Файл: Игровые и соревновательные методы в физическом воспитании.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Физическое воспитание
1.1. Сущность физического воспитания, роль физического воспитания студентов
1.2. Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания
1.3. Цель, задачи и методы физического воспитания
Глава 2. Игровой и соревновательный методы физического воспитания
2.2. Сущность соревновательного метода
Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты.
Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный характер деятельности. Возможность достижения игровой цели обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные действия. Игровая деятельность в процессе физического воспитания имеет, как правило, комплексный характер, т. е. включает в себя различные двигательные действия.
Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости. Игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.
Вероятностное программирование действий и ограниченные возможности точного дозирования нагрузки. Игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав действий, так и степень их влияния на занимающихся. Возможность достижения игровой цели различными способами, постоянное и внезапное изменение игровых ситуаций, динамичность и высокая эмоциональность взаимодействий - все это исключает возможность жестко программировать содержание упражнений и точно регулировать нагрузку по величине и направленности. Педагогическое управление имеет здесь более сложные и косвенные формы, чем в методах строго регламентированного упражнения.
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на от дельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.
Соревновательный метод позволяет:
- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
- содействовать воспитанию волевых качеств.
Соревновательный метод на уроках физической культуры используется для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.
К образовательным задачам относятся: совершенствование и закрепление навыков в беге, прыжках, метаниях, а также навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и лыжами.
К воспитательным задачам относятся: воспитание физических (быстроты, ловкости, меткости, силы, выносливости) и морально-волевых качеств (смелости, честности, мужества).
К оздоровительным задачам относятся: содействие нормальному формированию и развитию организма учащихся, укреплению их здоровья.
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме.
Основная определяющая черта соревновательного метода - сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.
Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.
Соревновательный метод характеризуется также унификацией предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В спорте же унификация закрепляется едиными правилами состязания, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Можно сказать, что соревновательный метод занимает как бы про межуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения.
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач - воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др.
Список использованной литературы
- Багнетова Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта: курс лекций. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ. – Р.н.Д.: 2009.
- Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Обучение двигательным действиям. Теория и методика. – М.: Либроком, 2010.
- Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта. Гриф УМО ВУЗов России. – М.: Академия, 2005.
- Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. Гриф МО РФ. – Р.н.Д.: Феникс, 2008.
- Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие. – М.: Академия, 2004.
- Дубровский В. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебный заведений. – М.: Владос, 2003.
- Кожухова Н.Н. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Гриф УМО МО РФ. – М.: Владос, 2008.
- Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Academia, 2009.
- Прокофьева В.Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта. – Р.н.Д.: Феникс, 2008.
- Сакун Э.И. Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе. – М.: Дашков и К, 2009.
- Холодов Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007.
Педагогическая модель формирования здоровья студентов в процессе физического воспитания
-
Холодов Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – с. 122 ↑
-
Холодов Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – с. 123 ↑
-
Холодов Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – с. 128 ↑
-
Сакун Э.И. Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе. – М.: Дашков и К, 2009. – с. 211 ↑
-
Сакун Э.И. Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе. – М.: Дашков и К, 2009. – с. 212 ↑
-
Сакун Э.И. Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе. – М.: Дашков и К, 2009. – с. 219 ↑
-
Кожухова Н.Н. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Гриф УМО МО РФ. – М.: Владос, 2008. – с. 146 ↑
-
Багнетова Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта: курс лекций. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ. – Р.н.Д.: 2009. – с. 190 ↑
-
Багнетова Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта: курс лекций. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ. – Р.н.Д.: 2009. – с. 192 ↑
-
Багнетова Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта: курс лекций. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ. – Р.н.Д.: 2009. – с. 195 ↑
-
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – с. 119 ↑
-
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – с. 121 ↑
-
Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Обучение двигательным действиям. Теория и методика. – М.: Либроком, 2010. – с. 153 ↑
-
Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Обучение двигательным действиям. Теория и методика. – М.: Либроком, 2010. – с. 155 ↑
-
Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Обучение двигательным действиям. Теория и методика. – М.: Либроком, 2010. – с. 156 ↑
-
Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Обучение двигательным действиям. Теория и методика. – М.: Либроком, 2010. – с. 158 ↑
-
Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Обучение двигательным действиям. Теория и методика. – М.: Либроком, 2010. – с. 159 ↑
-
Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта. Гриф УМО ВУЗов России. – М.: Академия, 2005. – с. 101 ↑
-
Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта. Гриф УМО ВУЗов России. – М.: Академия, 2005. – с. 104 ↑
-
Дубровский В. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебный заведений. – М.: Владос, 2003. – с. 142 ↑
-
Дубровский В. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебный заведений. – М.: Владос, 2003. – с. 145 ↑
-
Прокофьева В.Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта. – Р.н.Д.: Феникс, 2008. – с. 130 ↑
-
Прокофьева В.Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта. – Р.н.Д.: Феникс, 2008. – с. 133 ↑
-
Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. Гриф МО РФ. – Р.н.Д.: Феникс, 2008. – с. 146 ↑
-
Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. Гриф МО РФ. – Р.н.Д.: Феникс, 2008. – с. 147 ↑
-
Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. Гриф МО РФ. – Р.н.Д.: Феникс, 2008. – с. 148 ↑
-
Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. Гриф МО РФ. – Р.н.Д.: Феникс, 2008. – с. 148 ↑
-
Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. Гриф МО РФ. – Р.н.Д.: Феникс, 2008. – с. 149 ↑
-
Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Academia, 2009. – с. 148 ↑
-
Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Academia, 2009. – с. 149 ↑
-
Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Academia, 2009. – с. 151 ↑