Файл: Показателей для оценки финансового состояния предприятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Эти показатели, как и предыдущие, рассчитываются на основе данных бухгалтерского баланса предприятия.
Коэффициент = Собственные средства/Имущество предприятия
Доля заемных средств = Сумма обязательств предприятия/Имущество предприятия
Соотношение заемных и собственных средств = Сумма обязательств предприятия/Собственные средства
У данных показателей также имеются свои нормативные значения для стран с развитой рыночной экономикой13:
Показатели рентабельности предприятия рассчитываются по следующим формулам14:
Рентабельность имущества = Чистая прибыль/Средняя величина активов предприятия * 100
Рентабельность собственных средств = Чистая прибыль/Средняя стоимость собственных средств * 100
Общая рентабельность производственных фондов = Валовая прибыль/Средняя стоимость производственных фондов * 100
Чистая норма прибыли = Чистая прибыль/Чистый объем продаж * 100
В зарубежной практике этот показатель называется маржой прибыли или коммерческой маржой. Его экономический смысл заключается в следующем: отражает удельный вес чистой прибыли в каждом рубле оборота.
Финансовые коэффициенты не понимают разницы в методах бухгалтерского учёта, не показывают качество составляющих компонентов. Также, они имеют статичный характер. Необходимо понимать ограничения, которые накладывают их использование, и относятся к ним как к инструменту анализа15.
В свою очередь, со стороны государства (исполнения налоговых обязательств предприятием) важен ответ на вопрос: способно ли предприятие к уплате налогов.
Поэтому с стороны налоговых органов финансовое положение характеризуется такими показателями как:
1) Балансовая прибыль.
2) Рентабельность активов = балансовая прибыль в процентах к стоимости активов.
3) Рентабельность реализации = балансовая прибыль в процентах к выручке от реализации.
4) Балансовая прибыль на 1 рубль средств на оплату труда.
Для получения итоговой оценки предприятия различные объемные показатели и финансовые коэффициенты объединяются (с учетом веса и значимости каждого из них) в комплексные (составные) показатели финансового состояния.
Постоянный контроль финансового состояния предприятия обеспечивает быстрое выявление отрицательных сторон в деятельности предприятия, что, в свою очередь, позволяет найти быстрый выход из сложившейся критической ситуации. По этой причине, анализу финансового состояния предприятия должно уделяться самое пристальное внимание.
1.2. Способы улучшения финансового состояния
Основной целью анализа финансового состояния предприятия является выявление путей для повышения рентабельности и стабилизации работы предприятия16.
Мероприятия, которые могут быть направлены на улучшения финансового состояния предприятия, включают в себя следующие:
1) мероприятия, направленные на повышение эффективности управления;
2) развитие системы рынка сбыта;
3) ускорение оборачиваемости оборотных активов.
Итогом, проведенных выше мероприятий, должно стать финансовое оздоровление предприятия, которое будет проявляться в постоянном извлечении выручки, росте рентабельности продаж и росте рентабельности собственного капитала.
К мероприятиям, направленным на повышении эффективности управления можно отнести следующие17:
1. Снижение себестоимости, реализуемой продукции. Для этого производятся следующие действия:
- реорганизация структуры управления. Для того, чтобы убрать ненужные звенья управленческого персонала или же, наоборот, набор дополнительного персонала в связи с производственной необходимостью. Результатом данного мероприятия станет сокращение накладных расходов.
- совершенствование работы службы материально-технического снабжения предприятия, для того чтобы сократить посредников при закупке сырья и материалов. Результатом данного мероприятия будет снижение цен на материалы.
- совершенствование качества оказываемых услуг.
- сокращение расходов на ремонт, совершенствование оборудования и понижение налога на имущество.
- сдача в аренду неиспользуемых производственных площадей и основных средств. Результатом данного мероприятия будет извлечение дополнительного дохода.
- введение материальной ответственности для всех сотрудников организации.
- совершенствование системы налогообложения.
- пересмотр учетной политики предприятия.
- снижение затрат на коммунальные услуги.
2. Повышение эффективности управления персоналом. Для этого необходимо применение следующих мер:
- повышение квалификации работников предприятия.
- повышение производительности труда.
- повышение уровня управления персоналом.
- управление трудовыми отношениями в коллективе и обеспечение нормальных условий труда.
- совершенствование системы мотивации сотрудников.
