ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 462
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
= в-третьих, «философия направлена на то, чтобы освободить чело-веческое мышление от тех разнообразных (рациональных, формальных, интуитивных и пр. ловушек, которые гнездятся внутри этого мышления [7,с. 23], философия выполняет роль чистилища мышления.
= в-четвертых, “ философия рассматривает не просто человека как субъекта, но человека в его отношении к миру”, определить его место в универсуме бытия [7, с. 23];
= в-пятых, “философия должна ответить на так называемый “основной вопрос философии” - о первичности объективного или субъективного бытия” [7, с.23];
= в-шестых, “философия должна обосновать свой предмет как универсальный стержень процессов познания вообще” [7, с.23].
Представленные критерии предмета философии А.Г. Спиркин обусловливает простой мыслью: по его мнению Вселенная «в самой своей природе “предполагала” появление жизни и, следовательно, человека, поэ-тому между существованием человека и фундаментальными свойствами Вселенной имеется непосредственная связь» [7, с.24]. Её раскрытие – зада-ча философии и науки.
2.2. Основной вопрос философии.
Несмотря на бесконечную множественность философской пробле-матики, философия все-таки выделяет так называемый “основной вопрос философии”.
а) Понятие (определение) основного вопроса философии:
Основной вопрос философии имеет две стороны - онтологическую и гносеологическую:
– онтологическая сторона звучит так: “Что первично - материя или сознание?” (или бытие или мышление, природа или дух, материальное или идеальное, объективный (физический) мир или субъективный (психичес-кий) мир);
– гносеологическая его сторона: “Познаваем ли мир?”.
б) В зависимости от ответа на данный вопрос, все философы мира (начиная с античности) разделились пополам:
– те философы, которые считают, что материя (природа, физический мир) первична, а сознание (психика) вторично (и производно от материи) называются материалистами. Родоначальник этой мировоззренческой ли-нии - древнегреческий философ Демокрит;
–те философы, которые полагают, что идеальное (психическое, соз-нание) первично, а материя (природа) вторична называются идеалистами. Родоначальник идеализма – древнегреческий философ Платон.
в) “Основной вопрос философии” был сформулирован Ф. Энгель-сом (“Диалектика природы”) и составляет краеугольный камень любой философской концепции.
NB: все философские концепции начинаются и разрешаются
в рамках ответа на “основной вопрос философии”.
г) В медицинской сфере суть основного вопроса философии - материя или сознание (или: тело или психика) будет звучать так: что пер-вично в заболевании - тело (сома) или психика. Отсюда врач выясняет причину новообразования – “психосоматика” или “соматопсихика” в его содержательном ядре, а затем будет решать эту проблему в рамках своей профессиональной компетенции.
Вопрос третий. “Соотношение философии и науки”.
3.1. “Критерии философского и научного знания”.
а) философское знание:
– отсутствие локуса философского знания;
– его пределы - сила мысли (мышления) самого философа.
б) научное знание:
– научное знание, имеет свой предел;
– его пределом является результат научного эксперимента.
3.2. Классическое определение научной истины.
– Научный эксперимент устанавливает истинность или неистин-ность идеи, концепции, теории.
– Классическое определение научной истины сформулировано В.И. Лениным и выражено в двух его цитатах:
= «Практика – критерий истины» (т.е. эксперимент);
= «Истина всегда конкретна».
4.1. Структура философии:
4.1.1. Общая философия (основы):
– философия – теоретическая основа мировоззрения;
– философия как общая методология;
– история философии.
– Бытие и сознание:
= материя: единство и многообразие форм проявления;
= сознание: сущность и происхождение.
4.1.2. Научно-теоретическая (фундаментальная) философия:
– связь и развитие – основные принципы диалектики;
– основные законы диалектики;
– основные категории диалектики;
– теория сознания, мышления, познания.
4.1.3. Прикладная философия:
– социальная философия;
– природа и общество (экология);
– философия экономической сферы общества;
– политическая сфера общества;
– философия управления;
– философское понимание человека;
– духовная сфера жизни общества;
– исторический прогресс и глобальные проблемы современности;
– философия науки и др.
4.1.4. Вненаучная философия: историческое формирование врачебного мировоззрения и мышления:
а) философия экзотеризма и оккультизма, нумерология, астрология и т.п.;
б) исторические типы мировоззрения (картины мира) и четыре основных варианта «моделей болезни»:
– мифологическая (магико-анимистическая);
– религиозная (мистико-религиозная);
– философская (натурфилософская);
– научная (естественнонаучная).
Очень кратко отметим историческую связь этих моделей болезни с картинами мира (развивающимся мировоззрением врача).
1. Мифологическая картина мира (или мировоззрение) связана с магико-анимистическими представлениями о болезни.
а) болезнь – это не естественное явление, а как бы проявление чуж-
дых человеку сверхъестественных (мистических, идеальных) сил;
б) болезнь – это следствие греха, вины, знак наказания и поощре-
ния;
в) болезнь – это истечение злого духа, следствие колдовства.
NB: Техника врачевания (в давние времена):
– изгнание или умиротворение злого духа путем прине-
сения жертвы, молитвы, стремление перехитрить его;
– эта терапия противоречива: здравому смыслу; закону
сохранения энергии; каузальному принципу (принципу
причинности); научным взглядам;
– эти техники врачевания были оправданы только в пределах
мифологической картины мира (мифологического миро-
воззрения).
Мистико-религиозная (дуалистическая) картина (или мировоззре-ние):
а) концепции болезни умозрительные и базируются на представлениях:
– мистико-религиозных;
– натурфилософских;
б) конкретизация вопроса:
2. Мистико-религиозные концепции болезни:
– болезни властвуют над человеком;
– болезнь – это персонифицированная сила.
3. Натурфилософские концепции болезни:
а) выводились из аналогии природы человека (микрокосмоса) и при-
роды мира (макрокосмоса);
б) принципы истинности в них – не соответствие фактам, а логичес-
кая связь и правдоподобие (в пределах определенной мировоз-
зренческой системы);
NB-1: аристотелевская философия дольше всего в истории
влияла на концепции болезни;
NB-2: на развитие медицины влияла философия Эпикура,
стоиков, неоплатоников (повлиявших на Парацельса
– мага и целителя);
NB-3: «Солидарная патология» – берет свое начало в древ-
негреческой философии (Демокрит, Эпикур) и толь-
ко в XVII веке приобрела эмпирическую аргумента-
цию (П. Гассенди, Р. Бойль, М. Мальпиги). Здесь уже
теряется философский характер болезни;
в) гуморальная патология:
– центральная идея – учение об элементах и качествах (ее начало в
теории философии);
– броуновское движение о раздражимости как основе болезни;
– Ф. Шеллинг: в основе болезни – «неуравновешенные жизненные
тенденции»;
г) онтологические концепции болезни (как варианты натурфилосо-
фии).
Их представления:
– болезнь – особая сущность (наподобие ботанических и зоологи-
ческих видов);
– каждая материализовавшаяся в организме сущность имеет свою
картину симптомов и порядок их развертывания во времени;
– болезнь – особая форма жизни, но более низкого ранга, чем нор-
мальная жизнь;
д) ирритационная концепция болезни (как вариант натурфилосо-
фии):
– основывается на концепции роаздражимости;
е) концепция Г.В. Гуфеланда:
– в картине болезни: проявляется реакция какой-то естественной це-
лебной силы – жизненной силы на воздействующее раздражение;
– симптомы болезни – проявление этой силы (истоки – в античной
медицине: Гиппократ: «Природа – целительница болезней, а вера
– слуга природы»; «врач-философ Богу подобен»; Парацельс: при-
держивался этого же воззрения; Г. Шталь: также (но в теологичес-
ком смысле).
4. ХХ век, 20-е годы (формирование научной медицины):
а) появляется концепция целостности организма:
– недостаточность натурфилософского объяснения болезни;
– узость односторонне соматического содержания болезни;
б) возникают модели болезни:
– психосоматические;
– антропологические;
– социокультурные.
Пример: концепция З. Фрейда пробила брешь в натур-
философских моделях болезни.
По Фрейду: болезнь – это всегда:
– телесное выражение (форма, образ) ду-
шевных расстройств;
– следствие неподвластных человеку пере-
живаний и конфликтов;
– их вытеснение в подсознание.
Пример: концепция В. Вайцзеккера:
– тело может противостоять желанием ду-
ши;
– но в случае их конфронтации возникает
болезнь (в ней локализуются тайные же-
лания души).
– увеличивается количество дуалистических концепций:
причины: – неудовлетворенность натурфилософски-