ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 337
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания по теме 4.3. Критерии оценки качества работы педагога дополнительного образования
Цель: формирование проводить оценку качества работы педагога дополнительного образования с учетом разнообразных критериев и показателей для решения профессиональных задач.
Задание 4. На основе анализа материалов лекции, учебно – методических материалов и материалов сети Интернет определите и охарактеризуйте основные параметры учебных достижений, обучающихся в сфере дополнительного образования.
Параметр | Характеристика | Конкретные примеры |
Уровень освоения детьми содержания преподаваемого предмета | Критериями данного параметра могут выступать глубина и широта знаний, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям), уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях. | Оценить уровень усвоения содержания образовательной программы можно по следующим показателям: степень усвоения содержания; степень применения знаний на практике; умение анализировать; характер участия в образовательном процессе; качество детских творческих «продуктов»; стабильность практических достижений обучающихся. |
Устойчивость интереса детей к содержанию образовательной программы, к предлагаемой деятельности и коллективу | Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода ребенка из коллектива, характер участия ребенка в деятельности. | Показателями устойчивости интереса к деятельности и коллективу можно считать: текущая и перспективная сохранность контингента, наполняемость объединения; положительные мотивы посещения занятий; осознание обучающимися социальной значимости и полезности предмета (деятельности и коллектива) для себя; оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике; наличие преемников и детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом. |
Приобщенность обучающихся к культурным ценностям (мировым, российским, региональным) | Нравственное развитие обучающихся (ориентация на нравственные ценности). | Уровень воспитательных воздействий проявляется через показатели: характер отношений между педагогом и ребенком, между членами детского коллектива, микроклимат в группе; характер ориентаций и мотивов каждого ребенка и коллектива в целом, культура поведения обучающегося; адекватность поведения, выбора обучающимися позиций в отношениях и решений в различных ситуациях; освоение обучающимися культурных ценностей. |
Уровень творческой активности детей | Творческая активность и самостоятельность обучающихся. Выявлении позиции, отношения, желания ребенка в разных видах деятельности и о степени влияния педагога на эту позицию | Показатели степени творческой активности: владение технологиями поисковой, изобретательской, творческой деятельности; настроение и позиция ребенка в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность); эмоциональный комфорт (или дискомфорт) в творческой работе; способы выражения собственного мнения, точки зрения; количество и качество выдвигаемых идей, замыслов, нестандартных вариантов решений; желание освоить материал сверх программы или сверх временных границ курса обучения; степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях; динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом; разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, по содержанию курса обучения и видам деятельности, удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки. |
Уровень практической реализации творческих достижений обучающихся | Направленность динамики личностных изменений | Здесь показателями являются: характер изменения личностных качеств; направленность позиции ребенка в жизни и деятельности; адекватность мировосприятия, миропонимания и мировоззрения возрасту. |
Задание 5. На примере анализа опыта учреждения дополнительного образования (учреждение на выбор обучающегося) охарактеризуйте критерии и показатели, характеризующие качество результатов профессиональной деятельности педагога дополнительного образования (качество предоставления образовательных услуг, степень сформированности профессиональной компетентности педагога и др.).
Критерии качества работы педагога дополнительного образования.
Проблемы качества образования заключаются в степени расхождения между реальным состоянием образовательного процесса и его стандартами, и образовательными потребностями. Основными критериями качественного образования на уровне учреждения дополнительного образования являются: наличие некоторого набора общеобразовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку детей в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями; степень приближения практико-ориентированной части содержания образовательных программ к требованиями потенциальных заказчиков, на которых ориентируется образовательное учреждение; уровень освоения детьми выбранных ими образовательных программ; уровень удовлетворенности обучающимися результатами обучения.
В условиях складывающегося рынка образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высокого качества. Оказать их может только профессионально компетентный педагог. Вопрос оценки достижения результатов образовательной деятельности – это вопрос о защите от некачественных образовательных услуг. Следовательно, для удовлетворения социального заказа в системе дополнительного образования необходима диагностика достижений учащихся.
Учреждения дополнительного образования несут ответственность за мониторинг своего собственного качества. Культура качества в образовании возникает тогда, когда решение проблем потребителя становится целью каждого сотрудника образовательного учреждения и при этом структура образовательного учреждения позволяет им это делать.
Ни для кого не секрет, что качество образования не появляется внезапно. Его необходимо проектировать. Проектирование можно назвать по сути инновационным процессом, т.к. в результате рождается модифицированная или абсолютно новая модель, программа.
Основная трудность в осуществлении диагностики результатов образовательной деятельности – отсутствие надежного инструмента их измерения. Многие разработки анализируют различные аспекты проблемы, а не проблему в целом, где в качестве объекта анализа должна быть поставлена целостная система оценивания совокупности достижений в процессе обучения.
В качестве стандарта для педагога дополнительного образования, согласно Типовому положению, выступает образовательная (типовая, модифицированная, авторская) программа, утвержденная педагогическим советом ЦДОД, которая содержит в себе описание минимального уровня знаний, умений и навыков по определенному предмету.
Наиболее оптимальным представляется подход, учитывающий в комплексе достижения обучающихся в учебной, личностной и социальной сферах.
Говоря о достижениях учащихся, как о текущих, так и об итоговых, в сфере дополнительного образования можно выделить, как минимум, три группы параметров, по которым эти достижения необходимо отслеживать: учебные, личностные, социально-педагогические. Каждый из параметров может стать приоритетным в том или ином детском коллективе, в зависимости от его специфики.
Показатели реализации педагогом социальных функций: адекватность поведения, выбора детьми позиций в отношениях и решений в различных ситуациях; организация оздоровительной деятельности, снижение заболеваемости, отсутствие негативных изменений в состоянии здоровья, формирование здорового образа жизни; взаимодействие с семьей; действия педагога, направленные на профессиональное определение учащихся; адаптация выпускников к рыночным условиям; аналитические материалы педагога, фиксирующие и отслеживающие судьбы выпускников; действия педагога по охране прав ребенка и социальной защите: участие в разрешении затруднительных для детей ситуаций; поиск специалистов, способных оказать помощь учащимся; материальная поддержка детей: организация производственной деятельности, присуждение стипендий и пр.; выдача сертификатов и др. документов об образовании как объективная оценка и социальная поддержка выпускника.
В оценке качества деятельности и результатов деятельности можно выделить следующие позиции оценивания:
1) по ребёнку – показатели личности ученика, а также сумма показателей его обученности по конкретной программе и воспитанности; изменение его направленности, мотивов, ценностных ориентаций, жизненной позиции; успешность его социализации, освоение социальных ролей, профессиональная сориентированность);
2) по педагогу – профессионализм коллектива в целом и каждого конкретного педагога (рост его профессионализма, педагогического мастерства
, изменение позиции в воспитательном процессе и организации деятельности учреждения); творческий, научно-исследовательский, методический потенциал, общечеловеческая культура, такт, сдержанность, внимательность, заботливость).
3) по родителям – изменение отношений в семье, рост активности родителей в организации процесса обучения в ЦДОД, становлении коллектива);
Проведение самооценки дает возможность педагогическому работнику адекватно оценить собственные притязания в отношении профессиональной аттестации, увидеть достоинства и недостатки в своей профессиональной деятельности, определить задачи своего профессионального развития.
Критерии и показатели, характеризующие качество результатов профессиональной деятельности педагога дополнительного образования
1. Качество предоставления образовательных услуг
1.1 Доля обучающихся, занимающихся по адаптированной программе
1.2 Доля обучающихся, занимающихся по авторской программе
1.3. Сохранность контингента обучающихся
2. Степень сформированности психолого-педагогической компетентности
2.1 Наличие положительных внешних оценок деятельности педагога
2.2Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе
2.3 Наличие системы показателей эффективности образовательного процесса и результатов диагностики по данным показателям
2.4 Динамика показателей эффективности образовательного процесса
Подтверждающие документы: Отзывы и результаты анкетирования учащихся, родителей; данные, полученные на основе различных методик психолого-педагогической диагностики(анкетирование)
3. Результативность деятельности педагога
3.1 Вариативность использования различных видов деятельности обучающихся (походы, экскурсии, акции и.т.п.)
3.2 Количество призовых мест и лауреатов конкурсных мероприятий (конкурсы, гранты, фестивали, конференции, марафоны, смотры, отчетные концерты, праздники, утренники, выставки, ярмарки, соревнования и т.д.)
3.3 Доля обучающихся (от охваченных подготовкой по данному направлению у данного педагога), получивших призовые места на мероприятиях муниципального и регионального уровней
3.4 Признание высокого профессионализма педагога администрацией учреждения
3.5. Роль педагога в профессиональном самоопределении воспитанников
Подтверждающие документы: отчёт об использовании различных видов деятельности в образовательном процессе; копии дипломов, грамот, сертификатов победителей конкурсов, смотров, конференций и т.д.; справка – подтверждение факта подготовки данным педагогом конкретного победителя; справка о количестве обучающихся, получивших призовые места на мероприятиях различного уровня; анкеты, отзывы, благодарственные письма администрации о деятельности педагога дополнительного образования.
4.Профессиональное развитие педагога
4.1Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки
4.2 Обобщение и распространение собственного педагогического опыта через открытые занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, круглых столах
4.3 Наличие опубликованных авторских методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий
4.4 Участие в профессиональных конкурсах «Сердце отдаю детям», «Лидер в образовании», «Фестиваль достижений молодых специалистов» и т.п.
4.5 Участие педагога в опытно-экспериментальной деятельности, апробация новых технологий, методик
Подтверждающие документы: информация об обобщенном педагогическом опыте; список опубликованных материалов, подкрепленный выходными данными; копии дипломов и грамот профессиональных конкурсов; публикации о деятельности педагога дополнительного образования в средствах массовой информации, копии сертификатов авторской деятельности, распорядительные документы, свидетельствующие об участие педагога в опытно-экспериментальной деятельности, краткое описание используемой технологии.
Задание 6. Одним из критериев оценки качества работы педагога дополнительного образования является его профессиональное развитие.
Подтверждающие документы: информация об обобщенном педагогическом опыте; список опубликованных материалов, подкрепленный выходными данными; копии дипломов и грамот профессиональных конкурсов; публикации о деятельности педагога дополнительного образования в средствах массовой информации, копии сертификатов авторской деятельности, распорядительные документы, свидетельствующие об участие педагога в опытно-экспериментальной деятельности, краткое описание используемой технологии.
Создайте портфолио педагога дополнительного образования, опираясь на эти критерии.
Совершенствование дополнительное образование в РФ невозможно без повышения профессионализма кадрового состава с учетом нужд современности. Одной из технологий оценки уровня педагога служит портфолио - сборник документов, подтверждающих преподавательскую квалификацию и навыки.
Портфолио педагога дополнительного образования представляет собой: систематизированное собрание работ и документов, иллюстрирующих достижения и возможности владельца; средство самооценки и коррекции результатов деятельности; инструмент мотивации и стимулирования самообразования и творческой активности; метод самопрезентации.