3. Реорганизация предприятия, ликвидация не рентабельных подразделений и создание новых, слияние с другими предприятиями. Как результат от данного мероприятия – это эффективное перераспределение всех ресурсов предприятия.
Мероприятий, направленные на расширение рынка сбыта и ускорения оборачиваемости оборотных активов должны включать следующие пункты18:
1. Ввод в производство новых видов продукции и/или повышение спроса и конкурентоспособности уже выпускаемой. Продвижение выпускаемой продукции и поиск более перспективной рыночной ниши. Для реализации этого мероприятия необходимо проведение следующих мер19:
- развитие отдела маркетинга и рекламы продукции.
- проведения SWOT-анализа, анализа конкурентов.
- анализ продаж, рентабельности продаж, емкости рынка.
- изучение круга потребителей выпускаемой продукции.
- разработка гибкой ценовой политики отдела сбыта.
Результатом вышеперечисленных мероприятий должно стать выявление видов продукции, которые пользуются наибольшим спросом на рынке, а также своевременное реагирование на колебания (снижение/увеличение) цен и колебания спроса на выпускаемую продукцию. Таким образом, предприятие сможет своевременно откорректировать своё производство и, по необходимости, внести необходимые изменения в выпуск уже имеющейся продукции и/или ввести в производство новую единицу.
Проведение указанных мероприятий также позволит постоянно следить за конкурентами, и во время принимать необходимые меры по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и расширению рынка сбыта.
Следствием будет снижение запасов готовой продукции, ускорение оборачиваемости оборотных активов предприятия, рост выручки от продаж и, как следствие, улучшение финансового состояния предприятия.
2. Взимание дебиторской задолженности. Для этого осуществляются следующие действия:
- увеличение доли предоплаты за реализуемую продукцию.
- привлечение юридической службы по взысканию просроченной части дебиторской задолженности.
Результатом от данных мероприятий будет увеличение денежных средств, ускорение оборачиваемости оборотных активов и, как следствие, это приведет к улучшению финансового состояния.
3. Модернизация изношенного оборудования. Сюда входят действия по приобретению более современного и универсального оборудования, которое позволит предприятию при необходимости диверсифицироваться.
4. Выбор более эффективной сбытовой политики.
- укрепление связей с наиболее благоприятными для реализации продукции регионами.
- укрепление прямой связи с конечным потребителем путем сокращения услуг посредников.
- открытие нескольких фирменных магазинов.
Результатом данных мероприятий будет значительное снижение уровня цен на выпускаемую продукцию, из-за отсутствия многократных наценок, которые возникают из-за организаций-посредников. Из-за снижения уровня цен произойдет повышение конкурентоспособности продукции. Улучшение сбытовой политики в благоприятных регионах также позволит увеличить объем реализации.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «МОСКОМПЛЕКТМЕБЕЛЬ»
2.1. Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Москомплектмебель»
История АО «Москомплектмебель» начинается с мая 1949г.
Массовый спрос на кухонную мебель, вызванный осуществлением государственной программы расширения жилищного строительства в 1950-е г.г., вызвал потребность создания специализированных предприятиях. Одним из таких предприятий в области производства кухонь и стало ЗАО «Москомплектмебель». В 60-е г.г. производится реконструкция предприятия, и значительно наращиваются производственные мощности. В 70-е г.г. кардинально пересматриваются технологические процессы, появляются автоматические линии. Сборка мебели начинает осуществляться на сборочных конвейерах. В 80-х, 90-х г.г. ЗАО «Москомплектмебель» становится своеобразным полигоном для освоения прогрессивных технологий и материалов.
В настоящее время ЗАО «МКМ» - это мощное производственное объединение, в состав которого входят: две производственные площадки (в г.Медынь и в г.Малоярославец), выставочный центр в г. Москве с фирменным салоном-магазином площадью более 2 000 кв.метров, и более 10 фирменных магазинов в других городах. Собственный полный цикл производства.
Компания имеет собственное конструкторское и дизайнерское бюро.
Удерживать лидерство сегодня, в условиях жесточайшей конкуренции, удается за счет политики справедливых и доступных массовому покупателю цен при традиционно высоком качестве изготовления и максимальном разнообразии предлагаемого ассортимента.
Рассмотрим организационную структуру ЗАО «Москомплектмебель» (рис. 1).
