Файл: Органы исполнительной власти (Понятие, структура, правовой статус и признаки органов исполнительной власти Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 752

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В правовом государстве имеется система органов и институтов, которые обеспечивают защиту интересов общества, человека и гражданина. Стоит отметить, что права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью, а их соблюдение - обязанность государства (ст.2 Конституция РФ).

Каждый орган государственной власти наделен своими полномочиями. В которые входит право создавать нормативные правовые документы, которые действуют от имени государства. Выполнение их обязательно для исполнения для человека и гражданина.

В соответствии со Ст. 11 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации подразделяется на законодательную, судебную и исполнительную. Каждая из независима от другой. Исполнительная власть осуществляется посредством реализации методов и средств административного права.

Объектом данного исследования – характеристика органов исполнительной власти.

Предмет работы – рассмотреть вопрос каким образом органы государственного управления осуществляют свои полномочия в системе исполнительной Власти Российской Федерации

При написании данной курсовой работы поставлены следующие цели: изучение понятия, структуры, правового статуса и признаков органов исполнительной власти Российской Федерации

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть принцип работы органов исполнительной власти Российской Федерации;
  2. Изучить особенности деятельности министерств, ведомств и агентств, входящих в структуру, исполнительной системы Российской Федерации
  3. Проследить каким образом осуществляется взаимодействие Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти при обеспечении общественной безопасности и охраны общественного порядка

Таким образом во время исследования в данной курсовой работе мы рассматриваем не жестко закрепленную структуру федеральных органов исполнительной власти, а взятую в динамическом состоянии, в зависимости от внешних условий, внутренней и внешней политики государства.


Глава 1 Понятие, структура, правовой статус и признаки органов исполнительной власти Российской Федерации

1.1. Понятие и структура органов исполнительной власти Российской Федерации

Термин «органы исполнительной власти» довольно объемный, сложный. Современные ученые не дают точного определения данного понятия. Рассматриваемый аспект затрагивали многие известные ученые, такие как А.А. Демин, Ю.Н. Старилов, Д.Н. Бахрах, Л.Л. Попов и другие.

Под органом исполнительной власти[1] Л.Л. Попов считает, что следует понимать юридически и организационно обособленный орган государственной власти, наделенный государственно-властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в различных сферах жизни общества.

Наиболее полно с моей точки зрения данный термин раскрывает
Ю.Н. Старилов. Он утверждает, что органы исполнительной власти являются это внешняя форма выражения исполнительной власти.

Положения, обеспечивающие целостность и полноту системы органов исполнительной власти в РФ:

  1. Общие принципы, обязательные для исполнения:
  2. Конституционности и верховенства;
  3. Соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также разделения властей и т.д.;
  4. Организационно управленческий характер органов исполнительной власти;
  5. Формами административный правоотношений (подведомственность, подчиненность и т.д.);
  6. Соблюдения определенных правил (ведение делопроизводства, принятия и отмены определенных нормативных правовых документов и т. д.) в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ.

Структура органов исполнительной власти Российской Федерации представляет собой следующую структуру:

  • федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации:
  • федеральные министерства;
  • федеральные агентства;
  • федеральные службы.
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Стоит отметить, органы исполнительной власти субъектов РФ на исполняют в обязательном порядке акты федеральных органов исполнительной власти РФ.

Рис.1 Полномочия системы органов исполнительной власти РФ


Правительство Российской Федерации в соответствии со Ст. 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В полномочия Правительства РФ входит создание постановлений и распоряжений, которые создаются на основе основных нормативных правовых документов государства (Конституции РФ, указов Президента РФ), а также не должны противоречить им.

Также к основной деятельности Правительства РФ относится:

  1. осуществление внешней и внутренней политики РФ;
  2. проведение единой финансовой, денежной и кредитной политики
  3. осуществление контроля и надлежащего руководства за деятельностью федеральных министерств иных органов исполнительной власти;
  4. обеспечение обороноспособности страны, принятие определенных шагов по ее обеспечению
  5. разработка и представление Государственной Думе:
  6. федерального бюджета и организации его исполнения;
  7. отчета об исполнении федерального бюджета
  8. осуществление и проведение единой политики в области здравоохранения, экологии, науки, культуры и образования;
  9. создание и обеспечение мер по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, по охране общественного порядка и общественной безопасности;
  10. принятие мер по обеспечению единства системы исполнительной власти РФ;
  11. осуществление мер по обеспечению законодательной инициативы
  12. обеспечение иных полномочий, возложенных на него действующим законодательством;-

В соответствии со Ст. 24 ФКЗ №2 «О Правительстве Российской Федерации» Председатель Правительства проводит заседания Правительства Российской Федерации. При этом его голос является решающим. Он также распределяет обязанности между членами Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении

1.2. Классификация органов исполнительной власти


Структура федеральных органов исполнительной власти регламентирована Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»:

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

  1. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);
  2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);
  3. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России);
  4. Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество);
  5. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);
  6. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
    (ФСВТС России);
  7. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ТЭК России);
  8. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России);
  9. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России);
  10. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России);
  11. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) (ГФС России);
  12. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России);
  13. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) (ФСБ России);
  14. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба) (Росгвардия);
  15. Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) (ФСО России);
  16. Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба) (Росфинмониторинг);
  17. Федеральное архивное агентство (федеральное агентство) (Росархив);
  18. Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) (ГУСП);
  19. Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

  1. Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России);
  2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Дополнен - Указ Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 207) (Росздравнадзор);
  3. Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России);
  4. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России);
  5. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России);
  6. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
  7. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприродонадзор);
  8. Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы);
  9. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);
  10. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра);
  11. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России);
  12. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт);
  13. Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России);
  14. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития России);
  15. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России);
  16. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
  17. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство);
  18. Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России);
  19. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России);
  20. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России);
  21. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);
  22. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);
  23. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);
  24. Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор);
  25. Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот);
  26. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России);
  27. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд);
  28. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России);
  29. Федеральная налоговая служба (ФНС России);
  30. Федеральная пробирная палата (федеральная служба) (ФПП);
  31. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование);
  32. Федеральная таможенная служба (ФТС России);
  33. Федеральное казначейство (федеральная служба) (Казначейство России);
  34. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество);
  35. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России);
  36. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);
  37. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать);
  38. Федеральное агентство связи (Россвязь);
  39. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России);
  40. Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация);
  41. Федеральная служба государственной статистики (Росстат);
  42. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) Абзац (Исключен - Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2020 № 372);
  43. Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России);

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

  1. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России);
  2. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
  3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

Абзац (Исключен - Указ Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 207)

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
  2. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
  3. Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв);
  4. Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России);
  5. Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь);
  6. Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России);
  7. Федеральное агентство по туризму (Дополнен - Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2020 № 372) (Ростуризм).

1.2.1. Федеральные Министерства РФ

В соответствии с ч.3 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности.

В функции федерального министерства в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ РФ, ФЗ РФ, актами Президента РФ и Правительства РФ входит единоличное осуществление правового регулирования в своей установленной сфере деятельности, кроме аспектов, связанных с правовым регулированием которых в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ РФ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно ФКЗ РФ, ФЗ РФ, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Полномочия федерального министра:

  1. утверждение ежегодного план и показателей деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
  2. внесение в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
  3. внесение в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
  4. внесение в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;