Файл: Основные факторы формирования конструктивного взаимодействия родителей и детей раннего возраста (Родительские представления и установки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В транзактном подходе культура рассматривается в качестве регулирующего контекста семейной системы. Семейные ритуалы и традиции образуют семейный культурный код, который регулирует взаимодействие между чле­нами семьи. Родительские представления рассматриваются как часть семейного кода. Согласно транзактному подходу, родительские представления - достаточно статичные феномены и мало подвержены изменениям.

Существует несколько классификаций родительских представлений. Так, выделяют описательные и инструментальные представления. Описательные включают знание о том, как дети развиваются или как родители влияют на детей. Другой вид представлений - это инструментальные, то есть представления о способах, которыми родители достигают частных воспитательных целей. Исследователи обнаружили около 5000 таких родительских идей.

Детерминанты родительского отношения

В каждой культуре имеются свои представления о детстве и воспитании детей. Многочисленные кросс - культурные ис­следования выявляют следующие особенности родительского поведения. Матери англосаксонского происхождения предпочитают словесные объяснения, часто хвалят и поощряют своих детей. В латиноамериканских семьях матери чаще опираются на отрицательное подкрепление, используют физический контроль, шире употребляют зрительную подсказку, простейшее моделирование.

Американские матери ожидают от детей с самого ран­него возраста развития социальных умений в общении со сверстниками. Напротив, японские матери ожидают от детей того же возраста эмоциональной зрелости и послу­шания, хороших манер: Рассматривая, что влияет на школьные успехи в большей степени - усилия ребенка или его способности, американские матери указывали на равную важность двух этих факторов. Японские и китайские матери отдавали приоритет собственным усилиям ребенка.

Было выявлено, что контроль и принятие своих детей у европейских матерей выше, чем у китайских родите­лей; у китайских родителей контроль выше принятия, причем выраженность этих обоих факторов родительс­кого стиля способствует социальной активности детей у европейских родителей, напротив, отсутствует корре­ляция между принятием, контролем и детской социали­зацией.

По мнению Н.Т.Колесника родительские представления о детях, зафиксированные в культурных ценностях, важны для понимания того, как семья формирует социо - культурное окружение, в кото­ром развивается ребенок.


Выделяют качественное различие между материнским и отцовским отношением к ребенку по признакам условность - безусловность и контролируемость - не контролируемость. Материнская любовь безусловна, дана от рождения, но неподвластна контролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребенок его ожидания, она управляема (ее можно заслужить, добиться собственной активностью ребенка). Выделяют факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей. Родительское отношение может быть обусловлено тем, что родители неосознанно воспроизводят в собственной семье те проблемы, которые они не смогли разрешить в сво­ем детстве. Например, инфантилизация ребенка, игнориро­вание и нежелание его повзросления могут быть связаны с особенностью биографии самого родителя. Если родитель имел младшую сестру или брата, на которых в свое время пе­реместилась любовь его собственных родителей, то свой бо­лее старший возраст он мог воспринимать как несчастливый период жизни. Это может стать одной из причин, по кото­рой родители стремятся «задержать» повзросление соб­ственного ребенка. Как следствие, они могут снижать тре­бования к ребенку, стимулировать развитие у него несамо­стоятельности или робости.

Существуют данные, что большинство матерей, отказы­вающихся от своих детей, с раннего детства имели негатив­ный опыт межличностных взаимоотношений в семье. От­вержение ребенка родителями может привести к тому, что во взрослом возрасте он будет страдать от неразвитос­ти родительских чувств, которая проявляется в эмоциональ­ной холодности родителя и гипопротекции. А.Баркан установил, что отвергающие и оскорбляющие своих детей родители имели дефицит теплых эмоциональных от­ношений в собственном детстве. Такие родители реализуют амбивалентное отношение к ребенку - они одновременно и стремятся к нему, и избегают интимности в отношениях с ребенком. Воспитывая ребенка, они стараются установить те эмоциональные отношения, которых недополучили в соб­ственном детстве. С другой стороны, поскольку их детский опыт неудачен, они стремятся избегать таких отношений, боясь разочарований. Чаще всего такие люди вступают в брак с лицами, которые не способны на теплые эмоцио­нальные отношения. Следующий шаг в разрешении их ин­фантильного конфликта - рождение ребенка. Они надеют­ся, что наконец-то появится тот, кто будет их действитель­но любить. Родители пытаются манипулировать семейным взаимодействием, чтобы удовлетворить свои собственные потребности, однако очень скоро они узнают, что быть ро­дителем - это значит прежде всего давать, а не брать, и еще больше разочаровываются. Тогда они начинают искать не­достатки в своих детях, отвергать их, применять физические и словесные наказания.