Генеральный директор ЗАО «МКМ»
Первый заместитель генерального директора
Директор по производству
Юристы
IT отдел
АХО
Отдел персонала
Главный бухгалтер
Коммерческий директор
Коэффициент = Собственные средства/Имущество предприятия
Доля заемных средств = Сумма обязательств предприятия/Имущество предприятия
Соотношение заемных и собственных средств = Сумма обязательств предприятия/Собственные средства
У данных показателей также имеются свои нормативные значения для стран с развитой рыночной экономикой13:
-
коэффициент независимости более 0,7; -
коэффициент заемных средств не более 0,3; -
соотношение заемных и собственных средств не более 1.
Показатели рентабельности предприятия рассчитываются по следующим формулам14:
Рентабельность имущества = Чистая прибыль/Средняя величина активов предприятия * 100
Рентабельность собственных средств = Чистая прибыль/Средняя стоимость собственных средств * 100
Общая рентабельность производственных фондов = Валовая прибыль/Средняя стоимость производственных фондов * 100
Чистая норма прибыли = Чистая прибыль/Чистый объем продаж * 100
В зарубежной практике этот показатель называется маржой прибыли или коммерческой маржой. Его экономический смысл заключается в следующем: отражает удельный вес чистой прибыли в каждом рубле оборота.
Финансовые коэффициенты не понимают разницы в методах бухгалтерского учёта, не показывают качество составляющих компонентов. Также, они имеют статичный характер. Необходимо понимать ограничения, которые накладывают их использование, и относятся к ним как к инструменту анализа15.
В свою очередь, со стороны государства (исполнения налоговых обязательств предприятием) важен ответ на вопрос: способно ли предприятие к уплате налогов.
Поэтому с стороны налоговых органов финансовое положение характеризуется такими показателями как:
1) Балансовая прибыль.
2) Рентабельность активов = балансовая прибыль в процентах к стоимости активов.
3) Рентабельность реализации = балансовая прибыль в процентах к выручке от реализации.
4) Балансовая прибыль на 1 рубль средств на оплату труда.
Для получения итоговой оценки предприятия различные объемные показатели и финансовые коэффициенты объединяются (с учетом веса и значимости каждого из них) в комплексные (составные) показатели финансового состояния.
Постоянный контроль финансового состояния предприятия обеспечивает быстрое выявление отрицательных сторон в деятельности предприятия, что, в свою очередь, позволяет найти быстрый выход из сложившейся критической ситуации. По этой причине, анализу финансового состояния предприятия должно уделяться самое пристальное внимание.
1.2. Способы улучшения финансового состояния
Основной целью анализа финансового состояния предприятия является выявление путей для повышения рентабельности и стабилизации работы предприятия16.
Мероприятия, которые могут быть направлены на улучшения финансового состояния предприятия, включают в себя следующие:
1) мероприятия, направленные на повышение эффективности управления;
2) развитие системы рынка сбыта;
3) ускорение оборачиваемости оборотных активов.
Итогом, проведенных выше мероприятий, должно стать финансовое оздоровление предприятия, которое будет проявляться в постоянном извлечении выручки, росте рентабельности продаж и росте рентабельности собственного капитала.
К мероприятиям, направленным на повышении эффективности управления можно отнести следующие17:
1. Снижение себестоимости, реализуемой продукции. Для этого производятся следующие действия:
- реорганизация структуры управления. Для того, чтобы убрать ненужные звенья управленческого персонала или же, наоборот, набор дополнительного персонала в связи с производственной необходимостью. Результатом данного мероприятия станет сокращение накладных расходов.
- совершенствование работы службы материально-технического снабжения предприятия, для того чтобы сократить посредников при закупке сырья и материалов. Результатом данного мероприятия будет снижение цен на материалы.
- совершенствование качества оказываемых услуг.
- сокращение расходов на ремонт, совершенствование оборудования и понижение налога на имущество.
- сдача в аренду неиспользуемых производственных площадей и основных средств. Результатом данного мероприятия будет извлечение дополнительного дохода.
- введение материальной ответственности для всех сотрудников организации.
- совершенствование системы налогообложения.
- пересмотр учетной политики предприятия.
- снижение затрат на коммунальные услуги.
2. Повышение эффективности управления персоналом. Для этого необходимо применение следующих мер:
- повышение квалификации работников предприятия.
- повышение производительности труда.
- повышение уровня управления персоналом.
- управление трудовыми отношениями в коллективе и обеспечение нормальных условий труда.
- совершенствование системы мотивации сотрудников.
