Файл: Основные факторы формирования конструктивного взаимодействия родителей и детей раннего возраста (Родительские представления и установки).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 3
- асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения;
- деструктивная семья - отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости;
- распадающаяся семья - характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети, назревает распад семьи;
- распавшаяся семья - семья, в которой один из родителей не живет с семьей;
- неполная семья - отсутствие одного из родителей.
- ригидная псевдосолидарная семья - отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняется все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.
Неблагополучные семьи, характеризующиеся определенными взаимоотношениями между собой и подходами в проблемах воспитания, могут быть классифицированы, как:
1. Гипопротекция, или гипоопека - отсутствие воспитания, как такового. Ребенок предоставлен себе, не получает любви, ласки, часто не накормлен, бродяжничает. Это чаще дети из неблагополучных семей, но главным здесь все-таки является не материальное благополучие, а неудовлетворенные духовные запросы ребенка. Вариант - скрытая гипопротекция, когда интерес к ребенку ограничен чисто формальными признаками, когда родители бессознательно (в отличие от явной гипопротекции) отвергают ребенка.
2. Доминирующая гиперпротекция - чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, чувствами, действиями, система запретов и наблюдения за каждым шагом. Иногда проявляется в форме постоянной слежки, стимулирующей неспособность самостоятельно принимать ответственные решения и лишению ребенка собственного мнения.
3. Потворствующая гиперпротекция - воспитание ребенка под кумира семьи. Здесь тоже имеет место контроль, но тут важнее освобождение ребенка от всех скучных, рутинных обязанностей, покровительство и восхищение явными и мнимыми талантами, помещение ребенка в центр внимания. Это чаще случается в неполных семьях. За таких детей часто пишут работы, сдают экзамены и затем они предъявляют схожие требования поклонения и обожания к своему значимому окружению в будущем.
4. Эмоциональное отвержение - ребенок ощущает, что им тяготятся. Внешне ребенок может получать знаки внимания (еде, одежда, информация), однако без теплоты, любви, разрешения на естественность поведения. При скрытом эмоциональном отвержении родители не признаются, что тяготятся своим ребенком, подавляя силой разума свою внутреннюю потребность «освободиться» от забот о ребенке, что часто бывает при появлении в семье нового ребенка или разводе и повторном браке родителей.
5. Жестокие взаимоотношения - связаны с вербальным или физическим насилием; суровыми расправами за мелкие проступки; срыванием зла на ребенке за собственные неудачи. Жестокие взаимоотношения обычно бывают между всеми членами семьи и часто тщательно скрываются от посторонних.
6. Условия повышенной моральной ответственности - родители воспитывают ребенка по принципу «преуспей в том, в чем я не смог» и ставят ребенка под прессинг повышенных социальных ожиданий («ты должен быть лучшим во всем», напр. В учебе или в спорте, и т.д.). Возникает необходимость добиться многого и в кратчайшие сроки. Идеализация ребенка, непосильный груз родительских ожиданий может усугубиться появлением второго ребенка, появлением беспомощных членов семьи, когда ребенка несоизмеримо нагружают уходом за ними.
7. Противоречивое воспитание - проявляется во взаимоисключающих требованиях матери и отца, либо родителей и живущих с ними родственников, что приводит к взаимной аннигиляции воспитательных усилий и стимуляции установки ребенка «сделаю, что хочу». Обычно со временем перетекает в явную или скрытую потворствующую гиперпротекцию.
8. Воспитание вне семьи - в доме малютки, детском доме, интернате, у дальних родственников, и т.п. Они не могут заменить мать, и дети имеют проблемы с базовыми качествами доверия и автономии, однако в еще худшей ситуации оказываются дети, помещенные при живых родителях в ситуацию чрезмерного или жестокого контроля.[10]
Отдельные факторы семейного неблагополучия и отклонений психофизического развития складываются в совокупность признаков достаточно полно характеризующих определенные аспекты семейной запущенности. При этом ключевыми являются проявления «материнской» или «отцовской» депривации, отчужденности и эгоистической направленности интересов родителей с гипоопекой по отношению к ребенку.
Другой вариант семейной запущенности связан с хроническими, конфликтными отношениями в семье, определяющими стойкое психоэмоциональное напряжение у ребенка, ситуацию трудного или даже безвыходного положения, что сопровождается хаотичностью и непредсказуемостью эмоциональных реакций со стороны родителей, включая случаи жестокого обращения и насилия.
Из выше обозначенной характеристики благополучных семей и семей, имеющих определеннее трудности в своем существовании, можно сделать вывод о том, что семья является важнейшим институтом формирования личности. В воспитательном воздействии семьи выделяют стиль семейного воспитания, факторы воспитательного воздействия, воспитательную позицию родителей. Значимым фактором риска для формирования личности ребенка являются неблагополучные семьи. Можно выделить следующие типы неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически несостоятельная, асоциальная.
