ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 478
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части и их объединение в единое целое;
- абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с выделением интересующих исследователя свойств;
- идеализация – мысленный процесс образования абстрактных объектов;
- индукция – движение мысли от единичного к общему;
- дедукция – движение мысли от общего к единичному;
- аналогия – установление общего сходства в некоторых свойствах нетождественных объектов;
- моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте;
- системный подход - совокупность общенаучных, методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.
Вопрос пятый. Наука и общество
- Возрастание роли знания в жизни общества сопровождается усилением знания наук, анализирующих знание и методы исследования. К этим наукам относятся: теория познания, методология, социология науки.
- Наука развивается по собственным закономерностям, включающим преемственность, чередование спокойных и переломных периодов развития, сочетание процессов дифференциации и интеграции, расширение процесс компьютеризации, усиление ее роли в жизнедеятельности общества.
- Для представителей русской религиозной философии был характерен широкий диапазон оценок возможностей науки. Основоположником этой философии был В.Соловьев. Он говорил, что наука является важнейшим элементом цельного знания. Она составляет синтез с теологией и философией.
- Н.А.Бердяев писал, что наука является одним из питающих источников философии, но философия не должна быть «служанкой» у науки. Он критиковал процесс механического переноса методов математики и естествознания в социальные науки.
- Л.Шестов говорил, что опыт шире, чем научный опыт, и наряду с научными существуют и ненаучные способы отыскания истины, которые не ограничиваются современными методологиями.
- Методолог П.Фейерабенд развил идеи Н.Бердяева и Л.Шестова о роли науки в обществе. Он считал, что значение и роль разума не следует слишком преувеличивать и нужно уравнять науку с религией и другими духовными направлениями.
- Критике разума уделяет большое внимание общественно-философское течение – постмодернизм. Оно ставит под сомнение науку как особый способ познания и как ядро всей культуры. Оно обвиняет науку в объективизме, редукционизме, в отрыве субъекта познания от объекта.
- В связи с возрастанием роли научного познания в современном мире возникло два противоположных направления: сциентизм и антисциентизм. Для сциентизма характерно возвышение роли науки в мире. Его представители рекомендуют внедрять науку в качестве эталона социальной ценности.
- Для антисциентизма характерна философско-мировоззренческая позиция. Сторонники данной позиции резко критикуют науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс.
- Нужно отметить, что одна и другая позиции содержат рациональные зерна. И объединив эти рациональные моменты, можно определить более точное место и роль науки в мире.
- Углубление взаимодействия науки, техники и производства является характерной чертой современного общественного развития:
= наука обгоняет развитие техники и становится ведущей силой прогресса;
= отмечается всестороннее развитие науки и проникновение ее во все сферы общественной жизни;
= наука в большей степени ориентируется на человека, на развитие его интеллекта, творческих способностей.
- Рост интереса к социальным, человеческим аспектам привел к возникновению новой дисциплины – этики науки, занимающейся изучением соответствия научных теорий красоте и гармонии.
Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели структурно-функциональную систему научного познания.
К структурно – функциональной системе I закона диалектики мы отнесли его:
- основные понятия;
- аксиомы;
- функции.
1.1. Основные понятия I закона диалектики
- противоположности (единство и борьба противоположностей);
- противоречие (как возникновение, развитие, разрешение и взаимопереход противоположностей);
- взаимоотрицание, взаимозависимость, взаимоотношение.
1.2. Свойства I закона диалектики.
- фундаментальность (всеобщность): действует без исключений, всеобще и однозначно во всех формах жизни (природы, общества, сознания):
- при одних и тех же условиях действует на глубинном фундаментальном уровне живой материи, поэтому он есть явление:
= объективное (действует непременно и однозначно);
= необходимое (закономерное для всех форм жизни);
= сущностное (работает с внутренними противоречиями живой материи);
= устойчивое (действует одинаково при одних и тех же условиях);
= повторяющееся (неизменное).
Именно эти свойства I закона диалектики позволяют его использовать в исследовательской деятельности.
1.3. Функции I закона диалектики
-действует на всех уровнях Вселенной;
- поддерживает фундаментальное свойство живой материи – ее «вечное движение» (и утверждает: «движение - вечно», а «покой - относителен»);
- работает только с внутренним источником движения и развития всех форм живой материи (физических, химических, биологических, общественных, духовных);
- функционирует как противоречивый механизм существования всех форм живой материи (объективный и субъективный реальности);
- является всеобщим механизмом зарождения всех форм и видов живой материи – их первоисточником (без исключений);
- поддерживает целостность, причинность рождения, закономерность явлений живой материи (в медицине – гомеостаз, равновесие внутренней среды организма);
- имеет свое морфологическое выражение, то есть, визуализирует свой противоречивый механизм действия (имеет свои проявления в объективном и субъективном мире).
В данном вопросе студент – медик должен знать базовые характеристики I закона диалектики, показать специфику I закона в системе трех законов диалектики, указать взаимосвязь диалектики и физиологии, овладеть логикой понимания диалектики.
2.1. Общая (базовая) характеристика материалистической диалектики.
В базовых характеристиках рассмотрим несколько аспектов:
- правильнее говорить не «диалектика», а «материалистическая диалектика» или «диалектический материализм». Это объясняется тем, что история диалектики насчитывает около трех тысяч лет, но «диалектический материализм» - это ее последний и самый высший уровень (связан с именами К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина);
- В настоящее время материалистическая диалектика – это теория и метод исследовательской деятельности. Поэтому она называется диалектической логикой познания;
- диалектическая логика – это структурно – логическая схема (система) мыслительной деятельности мозга: законы и категории диалектики – это глубина и направления мышления;
- диалектико – материалистическое мышление – это высший уровень мыслительной деятельности мозга. Мыслить диалектически – это мыслить фундаментально. То есть, развитый мозг мыслит диалектически. Отсюда прикладное значение материалистической диалектики в конкретном знании – клиническое мышление; инженерное мышление; политическое и военно-стратегическое мышление; управленческое мышление; этическое и эстетическое мышление; идеологическое мышление; религиозное, философское и научное мышление и др.;
- научность современного диалектического мышления доказана:
= физикой (волновая, электромагнитная, квантовая, биофизика, ядерная и др.);
= кибернетикой (механизмы саморегуляции, самоорганизации и самовоспроизводства любых явлений живой материи, нелинейное и синергетическое развитие процессов в природе и обществе, мышлении и сознании);
- успехами современной биохимии и цитологии (электронная гистохимия, электронная радиоавтография, гистоэнзимология, люминесцентная микроскопия и др.);
- технологическим уровнем развития онкологии, кардиологии, всех хирургических и терапевтических специальностей;
- развитием генетики, нанотехнологий и т.д.
Таким образом, диалектический материализм на сегодняшний день стал универсальной и всеобщей методологией научного познания.
В целом: методологический потенциал диалектики заключается в следующем:
- она способна критически осмыслить любые полярности (противоположности, противоречия);
- она стала логикой и теорией познания (по Э.В.Ильенкову);
- она превратилась в общенаучный метод познания, а все остальные науки – частноконкретные ; они между собой взаимодействуют как «общее - частное» (по Б.М. Кедрову).
Взаимосвязь и соподчиненность законов материалистической диалектики и физиологии
а) Методическое замечание: в этом вопросе надо исходить из универсального (от слова «универсум» - Космос, Вселенная) и всеобщего характера законов диалектики. То есть, они действуют на всех уровнях и во всех видах и формах живой материи (в мире физическом, химическом, биологическом, социальном, психическом).
NB: даже будущие науки (изучающие живую материю) будут возникать и
действовать на основе и в рамках этих трех законов диалектики.
б) Более того, физиологами (зарубежными и отечественными) в рамках «Теории общей патологии» доказано, что здоровье и болезнь развиваются тоже по этим трем законам диалектики. Приведем два примера из учебника Д.С.Саркисова «Очерки истории общей патологии» (с.190);
- Р.Вирхов (отечественный патологоанатом): «Нет никакого существенного различия между физиологическими и патологическими законами, а также и между силою и материею, посредством которых происходит здоровая и больная жизнь, находится только очень существенное различие в условиях, при которых проявляются общие жизненные законы и при которых действуют сила и материя тела» (Дано: по Д.С.Саркисову, с.190).
2.3.Логика понимания и усвоения законов материалистической диалектики.
Методическое замечание 1: чтобы понять значение диалектики для медицинского знания и образования, необходимо применить метод «сравнение и аналогия», то есть, увидеть связь между диалектикой и клиническим мышлением врача. Для этого надо:
- установить терминологические аналогии диалектики и медицины;
- показать место и методологическую роль диалектической исследовательской логики в медицинском познании. Приведем примеры в
таблицах (1,2).
Таб.1