Отношения с близкими людьми в детский период жизни яв­ляются источником формирования системы отношений во взрослом возрасте. Глядя на родителей и бессознательно подражая им, ребенок усваивает семейные образцы пове­дения, у него с раннего детства формируется эмоциональ­ная установка по отношению к будущему супругу. Ребенок запоминает то, как родитель, с которым он себя идентифи­цирует, общается с другим родителем, запоминает, чтобы став взрослым, подчас вопреки своей воле воспроизвести в своей семье усвоенные когда-то способы общения.

По мнению Э. Берна, детский опыт являете базовым для формирования жизненного плана или сценария. Связь прародительской и родительской семьи осуществляется через передачу этого жизненного сценария, в котором запрограммировано и родительское отношение. Жизненный сценарий ребенок принимает потрем причинам: во-первых, он дает жизни цель; все что делает ребенок, он делает для других людей, обычно для родителей; во-вторых, родительское программирование помогает ему структурировать свое время; в-третьих, родительская программа содержит указания, как поступать в тех или иных ситуациях. Родители передают ребенку свой опыт, причем сценарные ограничения ребенок получает от родителя противоположного пола. Сценарные указания, которые мать дает своему ребенк­у, она сама получила от отца, отец от своей матери, то есть источником женского сценария является бабушка по линии отца - поколения чередуются по принципу пола.

В ряде исследований было показано влияние детского опыта в общении с братьями и сестрами на формирование родительского отношения. У женщин, выросших с братьями, сказываются более спокойные и ровные, дружеские взаимоотношения с мужем и с сыновьями по сравнению с женщинами, у которых были только сестры. Старшие дети, как правило, являются лидерами, младшие - подчиненными. Позиция доминирования может быть усвоена в детстве в процессе взаимодействия с родными братьями и сестрами. Мать, которая в родительской семье была старшей среди детей и имела братьев, может вступить в конфликтные взаимоотношения со своим младшим сыном или старшей дочерью. Родители, которые в детстве были младшими в семье, могут иметь некоторые трудности в проявлении родительской заботы и даже возлагать на своих собственных детей ответственность за свою семью.

А. С. Спиваковская отмечает, что для некоторых родителей воспитание становится основной деятельностью, основным смыслом жизни, а ребенок - единственным объектом удовлетворения этой потребности. Родители бессознательно начинают вести борьбу за сохранение своей близости с ним. При этом возрастное отдаление ребенка, повышение значимости других людей в его жизни воспринимается родителями как угроза собственным интересам. В результате родитель препятствует всякому проявлению самостоятельности у ребенка.


У другой группы родителей преобладает мотив реализации потребности достижения. В этих случаях мотивация воспитания сводится к достижению определенных целей, час-то выбор этих целей родителями не вполне осознан, но отчётливо связан с достижениями в собственной жизни. Многие хотят того, что им не удалось в жизни. В таких семьях дети рано приобщаются к различным развивающим заняти­ям, посещают большое число кружков, причем интересы, наклонности, задатки самого ребенка не всегда учитываются­. Под влиянием мотива достижения в воспитании усиливается значимость социальных требований и стандартов за ущерб эмоциональной насыщенности отношений с ребенком.

