Файл: 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 482

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


                                           = амбивалентность (одновременное сосуществование

                                               двух взаимоисключающих эмоций);

                                           = апатия (отсутствие или резкое снижение выраженности

                                              эмоций);

                                           = эмоциональная лобильность (чрезвычайная

                                              подвижность, неустойчивость, легкость возникновения

                                              и смены эмоций);

                                           = эмоциональная ригидность (застреваемость эмоций и,

                                              тугоподвижность, склонность долго переживать чувства,

                                              особенно неприятные).

                                   г) детерминанты «аффективной патологии депрессивного спектра» в

                                       диалектике «общего»:

                                               - в диалектике детерминанты - это факторы, обусловлива-

                                                 ния какого-либо феномена (его появления, движение,

                                                 развитие);

                                               - понятие «детерминанты» - множественность числа

Примеры: некоторые особенности организма человека не являются патологическими и в то же время они часто создают условия для развития заболевания, способствуют проявлению скрытой генетической патологии - они рассматриваются как факторы риска:

                           - факторы бывают случайными (не имеющие прямого отношения к

                              болезни) - статический материал эпидемиологических

                              исследований позволяет анализировать различные биологические,

                              климатические и социокультурные факторы;

                           - факторы психических заболеваний бывают внутренние и внешние

                              (факторы эмоционального стресса, нарушения межличностных

                              отношений и социально-психологического климата;

                           - особо исследуются такие факторы как:


                                 = генетические                                     = нейрофизиологические

                                 = биохимические                   = структурно-морфологические

                                 = иммунологические              = социально-психологические

6)      свойства «аффективной патологии депрессивного спектра на уровне

диалектики «общего»:

                                     клинические проявления начальной депрессии:

                                   - потеря интересов;

                                   - потеря способности радоваться или получать удовлетворение;

                                   - утрата эмоциональной реактивности;

                                   - нарушение сна (раннее пробуждение по утрам, невозможность

                                     заснуть вечером, пробуждение ночью);

                                   - понижение настроения по утрам.

 

          10. Категории «целое и часть»

          1) С гносеологической точки зрения (т.е. процесса познания) изучение целого и его частей осуществляется одновременно.

                                                     NB: любой единичный предмет может быть понят

                                                                 только в единстве с целым.

                                             NB: исследуя целое, надо выделять в нем части и

                                                     выяснять характер связи между ними, уяснить

                                                     природу частей.

           2) Любая целостность – это система. Например, биоорганизм – это единство функциональных систем (работа П.К.Анохина «Теория функциональных систем»). Любая система – это определенная целостность в единстве ее частей.

           3) Система – это целостная связь внутренних элементов как единого целого по отношению к окружающим условиям.

           4) Категории целого и части – это соотносительные категории:

                       - самая малая частица целого (атом) одновременно сама есть целое и часть

                          другого целого (молекулы);

                       - это другое целое, в свою очередь есть часть еще большего целого

                           (организма) и т.д.;

                       - любая наша самая маленькая мысль является частью гораздо большей

                           мысли.

5) Виды систем (целостностей):

                       - простые – одноклеточные, водоросли и т.п.

                       - сложные – ее элементы рассматриваются как системы (сердечно-сосудистая

                          система, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательная система, нервная

                          система, иммунная система и др.)

6) единство и дифференциация целого:

                       - целое не есть сумма его частей;

                       - целое устойчивее его частей;

                       - целое – это «каркас» с относительно большой устойчивостью, однако оно

                          также находится в движении и изменении (вследствие действия всеобщего

                          принципа развития);

                      - целое – это не случайная сумма явлений; суть целого – это его интегративное

                         качество;

                      - целостные группы явлений (природные, социальные, экономические,

                          политические, психические и т.п.) имеют свою градацию степени целостности;

                      - целостность имеет качества саморазвития и самовоспроизводства его частей

                          (т.е. это киберсистема)

                                             NB: Напомним, киберсистемами называются такие

                                                     системы, которые имеют хотя бы первых три

                                                     своих механизма: саморегуляцию,

                                                                               самоорганизацию и самовоспроизводство;

           - высшей формой целостности является общество;

           - в системном целом действует обратная связь:

                       = обеспечивает его устойчивость (внутреннюю и держит баланс с

                           внешним окружением);

                      = имеется субординационная связь (отражает внутреннее устройство и

                          сплочение всех элементов в единое целое);

           7) Регресс целого: противоречивый процесс:

                       - целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать и наоборот.

