Файл: Основные факторы формирования конструктивного взаимодействия родителей и детей раннего возраста (Родительские представления и установки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно модели Л. Беньямин, связь между поведением родителей и поведением ребенка не однозначна. На одно и то же родительское поведение ребенок может реагировать двумя способами: «дополнительно» (инициативой на предо­ставление самостоятельности, бегством на преследование) и «защитно» (в ответ на отвержение ребенок может пытать­ся вести себя с родителями так, как будто они его любят и вни­мательны к нему). Тем самым он как бы просит родителей из­менить отношение к нему.

Когнитивный и эмоциональный компоненты самооценки ребенка развиваются не одновременно. В раннем возрасте у детей отмечается слабое развитие когнитивного компонента самооценки, в образе самого себя превалирует эмоци­ональная составляющая. Ребенок начинает ощущать себя как существо любимое или отвергнутое и лишь затем при­обретает средства и способности когнитивного самопозна­ния.

На первом году жизни происходит развитие основ дове­рия ребенка к взрослому. Известно, что младенцы, на про­тяжении длительного времени лишенные физического и эмоционального контакта с людьми, останавливаюта в своем развитии. Именно первые контакты ребенка и матери оказывают существенное влияние на ход эмоциональ­юго развития ребенка, на формирование его самосознания. Ребенок нуждается в чувстве защищенности, ласке, заботе со стороны близких взрослых, особенно матери. На ребен­ке незамедлительно отражается озабоченность матери жи­тейскими проблемами или семейными ссорами.

Образ Я в раннем возрасте только формируется. Трехме­сячный малыш реагирует на появление матери «комплексом оживления» и улыбкой, а по отношению к семимесячному ребенку можно уже говорить о зарождении чувства Я как осознанного восприятия себя, что выражается в беспокой­стве даже при непродолжительном отсутствии матери. Ре­бенок ощущает себя отделенным от матери, когда остается один, не чувствуя поддержки и заботы. В возрасте восьми месяцев возможен выраженный страх при появлении незна­комых людей. Возникновение категории «другой» В конце. первого года жизни указывает на дальнейшую дифференци­aцию Я в структуре межличностных отношений. Но образ Я самого ребенка только формируется, так как ребенок еще и на втором году жизни говорит о себе в третьем лице.

Можно сказать, что в раннем возрасте у детей в ходе об­щения со взрослыми, особенно с матерью, формируется по­ложительное или отрицательное эмоциональное самоощу­щение, переживание своей значимости для окружающих.

В дошкольном возрасте непосредственное, эмоциональ­ное отношение взрослого к ребенку, характерное для младен­ческого периода, начинает усложняться за счет требований, предъявляемых взрослыми к достижениям ребенка в пред­метной сфере. Такая практика, отражаясь в детском образе самого себя, в свою очередь, изменяет его. Ребенок уже спо­собен отделить себя и свои чувства от материнских и спешит проявить свою волю, ощутить свою индивидуальность. Со слов «Я сам!» начинается новый этап в развитии его самосознания. Экспериментальные данные показывают следующее: в созна­нии ребенка 2 - 2,5 лет отношение взрослого к его достиже­ниям еще не выделяется как самостоятельное, а погружено в контекст общих отношений между ними.


Дифференцированное отношение родителей к ребенку - непосредственное и опосредованное в форме оценки конкретных достижений - приводит к расчленению само­оценки ребенка на общую и основанную на своих реальных достижениях. К трем годам появляется выраженная потреб­ность в любви и признании со стороны родителей, стремле­ние «сделать правильно», «быть хорошим».

Основная задача ребенка на этом этапе - переход от со­стояния полной зависимости к относительной самостоятель­ности, что и проявляется в его стремлении к эксперименти­рованию и самоутверждению. Новое видение себя в 3 года состоит в том, что ребенок впервые открывает материаль­ную проекцию своего Я, которое может быть воплощено вовне, а его мерой могут служить его собственные достиже­ния. Поэтому каждый результат деятельности является для ребенка утверждением его Я. Родитель становится для ре­бенка объектом подражания. В условиях удовлетворения этой потребности родителями дальнейшее формирование самосознания ребенка протекает более успешно.