Е.Т.Соколова выяснила, как стили детско-роди­тельского общения зависят от потребностей матери. У матерей, испытывающих трудности в общении с ребенком, выявились две противоположные тенденции – потребность в эмоциональном симбиозе и потребность в большой психо­логической дистанции с ребенком, в крайнем варианте ­вплоть до эмоциональной изоляции. В первом случае мать и ребенок добровольно соблюдают определенный суверени­тет. Сохранению психологической дистанции способствует стиль общения «изоляция». Психологически мать отторгла ребенка, приспособилась к существующей ситуации и не ис­пытывает потребности в ее изменении. Полная изоляция способствует тому, что каждый «остается при своем»: ребе­нок - уверенным в негативном к нему отношении, роди­тель - уверенным в необходимости еще большего увеличе­ния психологической дистанции.

Конфликт потребности в аффиляции с потребностью в психологическом дистанцировании определяет стиль об­щения «псевдосотрудничество». Мать, призывая ребенка к «совместности», к эмоциональному контакту, строит такой барьер, который ребенок при всем желании преодолеть не может, продолжая оставаться «снаружи». «Внутренний мир» матери хорошо защищен от посторонних «вторжений», истинную близость она делает невозможной, хотя внешне и стремится к ней.

Наиболее частая причина детско-родительских конфликтов связана с родительским переживанием утраты близос­ти с ребенком. В этом случае родитель стремится к излиш­ней опеке ребенка, хотя и понимает вредность и бесперспективность этого стиля воспитания. В основе родительского от­ношения лежит собственная неосознаваемая инфантильная потребность в тесной сим биотической привязанности. Ги­перопека обусловлена тревожностью и неотреагированным страхом одиночества матери.

Матери с конфликтом потребности в симбиотической эмо­циональной привязанности и потребности в самоэффективно­сти (родительском самоуважении) руководствуются принци­пом «все или ничего». Мать хочет, чтобы ребенок удовлетво­рял одновременно и родительскую потребность в эмоциональ­ном контакте и родительскую потребность в эффективности. Общение с ребенком приобретает черты игры, названной Бер­ном «Попался, сукин ты сын». Так, мать предлагает ребенку проявить активность, но «задавливает» эту активность, обви­няя ребенка в неэффективности.


Во многих описаниях родительского отношения и поведе­ния присутствуют указания на особенности личности родителей как на источник того или иного отношения к ребенку Р.Бернс описал тип тревожной матери, устанавливающей с ребенком симбиотические отношения, опекающей, защи­щающей его и тем самым парализующей активность и само­стоятельность ребенка. Гиперопекающее поведение родителя может быть также свя­зано с повышенным чувством вины. В определенных усло­виях дети, которых воспитывали требовательные, эгоцентричные родители, став взрослыми, видят в своих собственных детях ту же требовательность и эгоцентрич­ность, испытывают по отношению к ним то же чувство «нео­платного долга», которое испытывали по отношению к своим родителям.

Для того, чтобы успешно справиться с воспитательны­ми заботами, родитель должен обладать определенными личностными качествами. Круг этих качеств весьма широк. Например, качества, необходимые для регулирования сво­их: эмоциональных состояний, преодоления состояний фрустрации: умение подчинить желания данного момента целям будущего, терпение, - столь необходимые при формировании как супружеских, так и воспитательных отно­шений. Нервно-психические расстройства членов семьи (такие, как психопатии, неврозы, расстройства влечений, умственная отсталость, психозы) видоизменяют эти каче­ства, что может привести к полной утрате возможности выполнять воспитательные функции.

Кроме нервно-психических расстройств на характер родительского отношения влияют более или менее устойчивые черты характера родителей. Патологическая заостренность черт характера родителей порождает специфические осо­бенности его отношения к ребенку. Родители могут не заме­чать у себя таких черт характера и проецировать их на ре­бенка, а затем пытаться искоренить их у него. Так, нередко «делегирующее воспитание» (то есть упорное желание сде­лать из ребенка «самого-самого» - развитого, умного, эру­дированного, социально успешного) является компенсаци­ей чувства малоценности, недееспособности, восприятия себя родителем как неудачника. В одном случае такая про­екция может вылиться в открытое эмоциональное отверже­ние ребенка, не соответствующего родительскому идеально­му образу. В другом случае она, возможно, примет более за­маскированные формы и выльется в гиперопеку или гипер­протекцию.

Анализ литературы позволяет выделить следующие осо­бенности личности родителей, патогенно влияющих на раз­витие личности ребенка.