Файл: Жертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При крещении младенцев молитва об оглашенном совершается на том месте, где и само Крещение. Когда же готовятся к Крещению взрос¬лые люди, то молитве об оглашенном предшествует чинопоследование принятия их в Церковь. Иноверцев: иудеев, магометан, язычников и прочих, над которыми не было совершено Таинство Крещения во имя Святой Троицы, готовят – в соответствии с практикой Древней Церкви – на протяжении сорока и более дней. Когда новообращенный засви¬детельствует перед пастырем, как представителем церковной иерархии, искренность и осознанность своего обращения к христианской вере, то ему нарекается христианское имя, чем полагается начало первоначального союза между ним и Церковью, затем происходит оглашение первое, со¬стоящее из отречений от прежних заблуждений в вере, на следующий день – оглашение второе, при совершении которого оглашаемый свиде¬тельствует свою веру в догматы Церкви. В завершение бывает оглашение третье, содержащее «молитвы во еже сотворити оглашеннаго».

Безотлагательно Крещение со¬вершалось только в случае опасной болезни новокрещаемого, с тем условием, чтобы по выздоровлении он был надлежащим образом научен исти¬нам святой веры (Лаодиок. Собор, прав. 47).

Оглашенные весь период подготовки к Крещению проводили в по¬сте и молитвах, посещали церковные службы и с сердечным сокрушением каялись в содеянных грехах. В храме они находились до возглашения диакона: «Елицы оглашеннии изыдите».

В Иерусалимской Церкви в IV веке оглашаемые слушали толкова¬ние Священного Писания ежедневно в течение 3-х часов. Оглашение продолжалось 7 недель, а по окончании этого срока им давался для заучивания Символ веры. В это время и в Иерусалимской, и в Констан¬тинопольской Церквах чин оглашения совершался торжественно. Благо¬датные впечатления этих дней позволяли новокрещенным сохранять про¬износимые ими обеты до конца жизни, исполняя их своими делами.

В последующее время, когда целые государства принимали христи¬анство, преобладающее большинство среди крещаемых стали составлять дети до семи лет. Это привело к сокращению чина и самого периода ог¬лашения.

Помимо научения оглашаемого истинам веры в чинопоследование входят молитвы запрещения нечистых духов. Чтение их всегда было и ос¬тается важным и ответственным моментом в деле подготовки оглашаемого к Таинству Крещения. Именем Божиим изгоняли из людей нечистых ду¬хов апостолы. «И бесы нам повинуются о Имени Твоем», – говорили они Христу (Лк. 10, 7). Тем же оружием изгоняли бесов и христиане.


В Древней Церкви, начиная с конца II века, заклинатели были не только священники, но и специально на то посвященные лица – экзорцисты. По благословению епископа они читали заклинательные молитвы над нуждающимися в них. В основу молитв запрещения положено призывание Имени Божия и воспоминание земной жизни Господа Иисуса Христа, который пришел в мир разрушить мучительство диавола и победить «сопротивные силы».

Чтение этих молитв во время приготовления ко Крещению всегда было делом важным и ответственным и для священника, и для оглашае¬мого. В деле подготовки ко Крещению огромное значение имеет сила произносимых молитв, сочетаемая с дерзновением иерея и верой оглашае-мого.

В Древней Церкви запретительные молитвы читались над оглашае¬мым в течение нескольких дней.

Наряду с молитвами запрещения Церковь требовала от оглашаемого отречения от сатаны.

Об обряде отречения свидетельствует вся древняя церковная прак¬тика. Постановления Апостольские предписывают иереям научить оглашаемого, как совершить это отречение. Дионисий Ареопагит пишет, что оглашаемые совершали дуновение и плюновение на диавола, знаменуя тем его осуждение


Сочетание Христу всегда было одним из центральных моментов ог¬лашения. Первые упоминания о нем относятся ко II-III векам. Произ¬носимые обеты требовали от крещаемого верности до конца жизни. Еди¬нение со Христом со стороны оглашаемого выражалось чтением Символа веры.

Уже в IV-V веках утвердился обычай исповедовать веру присту¬пившим ко Крещению «в словах точных и определенных, по установлен¬ной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих». О таком обычае, существовавшем в Риме, го-ворит блаженный Августин.

В XV веке этот возглас все еще не произносился. В XVI веке во¬прос о сочетании Христу выражался теми же словами: «Обещаваешися ли Христу?» После слов священника «И поклонишися Ему» восприемник с младенцем кланялись, не произнося никаких слов. Символ веры вместо восприемника иногда читал диакон.

Оглашение заканчивалось, как и ныне, чтением молитвы «Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего», после чего священник и все остальные входили в храм. До этого времени оглашаемый мог находиться только пред вратами храма. И все подходили к купели Крещения.

11. . Богословское обоснование и практика Крещения младенцев в ранней Церкви, в Византии и на Руси.Протестанты считают что крещение должно быть осознано. Православный взгляд отличается от протестантского прежде всего тем, что, по нашему убеждению, младенцев можно крестить и по вере родителей. В Новом Завете есть упоминания о Крещении целых домов: дома сотника Корнилия, дома темничного стража. Все эти Крещения совершались по воле главы дома. Дом — это семья. Мы также можем сказать и о том, что в Ветхом Завете прообразом Крещения служило обрезание, которое как раз и совершалось над младенцами. Маленький человек вступает в союз со Христом, вступает в Церковь.тем самым получает божественную благодать.

12. Историческая связь таинств Крещения и Евхаристии. «Крещальная Литургия».

Крещальная Литургия - это форма выражения полноты литургической жизни, органического переживания того, что Таинство Крещения - это праздник не только людей, которые приступают к нему, но и каждого из нас, считающих себя принадлежащими Церкви. Где полнота Церкви встречается с новообращенными людьми, которые принимают Таинство Крещения, и здесь же за Литургией сподобляются причастия Святых Христовых Таин в первый раз. А люди крещеные, присутствуя на ней, вспоминают те обеты, которые когда-то давали сами. Евангелие свидетельствует, что таинства Крещения и Евхаристии были установлены Господом Иисусом Христом. При этом ни в одном месте Нового Завета не говорится явно о совместном проведении этих божественных священнодействий. Соединение этого Таинства с Литургией было нормальной, ординарной практикой в древности (да и не только в древности — практические указания о порядке соединения Крещения и Литургии помещались в русских богослужебных книгах вплоть до XVII в., позднейшее синодальное законодательство предписывало крестить взрослых перед Литургией — с тем, чтобы они затем приняли в ней участие,- а предписание о совершении Крещения вместе с Литургией и в наши дни содержится в Большом Требнике. Уже в древнейшем источнике по истории христианского богослужения — «Дидахэ» — молитвы во время евхаристической трапезы помещены сразу после описания совершения Крещения.


13. Смысл и значение таинства Миропомазания. Ветхозаветные прообразы. Миропомазание в Новом Завете.

В Таинстве Миропомазания на крещенного человека нисходит Святой Дух. Миропомазание есть «исполнение» Крещения – как его восполнение и как его реализация. Мы с вами хорошо помним о двух новозаветных событиях, напрямую связанных с двумя этими Таинствами – Крещением и Миропомазанием: крестная смерть с последующим Воскресением Христа, которое лично для нас с вами реализуется в христианском Крещении, и сошествие Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова, – сошествия, к плодам которого мы приобщаемся в Миропомазании. В Таинстве Миропомазания с нами происходит то же самое, что произошло с апостолами в Сионской горнице, когда на Богоматерь и учеников Христа сошел Святой Дух. В ветхозаветной истории миро употреблялось Моисеем для освящения скинии, миром был помазан Аарон, первосвященники и пророки помазывались на вступление в служение Господу. Первый древнейший состав мира был указан Моисею Самим Богом (Исх. 30). При этом миро Самим Богом было названо «святыней» (Исх. 30, 32). В том ветхозаветном миропомазании, конечно же, еще не было полноты Божественного присутствия, которая была явлена в Миропомазании христианском. Ветхозаветное помазание – это прообраз христианского Миропомазания.

14. Связь чинопоследований таинств Крещения и Миропомазания с богослужением Великой Субботы.

Последование богослужения Великой Субботы содержит множество мест, в которых прослеживается четкая связь Божественной Литургии с таинствами Крещения и Миропомазания. С древних времен именно в этот день принимали Святое Крещение все те, кто готовился к нему в течение Великого Поста.

15 .Содержание молитв 1-го, 8-го и 40-го дней. Чин воцерковления

По внегда родити жене Отроча преподают матери и ребенку благословение Божие. Святой Симеон Солунский говорит, что в этих молитвах родившей женщине и окружающим ее домочадцам даруется благодать освящения и очищения. «Владыко Господи Вседержителю, родившую рабу твою исцели, восстави от одра, на нем же лежит...— молится священник.— Сохрани сию и младенца, покрой ю кровом крил Твоих... молитвами Богородицы и всех святых». Молитва о женщине, извергшей младенца

Этой молитвой Церковь приходит на помощь женщине, у которой произошло непроизвольное извержение плода зачатого ребенка. В первый день такого несчастья читается женщине эта молитва. Молитвы сорокового дня


Храм — это особое место молитв и благодатного общения человека с Богом в Богослужении и Таинствах Церкви. Поэтому в 40-й день мать с ребенком приходит в храм и может участвовать в богослужении не иначе, как с благословения и молитвы о них священника.

Сороковой день по рождении младенца определен Законом Божиим для посвящения младенцев Богу. Ранее этого срока мать, родившая ребенка, не может ходить в храм. До сорокового дня после родов женщина по Закону «ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (Лев. 12, 4; Лк. 2, 22). В Ветхом Завете матери в сороковой день приходили в храм, чтобы принести жертву о грехе и вступить в общение с Богом. Молитва на наречение имени младенцу. Одно из важнейших событий в жизни христианской семьи — выбор имени младенцу — по Уставу Православной Церкви положено совершать родителям к восьмому дню по его рождении. А в самый день священник молитвенно нарекает младенцу имя. Родителям следует помнить слова святителя Иоанна Златоуста, что имя святого, данное младенцу, «считается украшением родства, и утверждением дома, и спасением для называющихся им, и утешением в любви... Имя святого, как свет, каждый вносит в свой дом».[53] возжигая им в себе духовный светильник.

16. . Предкрещальные чины по современному Требнику.

Последование чина оглашения

1. Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»).

2. Молитвы запрещения злых духов.

3. Отречение от сатаны.

4. Исповедание верности («сочетание») Христу.

5. Исповедание Символа веры.

Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»). Подготовка взрослых ко крещению. Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих Православной веры. Если крещаемый не ходил на огласительные беседы, то знания, которые там даются, он должен почерпнуть самостоятельно из православной литературы соответствующего содержания. Он должен знать основную часть догматического учения о Святой Троице, Воплощении Сына Божья, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой и таинствах крещения, миропомазания и Причащения и другие совершенно необходимые сведения катехизического характера. Кроме того, необходимо знать наизусть Символ веры (который можно найти в любом молитвослове) и две важнейшие молитвы: Молитву Господню («Отче наш...») и «Богородице Дево, радуйся...». Взрослый человек должен, по возможности, приготовить себя к таинству крещения трехдневным (а лучше семидневным) постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи и яиц, спиртного, курения, грубых выражений, а также примирением с теми, с кем он в ссоре. Живущим в браке нужно на это время воздерживаться от супружеского общения.