучастия, для достижения общих преступных целей. Таким образом, применительно к праву с уголовно-правовой точки зрения можно утверждать, что этническая преступность, являясь подвидом современной организованной преступности, имеет место только в соучастии.

Уголовный кодекс РФ 1996 года содержит норму (ст. 136 УК РФ), закрепляющую понятие дискриминации и запрет на ее осуществление. Эта норма занимает центральное положение в механизме обеспечения принципа равенства и предусматривает ответственность за нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

Норма статьи 136 УК РФ является определяющей для остальных норм данной главы, поскольку устанавливает ответственность за нарушение основополагающего принципа правового статуса человека и гражданина, закрепленного в Конституции (ст. 19 Конституции). Кроме того, определение, содержащееся в ст. 136 УК РФ, является базовым для всей российской правовой системы.

В.А. Пономаренков в своей работе приводит примеры преступлений, содержащих признаки этнических преступлений, и дает им следующее определение: «Под преступлением, имеющим этнические признаки, понимается умышленное противоправное, уголовно наказуемое деяние, детерминированное различными этническими факторами (стереотипами), включающими в себя традиции, обычаи, характер, темперамент, сознание, чувства и др.»13.

Автор оперирует не только криминологическими, но и уголовно-правовыми категориями, повторяя определение этнической преступности, сформулированное задолго до него: «Под этнической преступностью следует понимать совершение преступлений представителями этнических групп в составе группы, объединенной на основе общности территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, наличия этнически родственных племен и народностей, отличающейся своей стройной структурой, а также отдельными представителями этнической группы в силу следования антиобщественным традициям и обычаям своего этноса, выражающим стереотип поведения представителей такой группы».


Встречаются и иные определения этнической преступности, которую И.Л. Хромов предлагает рассматривать как специфическую структурную часть общей преступности в России, имеющую свои особенности в этиологиии антропологии, как явление социальное, органически связанное с обществом, представляющее совокупность преступлений, совершаемых гражданами России нетитульных наций14.

Следует отметить, что данное определение не соотносится с положениями Конституции РФ (в России нет титульной или нетитульных наций), поэтому в целом его можно признать находящимся вне правового поля.

Отталкиваясь от приведенного определения, В.А. Пономаренков отмечает, что к преступлениям, имеющим этнические признаки, относятся: убийство по мотиву кровной мести, похищение женщины с целью вступления в брак (для регионов Северного Кавказа), сбыт ювелирных изделий под видом золотых украшений и мошеннические действия под видом гадания, ворожбы (для лиц цыганской народности).

Однако далеко не у всех народов, населяющих Северный Кавказ, существует «кровная месть». Не все члены одной и той же этнической группы похищают женщин вопреки их воле с целью вступления в брак (похищение, совершенное по воле женщины, нельзя рассматривать как уголовно на-казуемое)6. Не все представители цыганского происхождения совершают мошенничество под видом гадания и сбывают бижутерию под видом золотых украшений.

Данная аргументация была бы более убедительной при подтверждении авторской позиции достаточным количеством уголовных дел (это зависит от целей и предмета исследования), в которых данный признак (этничности) был рассмотрен или подлежал рассмотрению и учету с позиции исследования. В анализируемых нами работах таких примеров мы не нашли.

Так, согласно ст. 42 УПК РФ для признания лица потерпевшим требуется установление причиненного морального вреда (наряду с физическим и имущественным вредом). Сегодня следователи не утруждают себя установлением и доказыванием именно этого вреда, ограничиваясь лишь его констатацией в показаниях потерпевшего. Однако, как мы полагаем, для суда этого явно недостаточно. В анализируемой работе В.А. Пономаренкова автор не привел ни одного примера из следственно-судебной практики