3. Реорганизация предприятия, ликвидация не рентабельных подразделений и создание новых, слияние с другими предприятиями. Как результат от данного мероприятия – это эффективное перераспределение всех ресурсов предприятия.
Мероприятий, направленные на расширение рынка сбыта и ускорения оборачиваемости оборотных активов должны включать следующие пункты18:
1. Ввод в производство новых видов продукции и/или повышение спроса и конкурентоспособности уже выпускаемой. Продвижение выпускаемой продукции и поиск более перспективной рыночной ниши. Для реализации этого мероприятия необходимо проведение следующих мер19:
- развитие отдела маркетинга и рекламы продукции.
- проведения SWOT-анализа, анализа конкурентов.
- анализ продаж, рентабельности продаж, емкости рынка.
- изучение круга потребителей выпускаемой продукции.
- разработка гибкой ценовой политики отдела сбыта.
Результатом вышеперечисленных мероприятий должно стать выявление видов продукции, которые пользуются наибольшим спросом на рынке, а также своевременное реагирование на колебания (снижение/увеличение) цен и колебания спроса на выпускаемую продукцию. Таким образом, предприятие сможет своевременно откорректировать своё производство и, по необходимости, внести необходимые изменения в выпуск уже имеющейся продукции и/или ввести в производство новую единицу.
Проведение указанных мероприятий также позволит постоянно следить за конкурентами, и во время принимать необходимые меры по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и расширению рынка сбыта.
Следствием будет снижение запасов готовой продукции, ускорение оборачиваемости оборотных активов предприятия, рост выручки от продаж и, как следствие, улучшение финансового состояния предприятия.
2. Взимание дебиторской задолженности. Для этого осуществляются следующие действия:
- увеличение доли предоплаты за реализуемую продукцию.
- привлечение юридической службы по взысканию просроченной части дебиторской задолженности.
Результатом от данных мероприятий будет увеличение денежных средств, ускорение оборачиваемости оборотных активов и, как следствие, это приведет к улучшению финансового состояния.
3. Модернизация изношенного оборудования. Сюда входят действия по приобретению более современного и универсального оборудования, которое позволит предприятию при необходимости диверсифицироваться.
4. Выбор более эффективной сбытовой политики.
- укрепление связей с наиболее благоприятными для реализации продукции регионами.
- укрепление прямой связи с конечным потребителем путем сокращения услуг посредников.
- открытие нескольких фирменных магазинов.
Результатом данных мероприятий будет значительное снижение уровня цен на выпускаемую продукцию, из-за отсутствия многократных наценок, которые возникают из-за организаций-посредников. Из-за снижения уровня цен произойдет повышение конкурентоспособности продукции. Улучшение сбытовой политики в благоприятных регионах также позволит увеличить объем реализации.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «МОСКОМПЛЕКТМЕБЕЛЬ»
2.1. Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Москомплектмебель»
История АО «Москомплектмебель» начинается с мая 1949г.
Массовый спрос на кухонную мебель, вызванный осуществлением государственной программы расширения жилищного строительства в 1950-е г.г., вызвал потребность создания специализированных предприятиях. Одним из таких предприятий в области производства кухонь и стало ЗАО «Москомплектмебель». В 60-е г.г. производится реконструкция предприятия, и значительно наращиваются производственные мощности. В 70-е г.г. кардинально пересматриваются технологические процессы, появляются автоматические линии. Сборка мебели начинает осуществляться на сборочных конвейерах. В 80-х, 90-х г.г. ЗАО «Москомплектмебель» становится своеобразным полигоном для освоения прогрессивных технологий и материалов.
В настоящее время ЗАО «МКМ» - это мощное производственное объединение, в состав которого входят: две производственные площадки (в г.Медынь и в г.Малоярославец), выставочный центр в г. Москве с фирменным салоном-магазином площадью более 2 000 кв.метров, и более 10 фирменных магазинов в других городах. Собственный полный цикл производства.
Компания имеет собственное конструкторское и дизайнерское бюро.
Удерживать лидерство сегодня, в условиях жесточайшей конкуренции, удается за счет политики справедливых и доступных массовому покупателю цен при традиционно высоком качестве изготовления и максимальном разнообразии предлагаемого ассортимента.
Рассмотрим организационную структуру ЗАО «Москомплектмебель» (рис. 1).
Генеральный директор ЗАО «МКМ»
Первый заместитель генерального директора
Директор по производству
Юристы
IT отдел
АХО
Отдел персонала
Главный бухгалтер
Коммерческий директор