Родительское отношение как фактор формирования детской самооценки
В качестве основных факторов развития самооценки традиционно выделяют общение и собственную деятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды, критерии оценивания, в индивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностными смыслами. Формирование самооценки может рассматриваться как результат усвоения ребенком определенных параметров отношения к нему взрослых. Как отмечает В. В. Столин, с момента своего рождения ребенок включен в сложную систему отношений с другими людьми и постепенно становится объектом и субъектом различных видов деятельности и общественных отношений, поэтому становление самооценки находится в зависимости от мнений, суждений и оценок окружающих. На это также указывает А. И. Липкина не выявлена связь между самооценкой ребенка и количеством времени, проводимого с родителями, главное - не сколько, а как общаются родители и ребенок. Исходные формы самооценки являются прямым отражением оценки взрослого.
В первые годы жизни семья является для ребенка основной моделью социальных отношений. В семье на основе скрытых взаимовнушений и взаимовлияний создается особая атмосфера, когда даже не высказанные мысли отмечаются ребенком и, проникая в его сознание, проявляются потом в поведении. В семье наиболее эмоционально насыщенными являются отношения между ребенком и матерью. Именно в общении с ней ребенок получает первый опыт надежности окружающего мира и собственной способности жить в этом мире. Экспериментально установлено, что самооценка ребенка коррелирует в большей степени с поведением матери, чем с поведением отца. Именно материнская любовь становится первым социальным зеркалом для самосознания ребенка.
На формирование самосознания ребенка влияют такие параметры, как социальный статус семьи, размеры семьи, старшинство среди детей, отсутствие одного из родителей (смерть или развод), отношения между родителями.
На основе анализа литературы можно выделить несколько способов воздействия родителей на самосознание ребенка в процессе общения.
Прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или самоотношения. При этом внушаемый образ может быть как положительным (умный, добрый, способный), так и отрицательным (неумный, невоспитанный).
Опосредованная детерминация самоотношения ребенка путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний.
Контроль за поведением ребенка, в котором ребенок усваивает параметры и способы самоконтроля.
Косвенное управление формированием самосознания путем вовлечения ребенка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить образ самого себя.
Ясные вербальные внушающие воздействия родителя иногда могут противоречить косвенным воздействиям. Так, родитель может утверждать, что ребенок ему дорог и он его ценит, но своим поведением демонстрировать обратное. В этом случае возникает ситуация, названная «двойной связью». Она имеет отрицательные последствия для формирования самосознания ребенка.
Выделяют следующие условия формирования высокой, средней и низкой самооценки ребенка.
Низкая самооценка связана с попытками родителей сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению. Это выражается в выполнении требований послушания, умении подстраиваться к другим людям, зависимости от взрослых в повседневной жизни, опрятности, бесконфликтном взаимодействии со сверстниками. Успешность, достигаемая умением под страиваться под желания других людей, а не на основе личных достижений ведет к формированию низкой самооценки. Дети с низкой самооценкой растут в семьях, где часты конфликты между родителями, кроме того, матери в таких семьях не удовлетворены взаимоотношениями с мужем, они не чувствуют со стороны мужа активной поддержки в воспитании ребенка. Стремление родителей поставить ребенка в подчиненное, зависимое положение ведет к снижению самооценки. Ребенок в этой ситуации оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения личностной ценности для детей с заниженной самооценкой характерны скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.
Дети, имеющие среднюю самооценку, воспитываются в семьях, где родители в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Уровень родительских притязаний низок, и скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у этих детей ограничивается. Дети со средней самооценкой больше ориентируются на мнения о себе других людей.
Ярко выраженная установка родителей на принятие своего ребенка является необходимой предпосылкой формирования высокой самооценки. Важная особенность таких родителей состоит в ясных, заранее установленных полномочиях по принятию решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности. Один из родителей берет на себя принятие основных решений, с которыми соглашается вся семья. Менее принципиальные решения по различным бытовым вопросам принимаются коллективно. В таких семьях царит атмосфера взаимного доверия, каждый член семьи чувствует себя включенным в общий домашний круг. Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью. Более позитивно здесь отношение матери к себе и к мужу. В глазах ребенка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Он меньше подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает себя и окружающий мир. Ребенок с высокой самооценкой приучен постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны. Дети с высокой самооценкой ставят перед собой высокие цели и чаще добиваются успеха, они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела. Важной особенностью таких детей является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами. Отсутствие застенчивости позволяет им выражать свои мысли открыто и прямо.
Если родители внутренне принимают ребенка, а отношения в семье являются изначально здоровыми, то ценность ребенка для родителей выступает не как его заслуга, а как нечто само собой разумеющееся. Родителям достаточно того, что это - их ребенок. Они принимают его таким, какой он есть, вне зависимости от его умственных или физических данных.
Основными предпосылками формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании, установка матери на принятие ребенка и уровень собственной самооценки матери.
Вместе с тем по одному только характеру родительского отношения нельзя однозначно предсказать, как это отразится на внутреннем мире ребенка. Экспериментальные исследования показывают, что достоверно объяснить причины формирования той или иной самооценки могут лишь данные о восприятии ребенком родительских установок, а не объективная оценка родительского отношения. Невозможно миновать мир субъективных переживаний ребенка, ведь любое эмоциональное отношение родителей и методы воздействия приобретают свой смысл только в психологических реакциях ребенка.