ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 460
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ми объяснениями соматики;
– их методологическая несостоятельность;
в) диалектико-материалистический монизм:
– его влияние на медицину:
= в построении ее теорий;
= в трактовке болезней с позиций естественно-научного знания;
– современная новизна в развитии медицины:
= преодоление альтернативы холизма (целостности) и аналитизма;
= преодоление психосоматического дуализма и построение теоре-
тических конструкций на монистических, материалистических
основах;
= ассимиляция достижений молекулярной биологии и фундамен-
тальная реконструкция ряда областей медицины в истолковании
болезней;
= расширение когнитивного базиса медицины, включение в тео-
рию медицины социально-гуманитарного знания;
– в настоящее время:
– развивается более широкий подход к жизни организма и сущно-
сти его патологии;
– причины:
= рост нервно-психических расстройств;
= выявление психогенного механизма соматических болезней;
= зависимость терапии от личности больного и др.
– в результате:
= усиливается влияние философии (диалектического материа-
лизма) на теорию медицины;
= формируется синтез современных теорий медицины:
1) базис: естественно-научный и социально-гуманитарный;
2) медицинское мышление – синтетическое (каузальное, системно-структурное, эволюционно-генетическое и др.).
4.2. Функции философии
Одновременно функциями и методами философии являются:
– мировоззренческая;
– методологическая;
– концептуально-теоретическая;
– аксиологическая;
– онтологическая;
– гносеологическая;
– критическая;
– социальная;
– деятельностная;
– практическая (праксеологическая);
– воспитательно-гуманитарная;
– прогностическая.
Краткая характеристика функций
а) Общее понятие «функции философии:
Функции философии – это основные направления применения философии для реализации ее целей, задач и назначения.
б) Содержание функций философии:
– мировоззренческая функция: способствует формированию целостной картины мира, его устройства и месте человека в нем, принци-
пов взаимодействия с окружающим миром;
– методологическая функция: философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;
– концептуально-теоретическая функция: философия учит мыслить концептуально, обобщать и выводить в понятия окружающую действи-тельность, видеть новые явления на уровне структурно-логических схем (матриц), видеть окружающий мир как систему;
– аксиологическая функция: (от греч. axios – ценный) – это ценностный взгляд на окружающий мир и происходящие в нем процессы – морально-нравственные, этические, эстетические, социально-политичес-
кие, идеологические и др. Эта функция – это «сито», пропускающее все нужное, ценное, полезное и отбрасывающее все мерзкое, тормозящее, антиприродное;
– онтологическая функция: концептуализирует механизмы существования явления живой материи;
– гносеологическая функция: одна из основополанающих функций философии, ее задача – правильное и достоверное познание окружающей действительности (это механизм познания);
– критическая функция: подвергает сомнению старое знание о мире, в содержании мира вскрывает его противоречия; конечная цель данной функции – расширение границ познания, разрушение догм и окостенелос-
ти имеющегося знания, его модернизация и увеличение его достоверности (истинности);
– социальная функция: объясняет социальные феномены, причины возникновения общества, его эволюцию, структуру и движущие силы, вскрывает социальные противоречия и пути их преодоления, механизмы совершенствования общества;
– деятельностная функция: утверждает, что в основе социокультур-ного развития и прогресса лежит труд, деятельность человека и общества (работа Ф. Энгельса «Роль труда в превращении человека обезьяны в чело-
века»);
– практическая (праксеологическая) функция: развивается практи-
ческое значение философии и ее применение в других видах знания, через ее концепции, теории, применение ее методов в других науках (систем-
ный, структурно-функциональный, синергетический, диалектико-материа-
алистический анализ и др.);
– прогностическая функция: на основе обобщения закономерностей предвидит будущие события явлений окружающего мира.
Выводы: Выучив данную лекцию, студент должен прийти к заключению:
– во-первых, философское знание имеет свою специфику и особен-
ности и тем отличается от науки;
– во-вторых, философия указывает на социокультурное происхож-
дение мозга и мышления в биоэволюции;
– в-третьих, объектом философии является живая материя, а пред-
метом – определенный круг вопросов;
– в-четвертых, основной вопрос философии – это «узел» всей фило-
софской и научной проблематики – современной и будущей;
– в-пятых, теоретико-методологическое наследие К. Маркса,
Ф. Энгельса и В.И. Ленина – это матрица научности всех видов
знания.
В этом вопросе мы должны в общих чертах ознакомиться с двумя аспектами: 1) историей вопроса и 2) общим представлением о диалектике.
1.1. Вклад философии и современных наук в развитие диалектики
1.1.1. Историко-философская справка
Диалектике три тысячи лет, начиная с античных времен. Мы не будем останавливаться на история диалектики. При желании студент сам может ознакомиться с этим вопросом. Мы остановимся на диалектике Гегеля, так как именно он понял суть живой материи, вскрыл механизмы её функционирования, сформулировал законы и категории, ставшие впоследствии методологией диалектического материализма (в доработке К.Маркса).
1) Диалектика Гегеля
А) - наблюдая за живой материей, Гегель сначала обнаружил несколько моментов:
= всё состоит в живой материи из двух половинок - противоречий (созидания – разрушение, жизнь - смерть и т.п.);
= это противоречие является источником дальнейшего развития (единство двух половинок составляют систему «тождество – различие»)
NB: эта логика легла в основу I закона диалектики Гегеля.
- Гегель обратил внимание на одну особенность феномена
противоречия. Дело в том, что само противоречие состоит из трёх
позиций (которые он назвал «тезис – антитезис – синтез»)
= смысл этой схемы следующий:
тезис (исходный момент) | | антитезис (отрицание тезиса, переход в противоположность) | | синтез (отрицание предыдущего отрицания) |
NB: эта схема получила название «Триады Гегеля»
= в этой схеме Гегель увидел движение через постоянное отрицание
предыдущих отрицаний. Это наблюдение легло в основу III закона
диалектики Гегеля – закона эволюции (или: закона «отрицания
отрицания»);
- I и III законы указывали на развитие
= это развитие Гегель проследил на движении понятий:
Например:
«бытие» (вышло из небытия, превзошло его) – произошло становление нового «отрицание» (антитезис) также отвержение «синтез» (объединение, как бы примирение). Из них возникает новое утверждение.
Здесь надо видеть развитие:
= процесс воспроизводства вновь (но на более высоком уровне);
= продолжается до получения синтеза;
= количественные изменения переходят в качественные.
NB: в этой цепочке Гегель увидел качественное изменение (в его
движении). Для Гегеля это явление стало II законом диалектики (закон
перехода количественных изменений в качественные).
Итак: Гегель вывел три закона функционирования живой материи, в основе которых лежат три фактора: противоречие, развитие, эволюция. Формально эти законы в диалектике выглядят так:
- закон противоречия («Закон единства и борьбы противоположностей»);
- закон развития («Закон перехода количественных изменений в качественные»);
- закон эволюции («Закон отрицания отрицания»).
Таковы три закона диалектики Гегеля)