ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 482
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
= амбивалентность (одновременное сосуществование
двух взаимоисключающих эмоций);
= апатия (отсутствие или резкое снижение выраженности
эмоций);
= эмоциональная лобильность (чрезвычайная
подвижность, неустойчивость, легкость возникновения
и смены эмоций);
= эмоциональная ригидность (застреваемость эмоций и,
тугоподвижность, склонность долго переживать чувства,
особенно неприятные).
г) детерминанты «аффективной патологии депрессивного спектра» в
диалектике «общего»:
- в диалектике детерминанты - это факторы, обусловлива-
ния какого-либо феномена (его появления, движение,
развитие);
- понятие «детерминанты» - множественность числа
Примеры: некоторые особенности организма человека не являются патологическими и в то же время они часто создают условия для развития заболевания, способствуют проявлению скрытой генетической патологии - они рассматриваются как факторы риска:
- факторы бывают случайными (не имеющие прямого отношения к
болезни) - статический материал эпидемиологических
исследований позволяет анализировать различные биологические,
климатические и социокультурные факторы;
- факторы психических заболеваний бывают внутренние и внешние
(факторы эмоционального стресса, нарушения межличностных
отношений и социально-психологического климата;
- особо исследуются такие факторы как:
= генетические = нейрофизиологические
= биохимические = структурно-морфологические
= иммунологические = социально-психологические
6) свойства «аффективной патологии депрессивного спектра на уровне
диалектики «общего»:
клинические проявления начальной депрессии:
- потеря интересов;
- потеря способности радоваться или получать удовлетворение;
- утрата эмоциональной реактивности;
- нарушение сна (раннее пробуждение по утрам, невозможность
заснуть вечером, пробуждение ночью);
- понижение настроения по утрам.
10. Категории «целое и часть»
1) С гносеологической точки зрения (т.е. процесса познания) изучение целого и его частей осуществляется одновременно. NB: любой единичный предмет может быть понят только в единстве с целым. NB: исследуя целое, надо выделять в нем части и выяснять характер связи между ними, уяснить природу частей. 2) Любая целостность – это система. Например, биоорганизм – это единство функциональных систем (работа П.К.Анохина «Теория функциональных систем»). Любая система – это определенная целостность в единстве ее частей. 3) Система – это целостная связь внутренних элементов как единого целого по отношению к окружающим условиям. 4) Категории целого и части – это соотносительные категории: - самая малая частица целого (атом) одновременно сама есть целое и часть другого целого (молекулы); - это другое целое, в свою очередь есть часть еще большего целого (организма) и т.д.; - любая наша самая маленькая мысль является частью гораздо большей мысли. 5) Виды систем (целостностей): - простые – одноклеточные, водоросли и т.п. - сложные – ее элементы рассматриваются как системы (сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательная система, нервная система, иммунная система и др.) 6) единство и дифференциация целого: - целое не есть сумма его частей; - целое устойчивее его частей; - целое – это «каркас» с относительно большой устойчивостью, однако оно также находится в движении и изменении (вследствие действия всеобщего принципа развития); - целое – это не случайная сумма явлений; суть целого – это его интегративное качество; - целостные группы явлений (природные, социальные, экономические, политические, психические и т.п.) имеют свою градацию степени целостности; - целостность имеет качества саморазвития и самовоспроизводства его частей (т.е. это киберсистема) NB: Напомним, киберсистемами называются такие системы, которые имеют хотя бы первых три своих механизма: саморегуляцию, самоорганизацию и самовоспроизводство; - высшей формой целостности является общество; - в системном целом действует обратная связь: = обеспечивает его устойчивость (внутреннюю и держит баланс с внешним окружением); = имеется субординационная связь (отражает внутреннее устройство и сплочение всех элементов в единое целое); 7) Регресс целого: противоречивый процесс: - целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать и наоборот. Пример: - прогрессивное развитие биологических форм в целом сопровождается деградацией отдельных видов; = стареет не весь организм в целом, а отдельные его органы. |
Выводы:
Как мы уже знаем именно Гегель понял сущность, пространство и
функционирования живой материи. А однажды поняв, именно Гегель указал,
выделил, сформулировал и систематизировал универсальные (всеобщие) для всей
живой материи законы и ее функционирования, и ее изучения – это законы
диалектики.
Вспомним, что законы Гегель назвал «мыслями Бога», а само мироздание, все
сущее – божественным пространством. Поэтому, познавая законы диалектики, мы
получаем ключи в божественный мир, мы готовимся познакомиться с «мыслями
Бога».
В этом случае преподаватель – это швейцар на пороге «Божественного дома».
Он пропустит внутрь только тех студентов, которые овладели «диалектическими
ключами» и поведет их дальше. Итак, добро пожаловать в диалектику
существования материального мира в диалектико-материалистическое
мировоззрение и восприятие жизни и себя в ней.
Вопрос первый: Проблема сознания в философии и науке
- Выяснение природы человеческого сознания важно потому, что разные подходы к вопросу о сущности сознания затрагивают мировоззренческие и методологические установки философии.
- Несмотря на разнообразие подходов к данному вопросу возникает единая проблема: анализ сознания с позиции специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Такая форма характеризуется выделением человека, как своеобразной реальности.
- Вопрос о природе сознания возникает не только перед философией, но и перед такими науками, как: социология, психология, педагогика, физиология. Однако рассмотрение любого аспекта сознания с точки зрения данных наук всегда опирается на философско -мировоззренческую основу.
- Серьёзный философский подход к вопросу сознания вызван активизацией человеческого фактора, проблемой современной общественной практики.
- Однако центральный вопрос философии - это вопрос об отношении сознания к бытию, о возможностях, предоставляемых человеку сознанием, об ответственности, налагаемой сознанием на человека.
- Философы определили, что способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, и специфическим условиям его является сознание. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи (мозга).
- Сознание есть особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и способам общения.
Сознание отражает и творит мир:
= оно является общественным продуктом; возникает и развивается только в совместной деятельности людей;
= участвуя в процессе труда и общения, у людей вырабатываются определённые нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской и составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Таким образом, сознание выступает как исходное философское понятие для анализа всех форм проявления человеческой жизни в их единстве и целостности.
1. Общая характеристика.
- В изучении вопроса о осознании важное место занимает вопрос о предпосылках возникновения сознания (физиологические , психологические процессы у высших животных и человека).
- Необходимые биологические предпосылки возникновения сознания были подготовлены живой природой, эволюционировавшей до уровня высших животных.
- Большое значение в изучении этих предпосылок принадлежит биологии и, в частности, разделу о безусловной и условно рефлекторной деятельности мозга ( И. М. Сеченов, И. П. Павлов).
- Учёные биологи дали научное объяснение химической природе нервного возбуждения. Были открыты ДНК и РНК и исследована их роль в наследственности и белковом обмене.
- Благодаря созданию новых направлений в биологии таких, как молекулярная биология, молекулярная биофизика, молекулярная генетика и т. д. учёные пришли к выводу, что чувствительность и ощущение являются свойствами лишь части живой материи - общественного бытия, так же, как и биологические предпосылки сознания, есть часть живой материи.
-Биологические предпосылки сознания включают в себя элементарные трудовые операции, совершаемые разными животными (пауком, пчелой и т. д.), но эти операции происходят условно рефлекторно. Например, операции, свойственные данному виду, совершаются неосознанно без существенных изменений на протяжении большого промежутка времени.