Файл: Модель А. Остервальдера и Пинье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 499

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бизнес-модель, построенная с помощью программ класса «BMS», как правило, включает:

  • Систему (дерево) целей компании;
  • Модель бизнес-процессов;
  • Модель организационной структуры;
  • Справочник используемых документов.

Наличие комплексной бизнес-модели компании, основанной на визуальном (графическом) представлении информации о ней, представило новые возможности для анализа и дальнейшего совершенствования деятельности как организации в целом, так и ее отдельных бизнес-процессов. Преимущества же использования графики уже давно оценили инженеры, разрабатывая чертежи и схемы объектов, либо явлений реального мира. Если даже для такого простого объекта как отдельная деталь, выгоды использования визуального (графического) представления информации (а именно чертежа детали) для анализа очевидны, то, что уж говорить про организации, «устройство» которых на порядки сложнее. Проведя аналогию можно сказать, что бизнес-моделирование это по-сути «разработка чертежей» организации. Бизнес-модель позволяет сделать компанию более прозрачной, готовой к регулярному анализу, управлению и, самое главное, дальнейшему улучшению.

Бизнес-моделирование, безусловно, необходимо в высококонкурентной, динамичной бизнес-среде, там, где скорость проведении внутренних изменений, сопутствующие им риски являются критическими факторами успеха компании.

4 Этап: 2000 г.г XXI века, и до настоящего времени:

Бизнес-моделирование, поддержанное соответствующим программным обеспечением, постепенно развилось до отдельной методологии менеджмента, которая получила название «бизнес-инжиниринга». Стержневая идея бизнес-инжиниринга заключается в анализе и совершенствовании деятельности компании посредством широкого применения ее бизнес-моделей, созданных с применением процессного подхода.

Существующая динамика изменений внешней бизнес-среды выдвигает новые требования к проведению соответствующих им внутренних изменений. Скорость проведения изменений, улучшений во многом определяется возможностями анализа того или иного аспекта деятельности организации, будь-то бизнес-процесс или организационная структура. Наличие навыков проведения внутренних изменений, их системное применение являются необходимым условием выживаемости и успешности компании. Моделирование бизнес-процессов является тем инструментом, который позволяет облегчить проведение внутренних изменений, улучшений на уровне соответствующем сложности этой задачи.


Сегодня идеи бизнес-моделирования, бизнес-инжиниринга актуальны и для Беларуси. Это подтверждается тем фактом, что в отдельных компаниях появились заместители директора, подразделения по организационному развитию и анализу, оптимизации бизнес-процессов. Одни из основных задач новых подразделений: постоянный мониторинг, анализ и улучшение бизнес-процессов, деятельности компании. Этот же подход заложен в основу, является принципом системы менеджмента качества, построенной в соответствии с требованиями ISO 9001. К сожалению, бизнес-модель компании представляет из себя достаточно сложную систему с множеством элементов и их взаимосвязей. Поэтому, безусловно, имея в качестве инструмента соответствующие программы, задачу совершенствовании деятельности компании решать можно гораздо легче и эффективнее.

1.3 Какие бывают бизнес модели

 Какие бывают бизнес-модели ? Профессор Майкл Рапп выделил 9 основных концепций: брокерская, рекламная, инфопосредническая, торговая, производственная, партнерская, сообщество, подписная и по потреблению. Ознакомься с концепциями их подвидами более детально. 

Первая модель - брокерская используется как в компаниях, оказывающих услуги для других компаний, так и для обычных пользователей. Интересный подид когда пользователи общаются напрямую с другим, например Avito. брокерский бизнеc соединяет покупателей и продавцов и приводит между ними транзакции, за что взимает определенную сумму денег. Это может быть фиксированная ставка или процент от сделки. Если вы понимаете, как работает алиэкспресс то бизнес модель будет вам понятна. У брокеров есть несколько подвидов. Мы обсудим самые яркие примеры. Подвид брокеров - это площадка выполнения заказов. В России наиболее известен профи.ru, где вы можете найти репетитора по математике или тренера в фитнес зал. Заказ выполняют в соответствии с критериями. Например, цена и срок услуги по запросу клиента. 

Аукционный брокер. Бизнес проводящий аукционы для продавцов, других компаний или обычных пользователей. Собирает издержки за размещение товаров и комиссионные, величина которых определяется суммой транзакции. Самый известный пример - это Ebay. 

Платежной брокер. Представляет сторонний платежный механизм для проведения транзакции между покупателями и продавцами. Киви или Яндекс деньги будут хорошим примером.


Виртуальный рынок. Интернет площадка для онлайн продавцов, взымающая оплату за первоначальное размещение, ежемесячный членские платежи или транзакции. Также может предлагать сопутствующие рыночные услуги. С самой известный в мире пример - это Amazon.

 Вторая модель - рекламная. Расширение традиционной концепции СМИ. Бизнес представляет потребителям контенты сервиса, транслирует рекламу заказчиков. Рекламная модель работает наиболее эффективно либо при правильном выборе ниши, либо при больших объемах потребителя контента. Очевидно, что реклама в 3 часа утра сработает хуже, чем во время финала чемпионата мира по футболу. Информационный портал - площадка с большим объемом трафика, представляющей контент и дополнительные сервисы. Существуют персонализированные и нишевые порталы. Первые предоставляют пользователям возможность самому выбрать, что им интересно, а вторые ориентированы на определенную аудиторию. В России это всем известный Пикабу или американский Рэдит. Доска объявлений - список позиций для покупки или продажи. Бизнес либо взимает плату за размещение в списке, либо работают по подписной модели. Автору или из рук в руки помогают понять, как это устроено. Ресурсы с обязательной регистрацией. Проекты с бесплатным контентом требующие от посетителей создания аккаунта и предоставление определенных демографических данных. Это позволяет отслеживать поведение пользователей и создавать портреты потребительских сегментов, используемых для проведения таргетирования рекламных компаний. Если вы готовились к рефератам, то видели рефераты на сайте, в котором просят зарегистрироваться чтобы получить доступ к полной статье - это как раз наш случай. Поисковая и контекстная реклама - продажа рекламных позиций баннеров в выдаче поисковых систем поиска Google или Яндекс. Объявления перед основным контентом - анимированное объявление, отображаемое при переходе на сайт перед основным контентом. Всем вам известная реклама на youtube перед обзором вашей любимой игры или чего-то ещё. 

