Файл: Курсовая работа по дисциплине Организация коммерческой деятельности на тему Организация коммерческой деятельности по работе с контрагентами на примере ао Тандер.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важным этапом коммерческой деятельности является подбор наиболее надежных и перспективных партнеров, с которыми устанавливаются хозяйственные связи. Реализации этого этапа предшествует работа по изучению возможностей поставщиков товаров, в том числе их ассортимента и объемов предлагаемых товаров, условий поставок, цен.

На следующем этапе коммерческой деятельности принимается решение об установлении договорных отношений с поставщиками различных товаров. Между сторонами договора согласуются все пункты, связанные с непосредственной подготовкой проекта договора и его подписанием. Результатом данного этапа является подписанный договор на поставку товаров, за выполнением которого нужно осуществлять четкий контроль5.

На этом заканчиваются коммерческие операции по закупкам товаров. Далее следует реализовать комплекс технологических операций, которые связанны с разгрузкой транспортных средств, поступлением и приемкой товаров по количеству и качеству, их хранением, перемещением и др. После этого коммерческая деятельность может развиваться по двум направлениям: оптовая или розничная торговля

В рамках коммерческой деятельности на предприятиях оптовой торговли реализуются следующие этапы:

  • управление ассортиментом товаров;

  • управление товарными запасами;

  • оптовую продажу товаров;

  • оказание услуг оптовым покупателям;

  • рекламно-информационную работу.

Управление товарными запасами в оптовой торговле предполагает оперативный учет и контроль за их состоянием, нормирование, а также регулирование запасов в зависимости от конъюнктуры рынка. Товарные запасы должны формироваться исходя из существующего спроса, их уровень должен обеспечивать удовлетворение потребностей оптовых покупателей.

Управление ассортиментом товаров является одной из важных функций коммерческих служб оптовых предприятий. Оно обеспечивает поддержание на складах такого ассортимента товаров, который удовлетворял бы запросы оптовых покупателей в полном объеме.

Успешность операций по оптовой продаже товаров во многом определяется эффективностью рекламно-информационной работы коммерческих служб. Она должна быть хорошо спланированной, систематической, обеспечивающей прибыльную реализацию товаров и оказание услуг оптовым покупателям6.

Коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров является одним из самых важных этапов, определяющих экономическую эффективность работы предприятий. Наряду с продажей товаров, предприятия, занимающиеся оптовыми операциями, оказывают своим партнерам по хозяйственным связям разнообразные торговые услуги:


  • рекламно-информационные услуги;

  • посреднические услуги по поиску поставщиков товаров и оптовых покупателей;

  • организационно-консультативные услуги по вопросам ассортимента и качества товаров и др.

Коммерческие операции на предприятиях розничной торговли также имеют свою специфику. В этом случае также приходится иметь дело с управлением товарными запасами и ассортиментов товаров. Однако в отличие от операций, выполняемых в оптовых предприятиях, устанавливаются другие размеры и структура товарных запасов, сроки нахождения товаров на предприятиях розничной торговли, иные подходы к формированию ассортимента товаров в розничной торговой сети7.

Свою специфику имеет и рекламно-информационная деятельность таких предприятий. Отличаются оказываемые ими услуги, так как рассчитаны они на непосредственных потребителей товаров – население.

Важно не только предложить розничному покупателю широкий выбор высококачественных товаров и обширный перечень услуг, но и использовать удобные для покупателя методы продажи, прогрессивные системы расчета за покупки и др.

Таким образом, успешность коммерческой деятельности предприятий определяется использованием передовой технологии и новой техники, наличием конкурентоспособных товаров и услуг, финансовой устойчивостью. Все это позволяет определить потенциальные коммерческие возможности и выработать мероприятия, повышающие эффективность коммерческой деятельности.
1.2 Понятие и виды договоров в коммерческой деятельности по работе с контрагентами
В России основным источником договорного права остается Гражданский кодекс Российской Федерации, где содержатся общие положения о договоре, а также нормы, которые регулируют отдельные его виды.

Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об изменении, установлении или прекращении гражданских прав и обязанностей

В качестве сторон договора могут выступать граждане и юридические лица. Стороны в праве самостоятельно определять все условия договора, за исключением случаев, когда содержание условия противоречит действующему законодательству. Договор является важнейшим инструментом, регулирующим коммерческую деятельность.



Контрагент — это лицо и термин, который часто применяется в гражданско-правовых отношениях. Он означает одну из сторон, которые договариваются между собой в ходе проведения каких-либо сделок. Часто стороны в договорах друг другу противопоставляются, то есть все обязательства одной стороны будут практически полностью не соответствовать требованиям другой стороны правовых отношений. Под этим термином может также подразумеваться подрядчик или компания, исполняющая какие-либо работы по договору. Этот же термин встречается и в бухгалтерии, где контрагентом называют юридическое или физическое лицо, которое может выступать в роли одной из сторон сделки8.

Согласно законодательству, к договору необходимо применять правила о двух- и многосторонних сделках, которые предусмотрены в главе 9 ГК РФ. Законом также закреплено общее правило, по которому условия договора определяются исключительно соглашением сторон. Исключение могут составить случаи, когда содержание договорного условия предписано в законе или в иных правовых актах9.

Необходимыми признаками договора, которые закреплены в законе, служат: достижение соглашения по всем существенным условиям договора и наличие согласованной сторонами общей цели их взаимосвязанной деятельности. Согласованная сторонами цель упорядочивает приложение усилий сторон, так как достижению цели должны подчиняться все условия договора. Важной функцией договора является определение в нем сторонами-участниками действий, подлежащих совершению для достижения цели договора. Эти действия составляют предметное содержание договорного обязательства10.

Субъекты договора сами устанавливают то, что должно быть сделано ими в силу договора, который заключает в себе возможности государственного принуждения к его соблюдению через законодательные меры воздействия или меры, предусмотренные самим договором.

Современное законодательство закрепляет принцип свободы договора, включающий самостоятельность принятия решения о заключении договора, а также свободу выбора вида договора, контрагента, определения условий, не противоречащих закону.

В ГК РФ предусматривается обязательность заключения публичных договоров коммерческими организациями, осуществляющими хозяйственные взаимоотношения с неограниченным кругом потребителей. Такой характер деятельности предприятия подтверждается его уставом или лицензией. Предприятие, отвечающее этим условиям должно заключить договор с каждым, кто обратится с требованием об этом.


ГК РФ определено обязательное заключение договоров, в тех случаях, когда для предприятия исключается действие принципа свободы договора. Например, обязательность заключения договора с тем лицом, которое выиграло торги, для банка обязательность заключения договора банковского счета с клиентами и др.

Наиболее общими критериями для выделения договоров в коммерческой деятельности можно назвать:

  • связь с процессом продвижения товаров от изготовителей к потребителям, с торговым оборотом;

  • наличие хотя бы с одной стороны субъекта, действующего в качестве коммерческой организации;

  • наличие экономического интереса у каждой из сторон, возмездный характер договора

Основными видами договоров, применяемых в коммерческой деятельности по работе с контрагентами, являются:

  • договор купли-продажи;

  • договор розничной купли-продажи;

  • договор поставки;

  • договор складского хранения;

  • договор комиссии;

  • трудовой договор.

По договору купли-продажи продавец обязуется передать товар в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.

Согласно договору розничной купли-продажи, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу продавец, обязуется передать покупателю товар, который предназначен для домашнего, личного или семейного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором11.

Поставщик-продавец по договору поставки осуществляет коммерческую деятельность, обязуется передать в определенные сроки, закупаемые или производимые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в других целях, которые не связаны с семейным, личным, домашним или иным использованием.

Договор поставки один из видов хозяйственных договоров, который является разновидностью договора купли-продажи и аналогичен ему во многом по форме. Согласно данному договору поставщики обязуются в назначенные сроки передать товар в собственность конкретному покупателю, который, в свою очередь, обязуется принять данный товар и уплатить за него определенную по договоренности денежную сумму.


Основными отличиями такого договора от договора купли-продажи являются:

- особый субъект договора, так как в качестве поставщика может выступить как индивидуальный предприниматель, так и   коммерческая организация;

- товары передаются покупателю для использования их в дальнейшем в предпринимательской деятельности

Односторонний отказ от исполнения полностью или частично договора поставки без возмещения убытков другой стороне допускается только при следующих случаях с нарушением условий ранее заключенного договора:

- при поставке товара ненадлежащего качества;

- при нарушении покупателем условий оплаты поставленного товара, предусмотренных заключенным договором сроков или при объявлении его неплатежеспособным;

- в случае существенного нарушения покупателем ранее предусмотренной договором обязанности по выборке конкретного товара;

- при неоднократном, систематическом нарушении поставщиком сроков поставки товара покупателю сверх предусмотренных в договоре сроков

В настоящее время правовое регулирование отношений договора поставки осуществляет множество разноуровневых нормативных гражданско-правовых актов, а также нормативных актов смежных отраслей права, как частного, так и публичного права. В действующем российском гражданском законодательстве правовому регулированию договоров поставки посвящён 3 параграф главы 30 ГК РФ. В ГК РФ статьях 506-524 также рассматриваются аспекты, связанные с регулированием возможных разногласий при подписании договора поставки, порядка поставки товара по договору, ассортимента поставляемого товара и других вопросов взаимоотношений сторон по конкретной сделке12.

По договору складского хранения товарный склад обязуется за определенное вознаграждение хранить товары, которые переданы ему товаровладельцем, и возвратить эти товары в полной сохранности.

По договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента за обозначенное в договоре вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет средств комитента.

Трудовой договор - это соглашение, которое заключается между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять определенную работу с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель, в свою очередь, обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон, условия труда.