Файл: Основные факторы формирования конструктивного взаимодействия родителей и детей раннего возраста (Родительские представления и установки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дезинтеграция личности родителей. Внутренняя конф­ликтность, низкая степень самопринятия, невротическая структура личности, проявляющаяся прежде всего в сфере самовосприятия, чувство вины, беспокойство, повышенная тревожность являются показателями дезинтеграции лично­сти, отсутствия ее внутреннего единства. Подобный кризис личностного развития часто не преодолевается конструк­тивным образом, а сопровождается компенсаторным реаги­рованием. В качестве источника отреагирования нервного напряжения для матери выступает ребенок. Родители могут проецировать собственные качества на ребенка (это могут быть агрессивность, негативизм, протестные реакции) и строить воспитание по типу эмоционального отвержения, не признавая наличия в самом себе этих отвергаемых ка­честв.

А. С. Спиваковская описала «се­мью-театр», которая развивается под влиянием члена семьи, имеющего определенные пробелы в реализации самооцен­ки. Весь сконструированный семьей сценарий - борьба за демонстративный престиж в ближайшем окружении ­служит защитой от осознания иллюзорности былых представлений, невыполнимых желаний, надежд. Ребенок вовлекается в семейные игры. Родительское отношение также «театрально», демонстративно, как «на сцене», при посто­ронних демонстрируется любовь и забота, а «за кулисами ребенок часто не нужен и контакт с ним может приобрести форму удовлетворения его особых материальных запросов.

По мнению А.С.Спивоковской, созданию «семьи-санатория» способствует один из супругов, который имеет трудности в контактах с окружающими. Он создает специфический барьер на пути приобретения семьей нового опыта. Такая защита порождает определенный стиль отношений к детям. Если семья превращается в санаторий для матери (роль «больной»), то дети играют роль «медперсонала для больной». Они лишены материнской любви, рано привлекаются к выполнению домашней работы, становятся излишне тревожными. Мать постоянно подчеркивает свое недомогание, занята исключительно собой, но, чтобы удержать ребенка в семье, мелочно опекает его, жестко контролирует, чрезмерно защищает его от ре­альных и мнимых опасностей, дискредитирует внесемейные ценности и друзей ребенка.

Низкий уровень самоконтроля в аффективной сфере родителей. У некоторых матерей трудности в родительских отношениях бывают вызваны нарушением самоконтроля. Согласно данным, полученным с помощью опросников А.И.Захарова, матери детей, страдающих неврозами, эмоционально нестабильны, взвинчены, нетерпеливы, они недостаточно жизнерадостны, часто у них отмечается плохое настроение. Матери с низким уровнем самоконтро­ля для снятия нервного напряжения используют конфликт с ребенком. Причем снятие напряжения мо­жет происходить или экспрессивно (крик, физическое на­казание сразу после конфликта), или импрессивно - пу­тем внутреннего переживания, когда напряжение длитель­но воздействует на ребенка.


Негибкость мышления, ригидность поведения, низкий уровень родительской рефлексии. Низкий уровень роди­тельской рефлексии не позволяет адекватно оценить си­туацию и действовать с учетом возрастных и личностных черт ребенка, считает Э.Г.Эйдемиллер. Родители в силу характерологических осо­бенностей реализуют в конфликтной ситуации один и тот же сценарий. Нередко такие родители обращаются с ре­бенком по принципу «двойной связи». Так, родитель дает указания ребенку что-то делать или не делать под страхом наказания. Одновременно от родителя поступает второе указание на другом коммуникативном уровне, по смыслу противоположное первому. Например, ребенку объясня­ют, что очень важно выражать свои чувства открыто и ис­кренно. Одновременно с этим родители демонстративно показывают, что «милые люди» ведут себя сдержанно и никогда не сердятся. Ребенок в этом случае дезориенти­рован, такое поведение родителей вызывает у него пани­ку. Он полон тревоги, так как не понимает источника та­кой путаницы, постоянно ожидает наказания, осуждения. В конце концов ребенок аутизируется, происходит снижение его контактности. Особенно гу­бительно такое общение для детей, склонных к шизофрении.

Влияние родительской заботы и контроля на личностное развитие ребёнка

Родительская забота выступает в качестве ведущей формы воспитания ребенка. Уровень заботы, или протекции, опре­деляет, сколько сил и времени уделяют родители воспита­нию ребенка. Можно выделить две крайние степени протек­ции: чрезмерную (гиперпротекция) и недостаточную (гипоп­ротекция), по мнению Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис.

При гиперпротекции, или гиперопеке, родители уделяют ребенку очень много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом всей жизни. Гиперопека выра­жается в стремлении родителей окружить ребенка повышен­ным вниманием, во всем защищать его, даже если в этом и нет реальной необходимости, сопровождать каждый его шаг, пре­дохранять от мнимых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать ребенка возле себя, «привязывать» его к своим настроениям и чувствам, требовать от него опре­деленных поступков. Как правило, забота нуж­на не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко невротически заострен­ную потребность в привязанности и любви. Стремление матери «привязать» К себе ребенка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги. Гиперопе­ка может быть мотивирована как тревогой, вызванной оди­ночеством родителей, так и инстинктивными опасениями, что с ребенком может случиться несчастье. Это может выражаться такими фразами: «Ты только не задерживайся, а то я буду волноваться», «Никуда не уходи без меня».


