Файл: I. теоретические аспекты развития речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 6.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенность игры старших дошкольников, на что следует обратить педагогу особое внимание.
В первую очередь заметим, что к старшему дошкольному возрасту, особенно к подготовительной к школе группе, некоторые педагоги практически не уделяют внимания игре – основное внимание к этому времени сосредоточено на активной подготовке ребенка к школе. Однако если мы хотим, что бы ребенок был действительно готов к школе, то к этому возрасту нужно добиваться не того, что бы он читал и писал, а чтобы у ребенка возникла и развивалась структурно сложная игра, что бы она постепенно переходила в игры-фантазирования, приобретала все более содержательно-развернутые формы. Если ребенок владеет высшими формами развития сюжетной игры, это означает, что у него сформированы психические механизмы и мотивы перехода к учебной деятельности – которые формируются в значительной мере залог успешного обучения в школе. Напротив, даже если ребенок владеет определенными навыками, но при этом наблюдаются дефицитарность развития новообразований, которые формируются в значительной мере в процессе реализации ведущей деятельности, в школе его ждут заметные трудности, причем не только в начальной.
К старшему дошкольному возрасту дети предпочитают играть сами, взрослых в свою игру они пускают в исключительных случаях. Поэтому влияние на детскую игру будет уже большей частью косвенным: через расширение представлений детей и через организацию соответствующей предметно-игровой среды. Особенности предметно-игровой среды на данном возрастном этапе состоят в следующем.
К концу дошкольного возраста у детей наблюдается довольно жесткий отказ от условно-образных игрушек – теперь ребенку нужна реалистичная игрушка, маленькая модель большого мира. Именно такие игрушки вызывают неподдельный интерес и желание играть с ними. Но одновременно с этим значительно расширяются представления ребенка о мире, и иметь соответствующие игрушки на все случаи жизни оказывается просто невозможным. И это противоречие разрешается в том, что дети, которые в среднем дошкольном возрасте получили достаточный опыт замещения, переходят к тому, что начинают конструировать игрушки и игровые среды сами из подручных средств. Это особая линия развития игровой деятельности, которая достигает своего расцвета уже за пределами дошкольного возраста, у младших школьников, но истоки ее лежат (или, увы, не лежат) именно в дошкольном детстве. А взрослому, понимающему особенности развития игры
, следует обеспечить достаточное количество поделочных и бросовых материалов (пластилин, бумага (самых разных видов и фактур), проволока, фольга, поролон, жесткие пленки и тому подобное). Здесь важно то, что если в начале дошкольного возраста игровое пространство диктовало тематику и сюжет игры, то к концу дошкольного возраста игровые потребности детей начинают определить выбор тех или иных предметов игры и конструирование игрового пространства, в зависимости от интересов, задач самих детей. А это значит, что игровая предметная среда должно быть полифункциональной, гибкой и многозначительной, что никак не укладывается в принцип «игровых уголков».
Кроме того, в этом возрасте происходит усложнение как ролевых, так и реальных отношений в игре, сама игра приобретает достаточно сложную структуру взаимодействия играющих группировок – слияние в единый сюжет разных линий и наоборот, расхождение единого сюжета на параллельно развивающейся сюжетные линии. Поддерживать такую сложную структуру игры – достаточно сложная, но очень важная задача педагога.
Так же следует сказать несколько слов о вмешательстве взрослого в детскую игру.
Оказание влияния на усложнение игры (содержательное, структурное, ролевое и пр.) осуществляется только одним способом – дать ребенку образцы такой игры и непосредственно включить его в подобную деятельность. А дать образец может только носитель соответствующей игровой культуры: старший ребенок, хорошо играющий сверстник или взрослый. Но взрослый – партнер, а ни в коем случаи не учитель. Образовательный материал, который преподносится детям в игровой форме, тоже может быть насушен не только дидактическими, предметными задачами, связанными с реализацией содержания программы, но и собственно игровыми, не несущими предметно-образующей функции, но вовлекающими детей в совместную игровую деятельность, более сложную по характеру реализации – по структуре или взаимодействию участников.
Самостоятельность детей старшего дошкольного возраста в выборе тех или иных игр (сюжетных, дидактических, традиционных и пр.) для совместной деятельности не должна стать поводом к тому, чтобы воспитатель полностью самоустранился от организации подобных игр. Задача педагога – при каждом удобном случае, то есть не ломая детскую самостоятельную деятельность, обогащать палитру детских игр, предлагая новые, помогая вспомнить забытые, которые могут стать новыми «фаворитами» детских предпочтений.
1.3 Развитие речи старших дошкольников в разных видах игровой деятельности
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развиваются психические процессы и речь, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
В творческой ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: «Доктор слушает больного», «Папа забивает гвоздь». Действующие лица в игре появляются путём ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребёнка, игрушек и окружающих его детей и взрослых. Я буду мама, а ты моя дочка», – говорит девочка, тем самым определяя свою роль и роль подруги. Мальчик усаживает куклу в автомобиль и говорит: «Это у нас шофёр». Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.
Обучая детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: «Уложим куклу спать»; «Напоим куклу чаем». Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.
Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: «Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку».
Учитывая, что у детей снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой целью воспитатель просит его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре.
Изначально воспитателю следует давать детям образец диалога или сюжета: «Я глажу Машу. Вот так: по головке глажу Машу. Не плачь, Маша. Жалею Машу. Обнимаю Машу. Маша не плачет. Смеётся Маша!». Если игра проводится впервые, то необходимо «проиграть» весь речевой сюжет перед детьми. Когда сюжет или его фрагмент закончен, его можно повторить с участием детей, побуждая их к игровым действиям. Таким образом, воспитатель демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.
Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действию («Я глажу волосы»; «Кукла прыгает высоком»), обращает внимание детей на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребенок наблюдает, разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и. т. д. Однако вместе с сюжетными игрушками, которые изображают уменьшенные реальные предметы, в игре могут использоваться предметы, замещающие реальные (палочки, кубики, шарики, и т. п.). При общем недоразвитии речи ребёнок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Примерами таких игр могут быть следующие: «День рождения куклы», где все дети танцуют и поют; «Поезд», где все дети-пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у «продавца». В указанные игры дети вовлекаются постепенно.
Как итог мы видим, очень важное, полезное влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи.
Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные игры, игры-драматизации и т. д.
Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.
Словесные игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. Например: игра «Кто в домике живет?» закрепляет знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. Игры «Ладушки», «Коза рогатая» приучают детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы, заканчивать фразу.
Одним из способов активизации речи ребенка является игра «Поручения». Например, попросить ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик. После выполненного задания спросить: «Что ты принес? Куда поставил?».
В таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом» дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.
Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы синего (красного, желтого) цвета», «Скажи, что звучит», «Как петушок кричит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто, как кричит» направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражания.