Файл: 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 478

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части и их объединение в единое целое;

- абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с выделением интересующих исследователя свойств;

- идеализация – мысленный процесс образования абстрактных объектов;

- индукция – движение мысли от единичного к общему;

- дедукция – движение мысли от общего к единичному;

- аналогия – установление общего сходства в некоторых свойствах нетождественных объектов;

- моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте;

- системный подход -  совокупность общенаучных, методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

 

 

Вопрос пятый.  Наука и общество

 

- Возрастание роли знания в жизни общества сопровождается усилением знания наук, анализирующих знание и методы исследования. К этим наукам относятся: теория познания, методология, социология науки.

Наука развивается по собственным закономерностям, включающим преемственность, чередование спокойных и переломных периодов развития, сочетание процессов дифференциации и интеграции, расширение процесс компьютеризации, усиление ее роли в жизнедеятельности общества.

- Для представителей русской религиозной философии был характерен широкий диапазон оценок возможностей науки. Основоположником этой философии был В.Соловьев. Он говорил, что наука является важнейшим элементом цельного знания. Она составляет синтез с теологией и философией.

Н.А.Бердяев писал, что наука является одним из питающих источников философии, но философия не должна быть «служанкой» у науки. Он критиковал процесс механического переноса методов математики и естествознания в социальные науки.

- Л.Шестов говорил, что опыт шире, чем научный опыт, и наряду с научными существуют и ненаучные способы отыскания истины, которые не ограничиваются современными методологиями.

Методолог П.Фейерабенд развил идеи Н.Бердяева и Л.Шестова о роли науки в обществе. Он считал, что значение и роль разума не следует слишком преувеличивать и нужно уравнять науку с религией и другими духовными направлениями.


Критике разума уделяет большое внимание общественно-философское течение – постмодернизм. Оно ставит под сомнение науку как особый способ познания и как ядро всей культуры. Оно обвиняет науку в объективизме, редукционизме, в отрыве субъекта познания от объекта.

- В связи с возрастанием роли научного познания в современном мире возникло два противоположных направления: сциентизм и антисциентизм. Для сциентизма характерно возвышение роли науки в мире. Его представители рекомендуют внедрять науку в качестве эталона социальной ценности.

- Для антисциентизма характерна философско-мировоззренческая позиция. Сторонники данной позиции резко критикуют науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс.

- Нужно отметить, что одна и другая позиции содержат рациональные зерна. И объединив эти рациональные моменты, можно определить более точное место и роль науки в мире.

- Углубление взаимодействия науки, техники и производства является характерной чертой современного общественного развития:

            = наука обгоняет развитие техники и становится ведущей силой прогресса;

            = отмечается всестороннее развитие науки и проникновение ее во все сферы общественной жизни;

            = наука в большей степени ориентируется на человека, на развитие его интеллекта, творческих способностей.

- Рост интереса к социальным, человеческим аспектам привел к возникновению новой дисциплины – этики науки, занимающейся изучением соответствия научных теорий красоте и гармонии.

Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели структурно-функциональную систему научного познания.

К структурно – функциональной системе I закона диалектики мы отнесли его:

                        - основные понятия;

                        - аксиомы;

                        - функции.

 

1.1. Основные понятия I закона диалектики

           

- противоположности (единство и борьба противоположностей);

- противоречие (как возникновение, развитие, разрешение и взаимопереход противоположностей);

- взаимоотрицание, взаимозависимость, взаимоотношение.

 

1.2. Свойства I закона диалектики.

фундаментальность (всеобщность): действует без исключений, всеобще и однозначно во всех формах жизни (природы, общества, сознания):

            - при одних и тех же условиях действует на глубинном фундаментальном уровне живой материи, поэтому он есть явление:



            = объективное (действует непременно и однозначно);

            = необходимое (закономерное для всех форм жизни);

            = сущностное (работает с внутренними противоречиями живой материи);

            = устойчивое (действует одинаково при одних и тех же условиях);

            = повторяющееся (неизменное).

Именно эти свойства I закона диалектики позволяют его использовать в исследовательской деятельности.

 

1.3. Функции I закона диалектики

-действует на всех уровнях Вселенной;

- поддерживает фундаментальное свойство живой материи – ее «вечное движение» (и утверждает: «движение - вечно», а «покой - относителен»);

- работает только с внутренним источником движения и развития всех форм живой материи (физических, химических, биологических, общественных, духовных);

- функционирует как противоречивый механизм существования всех форм живой материи (объективный и субъективный реальности);

- является всеобщим механизмом зарождения всех форм и видов живой материи – их первоисточником (без исключений);

- поддерживает целостность, причинность рождения, закономерность явлений живой материи (в медицине – гомеостаз, равновесие внутренней среды организма);

- имеет свое морфологическое выражение, то есть, визуализирует свой противоречивый механизм действия (имеет свои проявления в объективном и субъективном мире).

В данном вопросе студент – медик должен знать базовые характеристики I закона диалектики, показать специфику I закона в системе трех законов диалектики, указать взаимосвязь диалектики и физиологии, овладеть логикой понимания диалектики.

 

2.1. Общая (базовая) характеристика материалистической диалектики.

В базовых характеристиках рассмотрим несколько аспектов:

- правильнее говорить не «диалектика», а «материалистическая диалектика» или «диалектический материализм». Это объясняется тем, что история диалектики насчитывает около трех тысяч лет, но «диалектический материализм» - это ее последний и самый высший уровень (связан с именами К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина);

- В настоящее время материалистическая диалектика – это теория и метод исследовательской деятельности. Поэтому она называется диалектической логикой познания;

- диалектическая логика – это структурно – логическая схема (система) мыслительной деятельности мозга: законы и категории диалектики – это глубина и направления мышления;


- диалектико – материалистическое мышление – это высший уровень мыслительной деятельности мозга. Мыслить диалектически – это мыслить фундаментально. То есть, развитый мозг мыслит диалектически. Отсюда прикладное значение материалистической диалектики в конкретном знании – клиническое мышление; инженерное мышление; политическое и военно-стратегическое мышление; управленческое мышление; этическое и эстетическое мышление; идеологическое мышление; религиозное, философское и научное мышление и др.;

- научность современного диалектического мышления доказана:

            = физикой (волновая, электромагнитная, квантовая, биофизика, ядерная и др.);

            = кибернетикой (механизмы саморегуляции, самоорганизации и самовоспроизводства любых явлений живой материи, нелинейное и синергетическое развитие процессов в природе и обществе, мышлении и сознании);

- успехами современной биохимии и цитологии (электронная гистохимия, электронная радиоавтография, гистоэнзимология, люминесцентная микроскопия и др.);

- технологическим уровнем развития онкологии, кардиологии, всех хирургических и терапевтических специальностей;

- развитием генетики, нанотехнологий и т.д.

Таким образом, диалектический материализм на сегодняшний день стал универсальной и всеобщей методологией научного познания.

В целом: методологический потенциал диалектики заключается в следующем:

- она способна критически осмыслить любые полярности (противоположности, противоречия);

- она стала логикой и теорией познания (по Э.В.Ильенкову);

- она превратилась в общенаучный метод  познания, а все остальные науки – частноконкретные ; они между собой взаимодействуют как «общее - частное» (по Б.М. Кедрову).

Взаимосвязь и соподчиненность законов материалистической диалектики и физиологии

а) Методическое замечание: в этом вопросе надо исходить из универсального (от слова «универсум» - Космос, Вселенная) и всеобщего характера законов диалектики. То есть, они действуют на всех уровнях и во всех видах и формах живой материи (в мире физическом, химическом, биологическом, социальном, психическом).

                                     NB: даже будущие науки (изучающие живую материю) будут возникать и 

                                           действовать на основе и в рамках этих трех законов диалектики.

б) Более того, физиологами (зарубежными и отечественными) в рамках «Теории общей патологии» доказано, что здоровье и болезнь развиваются тоже по этим трем законам диалектики. Приведем два примера из учебника Д.С.Саркисова «Очерки истории общей патологии» (с.190);


           - Р.Вирхов (отечественный патологоанатом): «Нет никакого существенного различия между физиологическими и патологическими законами, а также и между силою и материею, посредством которых происходит здоровая и больная жизнь, находится только очень существенное различие в условиях, при которых проявляются общие жизненные законы и при которых действуют сила и материя тела» (Дано: по Д.С.Саркисову, с.190).


       

2.3.Логика понимания и усвоения законов материалистической диалектики.

           Методическое замечание 1: чтобы понять значение диалектики для медицинского знания и образования, необходимо применить метод «сравнение и аналогия», то есть, увидеть связь между диалектикой и клиническим мышлением врача. Для этого надо:

           - установить терминологические аналогии диалектики и медицины;

           - показать место и методологическую роль диалектической исследовательской логики в медицинском познании. Приведем примеры в

             таблицах (1,2).

 

Таб.1