Файл: 1. Определение инноваций и инновационного развития.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение
В целях ускорения перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития необходимо сформировать концепцию инновационной политики, способную обеспечить создание институциональных условий и технологических заделов для устойчивого социально-экономического развития Красноярского края.

Цель этой работы определение инновационного развития Красноярского края.

Задачи:

Познакомиться с инновационной деятельностью Красноярского края.

Проанализировать инновационный потенциал Красноярского края.

Проанализировать инновационную систему Красноярского края и сделать выводы.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что на основе этих сведений мы можем выбрать наиболее перспективные и беспроигрышные направления, в которых вложения в инновации могут принести наибольшую прибыль.
1. Определение инноваций и инновационного развития
Если давать определение термину «инновации», то можно привести те толкования, которые даны в словарях или сформированы известными аналитиками. Их немало, хотя до сих пор не создана полноценная теория инноваций, разделяемая всем научным и экспертным сообществам, поэтому однозначно определение для данного термина нет. А значит, возможны разные определения этого феномена.

Для меня инновации - во-первых, внедренное новшество, обеспечивающее качественный новый уровень эффективности производства и производительности труда, во-вторых - это продукт который действительно востребован рынком, потребителем, и, самое главное, он в чем то уникален, а уникальность его может быть не только в сути, но и во второстепенных вещах, которые как раз дают этому продукту новый облик, новые рынки сбыта и, соответственно, новые возможности. 4Спектр таких инновационных продуктов очень широк: от потребительских товаров до технологий, очень удаленных от непосредственных потребностей человека.

Если говорить о том, почему эта тема стала сегодня такой популярной, то, конечно, не потому что все вдруг повсеместно стали заниматься инновациями. Это не реалистично, инновационный продукт всегда уникален, и число инновативно мыслящих людей в общей пропорции занятых в производстве также невелико. Однако этот продукт и эти люди способны внести значительный вклад в развитие экономики. Это общемировая тенденция. И она возникла не сегодня. Можно привести лишь один пример. На рубеже 1970 - 1980-х годов японцы заявили, что к 2025 году они будут не только производить товары, но, по преимуществу, разрабатывать технологии, то есть они полагали, что их страна будет генерировать основную массу инноваций в мире, другие страны будут приобретать у них инновационный продукт, а Япония на полученные деньги сможет закупать все необходимое. И эта установка была закреплена в концепции развития страны. До 2025 года, конечно, еще далеко, но время показало, что японцы ошиблись в своих прогнозах. Но, несомненно, и то, что чем больше инновационного продукта создает страна, тем лучше ее перспективы и экономические возможности.


Инновации - это всегда повышение производительности труда и увеличение добавленной стоимости. Иными словами, инновации - это не просто научный технический процесс, но и экономический успех, экономическая отдача.

Из этого положения проистекает потребность в инновационном развитии для современной России. Нам нужны экономические успехи и необходимо существенное изменение типа и структуры российской экономики.

Для современной в целом и для ее регионов в частности чрезвычайно актуальным становится выход экономики на инновационный уровень, что позволит решить целый комплекс проблем, как-то:

) переход от индустриального, сырьевого типа экономики к постиндустриальной модели «экономики знаний»;

) использование образовательного и креативного потенциала человеческих ресурсов России;

) повышение конкурентоспособности не только России в целом, но и ее регионов, в международной конкурентной борьбе за инвестиции и рынки сбыта;

) повышения уровня жизни граждан России, превращение образа жизни в более современный, насыщенный информацией, разнообразием, возможностью смены жизненных и профессиональных практик за жизненный цикл индивида;

) построение долгосрочной стратегии развития, базирующегося на инновационных приоритетах, идеи рывка в будущее, а не на сохранении стагнационного повторяющегося социального и экономического цикла.

Существуют разные варианты экономического развития и обновления, но я полагаю, что формирования инновационного сектора в экономике, который должен создаваться как часть международного и не только по принципу аутсорсинга, является предпочтительным. Ориентироваться следует на международные стандарты, нужно ставить высокие цели, не быть провинциальными. Нельзя идти инерционным путем, поскольку это означает все большее отставание от промышленно развитых стран и погружение в пучину стагнации.

Наличествует представление, как среди экспертов, так и в бизнес-кругах, что в силу высоких внутренних издержек, в том числе относительно высоких издержек на труд, конкурентоспособность российской экономики (особенно в секторе массового промышленного производства) ограничена. Издержки производства, конечно, существуют, но говорить о чрезмерно высоких издержках, скорее всего, неверно. Сейчас в России есть два типа предприятий: одни фактически идут по инерционному пути, в основном это предприятия, которые находятся в федеральной собственности, и собственники часто даже не знают, что происходит на конкретном предприятии. Другая группа предприятий - те, которые осуществляют модернизационный процесс, снизили издержки производства и в этом смысле являются вполне конкурентоспособными: при соответствующей экономической политики и правильно выбранной стратегии они могут попытаться войти на международный рынок.



К сожалению, слишком большое количество предприятий относится к первой группе, они не модернизировались, и это не позволяет российской экономики, в том числе региональной, быть конкурентоспособной по отношению к тому же Китаю. При следует отметить, что не модернизирующиеся предприятия оказывают влияния на экономический климат, создают негативное впечатление у иностранных инвесторов или крупных иностранных компаний, которые приходят к выводу, что наша экономика плохо модернизируется, не реформируется, предприятия, и люди плохо адаптируются к изменениям.