Инфоброкерство. Пользовательские данные представляют высокую ценность для компании, а информация продуктов цена для потребителей. Инфопосредники занимается продажей ценной информации покупателям и компаниям. Наиболее яркий пример - это рекламная сеть. Она транслирует баннерную рекламу на сайтах участников сети, представляющих информацию о своем трафике. Рекламной сети также собирает данные посетителей самостоятельно в целях анализа эффективности маркетинга.


Продавец. Оптовые и розничные онлайн-торговцы товарами и услугами; виртуальный продавец - ритейлер, работающий исключительно в интернете, но продающий реальные товары, например - OZON.ru; цифровой продавец - продает исключительно цифровые продукты и услуги, выполняет продажи и доставку самостоятельно, экономя на логистике в реальном мире, например - магазин игр Steam.

 Производитель - в рамках этой модели, производитель самостоятельно выполняет продажи своего товаров в сети, сокращая, таким образом каналы, дистрибьюции и траты, например - магазин игр PS Store. Возможность использования товара, может быть, как постоянным - покупка, так и временно, например, вы можете взять фильм на неделю в аренду в некоторых интернет-кинотеатрах. 

Партнёрский маркетинг - это более развитый вариант рекламных услуг. Вы можете приобретать или продавать лидов дружественных ресурсов, обмениваться баннерами, договариваться об оплате за клик, переход, выполнения определенного действия и тд. Хороший пример - это оплата за выполнение посетителем, приведенных партнером, целевого действия, например - установки приложений. Вы также можете разделить прибыль от сделки.

 Модель сообщества - пользователи интернета собираются для коммуникации или по общим интересам, на специализированных веб-площадках. Прибыль последних может обеспечиваться множеством источников, например - собственной рекламной платформой, подписной моделью, предоставления дополнительных привилегий и тд. Если вы зарегистрированы в Вконтакте, то понимаете о чём я говорю. Есть множество подвидов работы сообщества, к примеру - доступ к эксклюзивному контенту за пожертвование, как в Patreon, или общаться напрямую со звездой.

Подписная модель - пользователи оформляют подписку на определённый сервис. Это может быть подписка на контент (Youtube), возможность общаться с специалистами высокого уровня (Linkedin), возможность читать развёрнутые аналитические статьи (РБК). 

По потреблению - антипод модели подписки, где клиенту также предоставляется определённый сервис, но форма оплаты уперается на потреблённом трафике полученной информации или другим количественным показателем. Две основные модели: ограничение по использованию - оплата в зависимости от объёма использованных ресурсов, будь то контент или количество памяти предоствленной компанией; по объёму услуг - предоставляет подписчикам приобрести ограниченный доступ к ресурсам. Знание и понимание концепции бизнес-моделей поможет вам не только быстро адаптироваться к изменениям рынка, но и определять точки роста вашего стартапа. 


Четыре основных элемента бизнеса: клиенты, предложение, инфраструктура и финансовая устойчивость помогут достигнуть успеха и не дать проекту утонуть на старте.

Глава 2. Подробный анализ сегментов модели и её актуальность в наши дни.

2.1. Концепции создания модели Остервальдера и Пинье

Сейчас мы рассмотрим одну из самых популярных бизнес-моделей, которая известна как бизнес-модель Остервальдера. Что это такое, для чего она нужна, как ее построить на примере, где взять шаблоны и т.д.

Александр Остервальдер — бизнесмен и ученый родом из Швейцарии. Совместно со своим коллегой Ивом Пинье он разработал универсальный метод построения бизнес-модели для нового или уже действующего бизнеса. Данная методика описана в его книге «Построение бизнес-моделей», изданной в 2011 году, и уже многократно опробована в разных странах для самых разных направлений деятельности.

В 2015 году Остервальдер и Пинье получили престижную награду Thinkers50 Strategy Award за достижения в области развития стратегического мышления в бизнесе. А в 2017 году они же заняли 7 место в рейтинге самых влиятельных бизнес-мыслителей мира Thinkers50.

Разработанная модель позволяет провести комплексную оценку бизнеса, сделав акцент на его самых важных моментах. Давайте рассмотрим, как построить бизнес-модель Остервальдера на примере.

Построение бизнес-модели Остервальдера включает в себя моделирование ситуации и ее анализ по следующим ключевым направлениям:

  • Портрет клиента.
  • Продукт и его ценность.
  • Взаимоотношения с клиентами.
  • Каналы сбыта.
  • Структура доходов.
  • Ресурсы для бизнеса.
  • Виды деятельности.
  • Партнеры и конкуренты.
  • Структура затрат.

Чтобы построить бизнес-модель Остервальдера, прежде всего, нам понадобится шаблон, в который мы будем вписывать самое важное. Его можно скачать в интернете или нарисовать самостоятельно. Для наглядности лучше всего делать это, например, на маркерной доске, прикрепляя к ней стикеры или вписывая основные моменты маркером. Но можно расчертить шаблон и на обычном листе или в компьютерных приложениях.