В возрасте трех лет ни в коем случае нельзя извлекать вос­питательную пользу из чувств стыда и неуверенности ребен­ка, постоянно заостряя на них внимание, поскольку в резуль­тате у малыша может возникнуть вполне естественная реак­ция неприятия любого родительского вмешательства в его жизнь и даже самые добрые родительские намерения будто наталкиваться на упрямство ребенка. Недостатки общения с детьми в семье на данном этапе развития закладывают у детей искаженные представления о себе, что способно приве­сти к развитию тревожности и снижению самооценки в бо­лее старшем возрасте. Ребенок должен знать наверняка. что можно и чего нельзя, и это помогает ему ориентировать различных житейских ситуациях, а четкая организация она будет способствовать развитию самоконтроля. Чем больше противоречий в словах и поступках родителей, тем сложнее ребенку ориентироваться в оценке ситуации самого себя в этой ситуации.

Младший дошкольный возраст характеризуется недостаточным развитием когнитивного компонента самооценки, превалированием в образе Я эмоциональной составляющей, самопознание продолжает оставаться для самого ребенка познанием как бы внешнего ему самому предмета. Само­оценка ребенка основывается на отношении к нему ближайших окружающих, на которых он ориентируется и с кото­рым идентифицирует себя. Существенно, что отношение родителей, их представление о ребенке определяют то, так они фактически ведут себя с ним. Такое поведение слу­жит ребенку своего рода зеркалом, по которому он учится понимать и оценивать самого себя. Родители вооружают ре­бенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными или общими целями, к которым следует стремиться.


В самооценке дошкольников почти полностью отсутствует рациональный компонент, она возникает на почве желания ребенка получить одобрение взрослого, то есть сохранить эмоциональное благополучие, но к концу дошкольного возраста соотношение когнитивного и эмоци­онального компонентов несколько гармонизируется.

Самооценка детей дошкольного возраста складывается по­степенно, начиная с познания пределов своих возможностей, благодаря рациональному соотношению индивидуального опыта с той информацией, которую они накапливают в прак­тике общения. Так, дети трех лет оценивают свои умения произвольно, вне зависимости от результатов деятельности. Им свойственно завышение представлений о себе. В пять шесть лет в конкретных условиях деятельности с опорой на реальные и ярко выраженные результаты дети среднего дошкольного возраста способны уже достаточно реалистично оценить себя, хотя в обобщенных видах оценок им все еще свойственно глобально положительное представление о себе.

В желаниях дошкольника все сильнее проявляются лич­ные предпочтения, он уже сам знает, что для него хорошо, а что плохо. И если требования к нему родителей противоре­чат внутренним потребностям развития, он может почувство­вать беспокойство и даже враждебность к ним. Происходит борьба между стремлением поступить по-своему и потребно­стью нравиться взрослым, и удовлетворять их требования. Воз­никающая в результате эмоциональная энергия преобразует­ся в безосновательную, неопределенную тревогу. Затянув­шийся конфликт может привести к формированию страха совершить ошибку как устойчивой черты характера. Наше исследование показало, что авторитарная гиперсоциализация со стороны матери приводит в дошкольном возрасте к снижению оценки, ожидаемой со стороны родителей, а инфан­тилизация дошкольника приводит к конфликтности образа Я ребенка и существенно осложняет процесс самооценивания.

Итак, дошкольный возраст характеризуется недостаточ­ным развитием когнитивного компонента самооценки, превалированием в образе себя эмоциональной составля­ющей. Самопонимание ребенка основывается на отноше­нии к нему ближайших окружающих, на которых он ори­ентируется, с которыми идентифицирует себя. По мере ин­теллектуального развития ребенка преодолевается прямое принятие оценок взрослого, начинается процесс опосредо­вания их собственным знанием о себе. Самооценка детей старшего дошкольного возраста складывается постепенно, начиная с познания ребенком пределов своих возможнос­тей, благодаря рациональному соотношению индивидуаль­ного опыта с той информацией, которую они накапливают в практике общения. Соотношение когнитивного и эмоционального компонентов к концу дошкольного воз­раста несколько гармонизируется. При этом важна благо­желательная поддержка детской активности со стороны ро­дителей, нарушение детско-родительских отношений при­водит к формированию искаженного образа Я.


Развитие самооценки в младшем школьном возрасте во мно­гом связано с включением ребенка в систематический про­цесс обучения, с многоплановым и усложняющимся по фор­мам и содержанию общением со взрослыми и сверстника­ми. Здесь создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе.

Формирование самооценки младшего школьника связа­но с изменением социальной ситуации развития ребенка, а именно: с новыми требованиями к нему со стороны окру­жающих, появлением, утверждением, расширением само­стоятельности и возникновением нового видения себя.

В большинстве случаев самооценка младших школьников строится на оценке, которую они получают от учителей и ро­дителей.

Признание, поддержка в семье непосредственно влияют на процесс адаптации в школьном коллективе и на отношения с учителями. Однако, если родители настойчиво пытаются вы­работать у ребенка приспособительное поведение (послуша­ние, умение подстраиваться к другим, осуждение любых кон­фликтов), это может способствовать снижению самооценки. Чем в большей степени родители преуспевают в своем стрем­лении сделать ребенка послушным, правильным, зависимым от них и от формальных форм поведения («сиди В классе тихо», (слушайся учительницы», «не бегай на перемене» ), тем в мень­шей степени ребенок осмелится на самостоятельность не толь­ко в поведении, но и в мышлении. В итоге у него разовьются такие черты, как зависимость от одобрения его действий и его самого другими людьми, противоречивость мотивов и чувств, неустойчивость настроения, несамостоятельность и повышенная требовательность к заботе о себе, неспособность посмот­реть на себя со стороны.

В младшем школьном возрасте самооценка не всегда явля­ется адекватным отражением социальной оценки. Например, у детей с посредственными показателями в учебе появляет­ся тенденция к переоцениванию себя. По данным В. Ф. Сафи­на, при низких социальных оценках их влия­ние на самооценку значительно снижается или приобретает обратную направленность, у ряда испытуемых высокая само­оценка личности появляется как ответ на низкую социальную оценку. Такое противодействие, возможно, связано с положи­тельным представлением о себе, которое сложилось у ребен­ка-дошкольника и которое он хочет сохранить.

В самооценке младшего школьника сказывается неразви­тость критического отношения к своей личности, отсутствие ясности в понимании своих характерологических особенно­стей и отсутствие дифференцированного подхода к себе и сверстникам в оценочных суждениях. Ребенку, как и взро­слому, совершенно необходимо чувствовать себя самостоя­тельным, действовать от себя. Это создает прочную основу для самоуважения, потеря которого может привести к уп­рямству и агрессивности. Не понимая, почему других детей хвалят, а его нет, выделяя в качестве единственного крите­рия оценивания успеваемость, ребенок зачастую пытается защитить свое достоинство и отрицает правила поведения, нормы, мораль.


Итак, с семи до двенадцати лет дети строят свою систему ценностей, учатся вырабатывать собственное мнение и учи­тывать чужое, приобретают различные навыки и хотят при­знания своих достоинств. Они активно овладевают способа­ми, формами и критериями самооценивания при безуслов­ном принятии родителями ребенка таким, каков он есть, и поощрении его самостоятельности.

Развитие социального опыта, расширение контактов с окружающими и появление новых авторитетов, овладение собственным поведением приводят к разрушению прежне­го линейного отношения оценки и самооценки. Подросток, стремясь к переоценке самого себя, устанавливает новую дистанцию в отношениях с родителями; чтобы почувство­вать свою независимость, в первую очередь, для обретения свободы самостоятельно решать и выбирать, старается уйти от близких отношений с родителями.

Линейное отражение в самооценке ребенка отношения взрослого начинает преодолеваться, опосредуясь собствен­ным знанием о себе. В сознании подростка преломляются родительские оценки, как он их воспринимает, пережива­ет, какую позицию по отношению к родительской оценке за­нимает (принимает, отвергает и т. д.). С появлением ожида­емой оценки возникает и новая детерминанта развития: соб­ственная самооценка ребенка начинает опосредовать его восприятие родительского отношения через феномен ожи­даемой оценки.

Чем старше становится ребенок, тем очевиднее конфликт между потреб­ностями самоутверждения, признания права на самостоя­тельность и навязываемым обесцененным образом Я. Рассог­ласованность между растущим собственным опытом и не­возможностью соответствовать ожиданиям родителей по­рождает глубокий внутренний конфликт в самосознании ребенка.

В зависимости от ожидаемой родительской оценки авто­ры выделяют несколько вариантов самооценки подростка:

Феномен «Эхо». Самооценка ребенка является прямым воспроизведением оценки матери. Дети отмечают в се­бе прежде всего те качества, которые подчеркиваются родителями. Когда ребенку внушается негативный об­раз и он полностью принимает точку зрения родителей, у него формируется негативное отношение к себе, он воспринимает такое отношение как следствие своих плохих качеством сенситивно-зависимого ребенка с узким диапазоном социальных контактов вне семьи родительские оценки становятся внутренними само­оценками в силу авторитетности и значимости родите­лей, тесной эмоциональной связи с ними. Неблагопри­ятность «эхо-самооценки» заключена в опасности фик­caции крайней зависимости самоотношения от прямой оценки значимых других, что препятствует выработке собственных критериев, обеспечивающих позитивное отношение к самому себе, несмотря на ситуативные ко­лебания уровня самооценки.