Это ситуацию, безусловно, необходимо менять. Путь изменений не должен быть «революционным», я бы предпочел термин «амбициозный» - ориентированный на высокие цели, такие, как занятия значимого места в мировой конкурентной борьбе. Это качественный новый уровень, ориентация на качественно новые продукты и качественно новое состояние экономики. То, что мы имеем, безусловно, необходимо модернизировать. Но при создании новых предприятий ориентиром должно быть инновационное решение - нужно ориентироваться на принципиально новые формы организации, а не опираться на старые.

Есть еще один важный момент: мы не можем концентрироваться только на внутреннем рынке. Очень важно не только прямо поставлять переработанное сырьё, но и вывозить готовую продукцию. У нас сырьевая экономика, и нам критически важно производить продукцию с серьёзной добавленной стоимостью. Это понимают все. И надо производить продукцию такого уровня, использую в первую очередь свои инновационные наработки, свои технологии. То есть, с нашей точки зрения, цель инноваций в экономическом плане может быть описана предельно точно - максимальное увеличение добавленной стоимости производимых товаров и продуктов. Сегодня в России очень слабо используются возможности получения из наличных ресурсов максимально возможной добавленной стоимости. Как пример можно привести наши самые важные на сегодняшний день сырьевые ресурсы - нефть и газ. Почему мы не можем построить перерабатывающие заводы, которые производили бы из углеводородов полистирол, полиэтилен и т.д. - то, что мы сегодня закупаем в Южной Корее и Китае? То же самое касается древесины. Нужно увеличивать долю перерабатываемого сырья с увеличением доли добавленной стоимости. Можно быть уверенным, что мировой рынок будет на это реагировать и покупать продукцию, произведенную нашими фабриками.


Это - первый шаг, а еще важнее было бы наладить производство из нефти и газа не промежуточных продуктов, а «конечных», тех же товаров народного потреблении, которые мы сегодня закупаем за границей. И это можно было бы назвать экономической инновацией. Хотя с технологической точки зрения оборудования тех же перерабатывающих заводов могло бы быть импортным: с технологической стороны - это модернизация, но экономически мы получим инновационный прорыв, резкое, многократное увеличение добавленной стоимости сырья, которое сегодня экспортируется за рубеж. И таких примеров сегодня можно привести массу. Вот почему для современной России инновации - это самая важная экономическая задача.
1.1 Инструменты государственного регулирования инновационного развития
Переход к инновационному развитию экономики РФ невозможен без формирования и развития региональных инновационных систем (РИС). В упрощённом виде алгоритм, вытекающий из стандартной концепции РИС, сводится к следующему:

) принятие комплекса мер, направленных на активный рост числа региональных вузов и исследовательских институтов (так называемых провайдеров знаний - новых технологий, перспективных научных исследований и т.п.), университетских компаний и/или содействующих тесной привязке местных фирм к внешним источникам этих знаний;

) привлечение в регион высококвалифицированных трудовых ресурсов и активное стимулирование роста профессиональной квалификации уже имеющегося персонала;

) создание сетей бизнес-инкубаторов для поддержки старт-ап-компаний;

) создание и/или долгосрочное финансирование деятельности исследовательской организации, отслеживающей на регулярной основе ключевые для важнейших региональных промышленных кластеров рынки и технологии;

) создание эффективных механизмов функционирования системы взаимодействия и коллаборационных отношений между региональными компаниями, исследовательскими организациями и государственными учреждениями;

) обеспечение тесных контактов внутри местной бизнес-элиты, то есть развитие формальных и неформальных сетевых организаций;

) обеспечение активного притока в регион венчурного капитала (на ранних этапах финансирования - создание сетей «бизнес-ангелов»).


Одним из первых разработчиков новой концепции РИС стал профессор Филипп Кук из Центра специальных исследований Кардиффского университета (Великобритания). Именно он предложил формальное трехзвенное определение РИС как «набора узлов в инновационной цепочке, включающей в себя непосредственно генерирующие знания фирмы, а также организации, предприятия, использующие (применяющие) эти знания, и разнообразные структуры, выполняющие специализированные посреднические функции: инфраструктурное обеспечение, финансирование инновационных проектов, их рыночную экспертизу и политическую поддержку».

Растущий интерес экономистов-теоретиков к этой концепции подпитывали также множественные эмпирические свидетельства в пользу того, что важнейшие элементы инновационного процесса (такие, например, как собственно генерирование инноваций, трансферт технологий и т. д.), как правило, являются географически локализованными и, тем самым, выдвигают региональный аспект на передний план. В частности, известный американский экономист Майкл Портер указывал на то, что устойчивые конкурентные преимущества фирм на глобальном уровне зачастую обеспечиваются их сильными позициями «на местах»: концентрацией высокоспециализированных производств, персонала, поддерживающих институциональных структур, поставщиков, заказчиков и т.п. в отдельно взятых регионах.

Таким образом, РИС есть феномен территориального развития условий и факторов производства, направления, движения которых формируются под влиянием глобализации и регионализации современной экономической системы в целом.

Перспективы инновационного развития страны во многом зависят от эффективности проводимой государством региональной политики. Для регионов РФ формирование государственной региональной инновационной политики (РИП) связано с разработкой политики, учитывающей специфику и социально-экономическое положение региона. Основной целью РИП является активизация инновационной деятельности в регионе, разработка механизмов ее реализации, а также методов стимулирования технологических изменений в реальном секторе экономики на основе нахождения баланса между рациональными потребностями в современных технологиях и имеющимися заделами в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

РИП, как это следует из анализа материалов законодательных актов, принятых в 49 российских регионах, направлена на решение следующих основных задач: