Файл: I. теоретические аспекты развития речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для неговорящих детей большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Гули-гуленьки», «Пальчик-мальчик»).

Дидактическая игра должна содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи, а также актуализировала имеющиеся у детей речевые средства. Важно создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой или игрой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т. д.

Использование дидактических игр в работе воспитателя, способствуют развитию речевой активности детей.

Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные воспитателем, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.

Для детей младшего возраста характерно эмоциональное, образное восприятие окружающего мира. В коррекционных целях целесообразно проводить игры со звукоподражаниями, например «Воробушки и автомобиль». Воспитателю следует вызывать звукоподражания: «пи-пи-пи» – кричат воробушки, «би-би-би» – гудит автомобиль.

При выборе подвижной игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с собакой проводится игра «Лохматый пес», а при знакомстве с медведем – «У медведя во бору». В таком случае дети одновременно узнают о повадках животного и подражают его движениям, звукам.

Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми (которые передают свои знания и опыт ребенку, так и сверстниками (чтобы не вырасти необщительными и замкнутыми, т. е. регуляция поведения формируется именно в детском обществе).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ




Самым активным этапом усвоения родного языка для ребенка является дошкольный период. Развитие речи в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач для умственного и нравственного развития детей. И чем раньше будет начата работа по усвоению родного языка, тем более продуктивным будет воспитание ребенка, тем более полноценно он будет пользоваться им в дальнейшем. Чем лучше ребенок владеет родным языком, тем легче ему общаться с окружающими людьми. 


Введение нового образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности. Игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. Игры и игровые упражнения активизируют речь детей.

Игра – ведущий вид деятельности, а игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности. 

Таким образом, значение игровой деятельности выражается в её активном воздействии на речевое развитие дошкольника. 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Российская Федерация. Законы «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон № 273 – ФЗ.

  2. «Отрождениядошколы» Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э. М.Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.

  3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2019.

  4. М.М.Кольцова Ребёнок учится говорить. – М.: Просвещение, 2021.

  5. Т.Работягова «Игра – средство обучения и воспитания. Для детей старшего дошкольного возраста», 2022.

  6. Г.К.Селевко Современные образовательные технологии – М.: Народное образование, 2020.

  7. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2019.

  8. Н.А.Стародубова Развитие речи ребенка: Практические советы педагога. – М.: Школьная Пресса, 2021.

  9. Е.И.Тихеева Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2019.

  10. Е.И.Тихеева. Развитие речи детей. Пособии для воспитателей дет.сада /Под.ред. Ф.А.Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2021.

  11. О.С.Ушакова Развитие речи детей 4-7 лет – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019.

  12. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста – М.: Гуманит. – изд. центр ВЛАДОС, 2020.

  13. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. Методика развития речи детей дошкольного возраста: – М.: Гуманит. – изд. центр ВЛАДОС, 2020.

  14. Скажи по-другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С.Ушаковой. – Самара, 2020.

  15. Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2019.

  16. Г.С.Швайко Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 2021.

  17. Д.Б.Эльконин Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 2020.

  18. Д.Б.Эльконин Психологические вопросы дошкольной игры – 2018.

  19. http://raguda.ru–  Портал педагога. Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста.

  20. http://www.maam.ru/detskijsad – «Международный образовательный портал МААМ».

  21. https://portalpedagoga.ru – Портал педагога. Развитие речи дошкольников через игровую деятельность.

  22. https://srazu.pro/razvitie/kak-razvit-rech.ru – Онлайн-журнал о психологии.