Файл: Органы исполнительной власти (Понятие, структура, правовой статус и признаки органов исполнительной власти Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 759
Скачиваний: 12
Следует отметить, что федеральный министр дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ. А также он дает предложение в Правительство РФ о назначении на должность или освобождении от должности руководителя государственного внебюджетного фонда. Принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов; вносит в Правительство РФ по представлению руководителя фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении его бюджета. Федеральный министр назначает проверки деятельности этих фондов в устанавливаемых действующим законодательством случаях.
1.2.2. Федеральная Служба РФ
В соответствии с ч. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральная служба (служба)является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ РФ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть как подведомственна Президенту РФ, так и находиться в ведении Правительства РФ.
Она не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа
Согласно ч. 5 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
1.2.3. Федеральное агентство
Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ РФ, ФЗ РФ, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.
в) Утратил силу;
г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ.
1.2.4. Органы исполнительной власти субъектов РФ
Рассмотрим создание территориальных органов федеральных министерств, федеральных агентств и служб исполнительной власти Российской Федерации. Оно регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. №491. В качестве примера можно привести Управление Федеральной службы безопасности по Белгородской области, Управление Министерства внутренних дел по Белгородской области и т.д. Все изменения в структуре органов исполнительной власти субъектов РФ происходит центральным органом исполнительной власти по согласованию с органом исполнительной власти конкретного территориального органа Российской Федерации.
В данный момент они создаются:
- в краях и областях;
- в республиках, имеющих свои конституции;
- в городах федерального значения;
- в автономных образованиях.
Необходимо отметить, что должно отсутствовать противопоставление законодательство в субъектах Российской Федерации. Действующим законодательство созданы принципы в соответствии с которыми происходит формирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регламентирует указанный порядок федеральный закон от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Таким образом можно утверждать, что субъект Российской Федерации осуществляет создание исполнительных органов Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми документами, которые устанавливают общие принципы организации государственной власти именно субъекта Российской Федерации. Согласно Конституции РФ список исполнительных органов субъекта РФ определяется высшими должностными лицами субъекта РФ.
В соответствии с ч.2 Ст. 24 ФЗ от 06.10.1999 №184 «об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
Также согласно Ст. 18 ФЗ от 06.10.1999 №184 «об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» который возглавляет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. В качестве руководителя может быть глава администрации, губернатор или также президент республики. Также стоит отметить, что Президент РФ может провести консультацию с политическими партиями о кандидате на должность высшего должностного лица субъекта РФ.
Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ:
- участвует как во внешней (Осуществление Внешнеэкономических связей - действия от имени субъекта РФ: подписание договоров, заключение соглашений), так и во внутренней политики (осуществляя взаимодействие с органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти);
- опубликование законов, создавая или издавая другие нормативные документы
- отклонение законов, которые принял представительный орган государственной власти субъекта РФ.
- Имеет право участвовать в представительном органе субъекта РФ с правом совещательного голоса
- Создает в соответствии с действующим законодательством РФ высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ
- Имеет право требовать созыва внеочередного заседания внеочередного законодательного (представительного) государственной власти субъекта РФ, а также требовать созыва его ранее установленного срока
- Издает такие нормативные документы как указы, распоряжения, постановления, обязательные к выполнению на территории данного конкретного субъекта РФ
Досрочные случаи прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ:
- смерть;
- отставка в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
- отставка по собственному желанию;
- его выезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации;
- недееспособность или ограниченно дееспособность, безвестно отсутствующим или объявление умершим;
- утрата гражданства РФ;
- вступление в отношении него в законную силу обвинительного - приговора суда;
- его отзыв избирателями субъекта РФ, если такой отзыв предусмотрен конституцией (уставом) субъекта РФ.
Выражение недоверия высшему должностному лицу законодательным органом государственной власти субъекта РФ (Ст. 19 ФЗ №184 от 06 октября 1999 г.):
издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;
ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) своих обязанностей.
Таким образом вся информация может быть представлена в виде следующей схемы
Рис. 2 Классификация органов исполнительной власти РФ
1.3. Правовой статус и признаки органов исполнительной власти Российской Федерации
Административно правовой статус органов исполнительной власти включает в себя:
- самостоятельность органов исполнительной власти в пределах их компетенции;
- право издания правовых актов;
- осуществление контроль вышестоящего органов нижестоящими;
- подзаконный характер деятельности
Административно правовой статус органов исполнительной власти определен в следующих нормативных правовых документах:
- Конституции РФ;
- Федеральных конституционные законах РФ;
- Федеральные законы РФ;
- Нормативные правовые акты Президента РФ;
- постановлениях Правительства РФ;
- в конституциях республик и других нормативно-правовых актах субъектов РФ.
Таким образом можно прийти к выводу, что указанные выше нормативные правовые документы определяют границы полномочий при осуществлении деятельности каждого органа исполнительной власти, меры дисциплинарной и административной ответственности. Формы и методы работы определяются в зависимости от направлений деятельности органа исполнительной власти Российской Федерации.
Основные методы работы :
инспектирование;
инструктирование;
принятие определенных нормативных документов;
сотрудничество с общественностью;
принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов.
Признаки органа исполнительной власти[2]:
выполнение публичных, государственных функций на основе государственно-властных полномочий, включающих исполнительные, регулятивные, координационные, контрольно-надзорные и иные формы управленческой деятельности в определенной сфере, отрасли, регионе;
оформление правового статуса этого органа положением, которое утверждается вышестоящим органом государственной власти или законом; в) право принимать в процессе исполнительно-распорядительной деятельности управленческие решения в форме правовых актов, виды и порядок принятия которых установлены за коном, которые должны соответствовать действующему законодательству и обязательны для исполнения в сфере ведения данного органа;
сложная внутренняя структура;
финансирование из государственного бюджета(федерального или субъекта РФ). Орган и его служащие не могут заниматься какой-либо хозяйственной или коммерческой деятельностью;
включение органа в систему соподчинения в системе исполнительной власти и отчетность перед органом государственной власти, учреждающим его.
Следует отметить, что свою деятельность органы исполнительной власти осуществляют согласно следующим положениям[3]:
государственная и территориальная целостность РФ;
распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;
верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
единство системы государственной власти;
разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.;
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.
Вывод: Органы исполнительный власти представляют собой сложный административный аппарат, который в соответствии с действующим законодательством, реализует программу государственной политики.