При гипопротекции ребенок находится на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание родители берутся время от времени, когда случается либо серьезное.

Важным аспектом воспитания ребенка является степень удовлетворения его потребностей. Эта характеристики отличается от уровня протекции, так как родитель может много времени заниматься воспитанием, но не удовлетворять потребности ребенка в должной мере. В степени удовлетворения потребностей ребенка также возможны два крайних варианта:

Потворствование имеет место тогда, когда родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его, любое его желание - закон для родителей. Объясняя необходимость такого воспитания, родители предлагают аргументы которые являются по своей сути проявлением механизма рационализации: слабость ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего они сами были лишены.

Игнорирование потребностей ребенка - такой стиль питания характеризуется недостаточным стремление родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще всего страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями.

В младенчестве и раннем возрасте все потребности ребенка удовлетворяются взрослым, и от него почти ничего не требуется. Однако по мере того, как развивается его моторика и способность управлять своим поведением, родители начинают ограничивать и направлять его активность. Несомненно, по многим причинам нельзя предоставлять ребенку неограниченную свободу. Необходимы определенные ограничения и руководство, чтобы обеспечить его безопасность. Например, ребенок не может играть в мяч на проезжей ча­сти улицы или играть с огнем или острыми предметами. По мере усложнения потребностей ребенка они неизбеж­но вступают в конфликт с желаниями окружающих. Ребе­нок уже не может свободно выражать свои потребности, но должен учиться соотносить их с требованиями окружа­ющего мира, по мнению Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис.

Интериоризация средств и навыков контроля, испльзуемых родителями, является важным механизмом формиро­вания характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность. Интериоризация родительских стандартов зависит, с одной стороны, от чувства страха, а с другой - от чувства вины. Когда интериоризация находится на низком уровне, контроль осуществляется страхом перед внешним наказанием; когда интериоризация развита, пове­дение контролируется чувством вины.


Реан А.А. выделяет два типа деформации семьи: структурная (это нарушение ее структурной целостности, связанное чаще всего с отсутствием одного из родителей) и психологическая (связана с нарушением системы межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок и т.п.).

Как структурная, так и психологическая деформация семьи оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка.

М. Мид, изучая примитивные сообщества, сделала очень интересные наблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стиль взаимодействия с взрослыми сводится к следующему: мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит работать, общение с матерью происходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном, используются частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

Эрон, проведя обширное обследование, выявил черты родителей, пользовавшихся репутацией жестоких и озлобленных. Было отмечено, что такие родители, как правило, имеют склонность к агрессивности по отношению к своим детям (дети недолюбленные, заброшенные).

А.А. Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетным для ребенка взрослым. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. Передавая социально полезный опыт, родители передают и негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным «руководством к действию». Не имея своего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью.

Сами же родители, как заметил Э.Берн, всегда довольны, хотя могут и не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном отношении.

Значимый фактор риска выделяет дисгармоничную семью. Это понятие включает в себя несколько разнородных вариантов психологического неблагополучия:

- семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или химической зависимостью. К наследственному фактору, делающему более вероятным возникновение расстройств у детей, прибавляются непредсказуемость семейной ситуации;

- собственно дисгармоничные семьи, где основной проблемой являются отношения между членами семьи;


- семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания.

Следующий важный фактор воспитания и формирования ребенка уровень родительских отношений:

- безразличное отношение к детям, их чувствам, переживаниям, отсутствие полной привязанности к детям, чувства долга и ответственности перед детьми. Уровень индифферентного отношения;

- авторитарные родители: показное уважение к детям, любовь, за которым стоит безразличие и лицемерие. Это уровень демонстрации своей власти над ребенком, постоянного подавления мыслей и чувств собственных детей;

- угождение капризам ребенка, потакание эгоистическим потребностям. Недоверие к ребенку, чрезмерный контроль за его поведением. Борьба за лидерство, за влияние на ребенка. Игнорируют мнение ребенка, его право на поступок, манипулируют им как вещью. Агрессивный стиль поведения;

- доверие между родителями и детьми, общность интересов семейных и общественных. Совместное обсуждение проблем, участие в их решении, чувство ответственности.

Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к формированию отрицательных тенденций в поведении ребенка.

Существует ряд особенностей семейных отношения и воспитания, которые неблагоприятно влияют на личность ребенка (Копченова Е.Е.):

- недостаток тепла и ласки со стороны родителей;

- незаинтересованность детьми, безразличие к детям;

- явное отвержение ребенка, проявляющееся в невнимании, жестокости, избегания контактов родителей с ребенком;

- отсутствие или недостаточный контроль за ребенком, сочетается со снисходительным отношением к проявляемому к ним агрессивному поведению;

- непоследовательность в применении наказаний;

- использование строгих, в том числе физических, наказаний.

Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Можно выделить следующие типы неблагополучных семей:

- конфликтная – наиболее распространенный тип (до 60% от числа всех неблагополучных семей), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;

- аморальная – характеризующаяся забвением всяких моральных и этических норм; конфликтную и аморальную семью объединяет это обстоятельство;

- педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять;