Файл: 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


                                                          ми объяснениями соматики;

                                                       – их методологическая несостоятельность;

           в) диалектико-материалистический монизм:

           – его влияние на медицину:

              = в построении ее теорий;

              = в трактовке болезней с позиций естественно-научного знания;

           – современная новизна в развитии медицины:

              = преодоление альтернативы холизма (целостности) и аналитизма;

              = преодоление психосоматического дуализма и построение теоре-

                 тических конструкций на монистических, материалистических

                 основах;

              = ассимиляция достижений молекулярной биологии и фундамен-

                 тальная реконструкция ряда областей медицины в истолковании

                 болезней;

              = расширение когнитивного базиса медицины, включение в тео-

                 рию медицины социально-гуманитарного знания;

           – в настоящее время:

              – развивается более широкий подход к жизни организма и сущно-

                 сти его патологии;

              – причины:

                 = рост нервно-психических расстройств;

                 = выявление психогенного механизма соматических болезней;

                 = зависимость терапии от личности больного и др.

           – в результате:

                 = усиливается влияние философии (диалектического материа-

                    лизма) на теорию медицины;

                 = формируется синтез современных теорий медицины:

1)    базис: естественно-научный и социально-гуманитарный;

2)    медицинское мышление – синтетическое (каузальное, системно-структурное, эволюционно-генетическое и др.).

 

           4.2. Функции философии

           Одновременно функциями и методами философии являются:

                 – мировоззренческая;

                 – методологическая;

                 – концептуально-теоретическая;

                 – аксиологическая;

                 – онтологическая;

                 – гносеологическая;

                 – критическая;

                 – социальная;

                 – деятельностная;


                 – практическая (праксеологическая);

                 – воспитательно-гуманитарная;

                 – прогностическая.

Краткая характеристика функций

           а) Общее понятие «функции философии:

           Функции философии – это основные направления применения философии для реализации ее целей, задач и назначения.

           б) Содержание функций философии:

           – мировоззренческая функция: способствует формированию целостной картины мира, его устройства и месте человека в нем, принци-

пов взаимодействия с окружающим миром;

           – методологическая функция: философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;

           – концептуально-теоретическая функция: философия учит мыслить концептуально, обобщать и выводить в понятия окружающую действи-тельность, видеть новые явления на уровне структурно-логических схем (матриц), видеть окружающий мир как систему;

           – аксиологическая функция: (от греч. axios – ценный) – это ценностный взгляд на окружающий мир и происходящие в нем процессы – морально-нравственные, этические, эстетические, социально-политичес-

кие, идеологические и др. Эта функция – это «сито», пропускающее все нужное, ценное, полезное и отбрасывающее все мерзкое, тормозящее, антиприродное;

           – онтологическая функция: концептуализирует механизмы существования явления живой материи;

           – гносеологическая функция: одна из основополанающих функций философии, ее задача – правильное и достоверное познание окружающей действительности (это механизм познания);

           – критическая функция: подвергает сомнению старое знание о мире, в содержании мира вскрывает его противоречия; конечная цель данной функции – расширение границ познания, разрушение догм и окостенелос-

ти имеющегося знания, его модернизация и увеличение его достоверности (истинности);

           – социальная функция: объясняет социальные феномены, причины возникновения общества, его эволюцию, структуру и движущие силы, вскрывает социальные противоречия и пути их преодоления, механизмы совершенствования общества;

           – деятельностная функция: утверждает, что в основе социокультур-ного развития и прогресса лежит труд, деятельность человека и общества (работа Ф. Энгельса «Роль труда в превращении человека обезьяны в чело-



века»);

           – практическая (праксеологическая) функция: развивается практи-

ческое значение философии и ее применение в других видах знания, через ее концепции, теории, применение ее методов в других науках (систем-

ный, структурно-функциональный, синергетический, диалектико-материа-

алистический анализ и др.);

           – прогностическая функция: на основе обобщения закономерностей предвидит будущие события явлений окружающего мира.


Выводы: Выучив данную лекцию, студент должен прийти к заключению:

           – во-первых, философское знание имеет свою специфику и особен-

              ности и тем отличается от науки;

           – во-вторых, философия указывает на социокультурное происхож-

              дение мозга и мышления в биоэволюции;

           – в-третьих, объектом философии является живая материя, а пред-

              метом – определенный круг вопросов;

           – в-четвертых, основной вопрос философии – это «узел» всей фило-

              софской и научной проблематики – современной и будущей;

           – в-пятых, теоретико-методологическое наследие К. Маркса,

              Ф. Энгельса и В.И. Ленина – это матрица научности всех видов

              знания.

В этом вопросе мы должны в общих чертах ознакомиться с двумя аспектами: 1) историей вопроса и 2) общим представлением о диалектике.

 1.1. Вклад философии и современных наук в развитие диалектики

1.1.1. Историко-философская справка

 Диалектике три тысячи лет, начиная с античных времен. Мы не будем останавливаться на история диалектики. При желании студент сам может ознакомиться с этим вопросом. Мы остановимся на диалектике Гегеля, так как именно он понял суть живой материи, вскрыл механизмы её функционирования, сформулировал законы и категории, ставшие впоследствии методологией диалектического материализма (в доработке К.Маркса).

1) Диалектика Гегеля

 А)  - наблюдая за живой материей, Гегель сначала обнаружил несколько моментов:

=  всё состоит в живой материи из двух половинок - противоречий (созидания – разрушение, жизнь - смерть и т.п.);

=  это противоречие является источником дальнейшего развития (единство двух половинок составляют систему «тождество – различие»)

           NB: эта логика легла в основу I закона диалектики Гегеля.

                                - Гегель обратил внимание на одну особенность феномена

                                  противоречия. Дело в том, что само противоречие состоит из трёх

                                  позиций (которые он назвал «тезис – антитезис – синтез»)


                                             = смысл этой схемы следующий:

тезис

(исходный момент)




антитезис

(отрицание тезиса, переход в противоположность)




синтез

(отрицание предыдущего отрицания)

 

                                  NB: эта схема получила название «Триады Гегеля»

                               = в этой схеме Гегель увидел движение через постоянное отрицание

                               предыдущих отрицаний. Это наблюдение легло в основу III закона

                              диалектики Гегеля – закона эволюции (или: закона «отрицания

                              отрицания»);

                                        - I и III законы указывали на развитие

                              = это развитие Гегель проследил на движении понятий:

                                            Например:

 «бытие» (вышло из небытия, превзошло его) – произошло становление нового       «отрицание» (антитезис)            также отвержение           «синтез» (объединение, как бы примирение). Из них возникает новое утверждение.

                                 Здесь надо видеть развитие:

                                            = процесс воспроизводства вновь (но на более высоком уровне);

                                            = продолжается до получения синтеза;

                                            = количественные изменения переходят в качественные.

          NBв этой цепочке Гегель увидел качественное изменение (в его  

                 движении). Для Гегеля это явление стало II законом диалектики (закон

                 перехода количественных изменений в качественные).

           Итак: Гегель вывел три закона функционирования живой материи, в основе которых лежат три фактора: противоречие, развитие, эволюция. Формально эти законы в диалектике выглядят так:

 - закон противоречия («Закон единства и борьбы противоположностей»);

- закон развития («Закон перехода количественных изменений в качественные»);

- закон эволюции («Закон отрицания отрицания»).

 

Таковы три закона диалектики Гегеля)