                                  Пример:

                                                 - прогрессивное развитие биологических форм в целом

                                                     сопровождается деградацией отдельных видов;

                                                = стареет не весь организм в целом, а отдельные его органы.

           

 


 

           


Выводы:

                             Как мы уже знаем именно Гегель понял сущность, пространство и

                  функционирования живой материи. А однажды поняв, именно Гегель указал,

                   выделил, сформулировал и систематизировал универсальные (всеобщие) для всей

                   живой материи законы и ее функционирования, и ее изучения – это законы

                   диалектики.

                   Вспомним, что законы Гегель назвал «мыслями Бога», а само мироздание, все

        сущее – божественным пространством. Поэтому, познавая законы диалектики, мы

        получаем ключи в божественный мир, мы готовимся познакомиться с «мыслями

        Бога».

                   В этом случае преподаватель – это швейцар на пороге «Божественного дома».

        Он пропустит внутрь только тех студентов, которые овладели «диалектическими

        ключами» и поведет их дальше. Итак, добро пожаловать в диалектику

        существования материального мира в диалектико-материалистическое

        мировоззрение и восприятие жизни и себя в ней.

 

Вопрос первый: Проблема сознания в философии и науке

- Выяснение природы человеческого сознания важно потому, что разные подходы к вопросу о сущности сознания затрагивают мировоззренческие и методологические установки философии.

Несмотря на разнообразие подходов к данному вопросу возникает единая проблема: анализ сознания с позиции специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Такая форма характеризуется выделением человека, как своеобразной реальности.

Вопрос о природе сознания возникает не только перед философией, но и перед такими науками, как: социология, психология, педагогика, физиология. Однако рассмотрение любого аспекта сознания с точки зрения данных наук всегда опирается на философско -мировоззренческую основу.

Серьёзный философский подход к вопросу сознания вызван активизацией человеческого фактора, проблемой современной общественной практики.

Однако центральный вопрос философии -  это вопрос об отношении сознания к бытию, о возможностях, предоставляемых человеку сознанием, об ответственности, налагаемой сознанием на человека.


Философы определили, что способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, и специфическим условиям его является сознание. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи (мозга).

Сознание есть особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и способам общения.

                Сознание отражает и творит мир:

=  оно является общественным продуктом; возникает и развивается только в совместной деятельности людей;

=  участвуя в процессе труда и общения, у людей вырабатываются определённые нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской и составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Таким образом, сознание выступает как исходное философское понятие для анализа всех форм проявления человеческой жизни в их единстве и целостности.

1. Общая характеристика.

 - В изучении вопроса о осознании важное место занимает вопрос о предпосылках возникновения сознания (физиологические , психологические процессы у высших животных и человека).

Необходимые биологические предпосылки возникновения сознания были подготовлены живой природой, эволюционировавшей до уровня высших животных.

Большое значение в изучении этих предпосылок принадлежит биологии и, в частности, разделу о безусловной и условно рефлекторной деятельности мозга ( И. М. Сеченов, И. П. Павлов).

Учёные биологи дали научное объяснение химической природе нервного возбуждения. Были открыты ДНК и РНК и исследована их роль в наследственности и белковом обмене.

Благодаря созданию новых направлений в биологии таких, как молекулярная биология, молекулярная биофизика, молекулярная генетика и т. д. учёные пришли к выводу, что чувствительность и ощущение являются свойствами лишь части живой материи - общественного бытия, так же, как и биологические предпосылки сознания, есть часть живой материи.

-Биологические предпосылки сознания включают в себя элементарные трудовые операции, совершаемые разными животными (пауком, пчелой и т. д.), но эти операции происходят условно рефлекторно. Например, операции, свойственные данному виду, совершаются неосознанно без существенных изменений на протяжении большого промежутка времени.